Контрольная работа по «Безопасности жизнедеятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:59, контрольная работа

Описание работы

Труд необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Физический труд характеризуется тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.

Содержание работы

1 Физиологические основы труда. Классификация и критерии оценки труда
2 Влияние освещения на зрение человека. Естественное и искусственное освещение (общая характеристика, классификация, нормирование, средства освещения)
3 ЧС техногенного характера (аварии на химически опасных объектах – общая характеристика, влияющие факторы, способы защиты населения)
4 Материальная ответственность работодателя перед работником

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного  профессионального образования

Кафедра безопасности жизнедеятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант № 19

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнил: ст. гр. ЭКБдо-13

                                                        Сухенко Г.В.

                                                                                       Проверил доцент 

                                                                                       кафедры безопасности

                                                                                       жизнедеятельности                                                                              

                                                                                       Бондарь И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 

2013

Содержание

 

  1. Физиологические основы труда. Классификация и критерии оценки труда
  2. Влияние освещения на зрение человека. Естественное и искусственное освещение (общая характеристика, классификация, нормирование, средства освещения)
  3. ЧС техногенного характера (аварии на химически опасных объектах – общая характеристика, влияющие факторы, способы защиты населения)
  4. Материальная ответственность работодателя перед работником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физиологические основы труда. Классификация и критерии оценки труд

 

Труд необходим  для оптимального протекания биологических  процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Физический труд характеризуется  тяжестью и связан с выполнением статической и динамической работы, а умственный связан с напряженностью на фоне статического напряжения. В основе физического и умственного труда лежат одни и те же центральные механизмы. Физический труд отличается большим расходом энергии, потреблением кислорода, быстрым развитием утомления и относительно низкой производительностью.

Статическая работа более  утомительна, чем динамическая. При  динамической работе благодаря чередованию  процессов сокращения и расслабления мышц последние они отдыхают. Сокращающиеся скелетные мышцы одновременно действуют, как микронасосы, облегчая кровообращение и выполняя функцию «периферического сердца». При статической работе напряжение мышц длится непрерывно, сосуды в них постоянно сдавлены, и нормальное кровообращение затруднено. Это приводит к застою крови, накоплению в мышцах и в организме продуктов неполного окисления.

Умственная работа относится  к числу весьма трудоемких и напряженных.

Прежде всего, необходима ясная и четкая работа головного мозга: внимание и память, которую большинство людей считают главным залогом успеха в умственном труде. Внимание имеет волнообразные колебания в силу естественных физиологических причин – периодическое повышение возбудимости мозга сменяется понижением его активности и связано с появлением и поддержанием стойкого очага возбуждения в одном (или нескольких) вполне определенных центрах мозга. Память связана с сохранением стойких следов возбуждения (или внутреннего торможения) в разнообразных центрах коры больших полушарий головного мозга.

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические  особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается  ускоренный рост костей скелета и  мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем – слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, несовершенство процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Поэтому в данном случае важны профессиональные отбор и ориентация, основанные на медицинских показателях и на точном выяснении требований трудового процесса к степени функционального напряжения различных физиологических систем.

Для лиц в возрасте 16–18 лет установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей: масса переносимого груза не должна превышать 4,1 кг.

Выраженные половые различия в напряжении физиологических функций, меньшая работоспособность и  производительность труда, развитие в более ранние сроки некомпенсированного утомления, значительная частота нарушений в осуществлении специфических функций являются основанием для включения в классификацию тяжести и напряженности труда градаций по половому признаку. Установлены эти градации по воздействию микроклимата, химических веществ, воздействию шума и вибрации.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза  при условии чередования этого  труда с другими видами работ  до 2 раз в час составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены – 7 кг.

Так как организм женщины  особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Для всех работающих на предприятиях должны соблюдаться: температура, относительная  влажность, скорость воздуха, характер одежды, интенсивность производимой работы и характер тепловыделений в  рабочем помещении, учитывающие физиологические особенности человека.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные УТ (1-й  класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности, неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

Допустимые УТ (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые УТ условно относят к безопасным.

Вредные УТ (3-й  класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные УТ по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) — УТ характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) — УТ, при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводят в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратойтрудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса (3.3) — УТ, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса (3.4) — УТ, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Опасные (экстремальные) УТ (4-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены(или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах.

Гигиенические нормативы (ГН) обоснованы с учетом 8-часовой рабочей  смены. При большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована  с органами ГСЭН.

Работа в условиях превышения ГН является нарушением законодательства РФ и основанием для использования органами ГСЭН и др. контролирующими организациями предоставленных им законом прав для применения санкций.

В случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодательне может в полном объеме обеспечить соблюдение ГН на рабочих местах, органы и организации госсанэпидслужбы, рассмотрев ТЭО и др. необходимые документы, могут разрешить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов (защита временем).

При этом каждый работник должен получить полную информацию об УТ, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых СИЗ, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновременно учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки перспективного плана мероприятий по нормализации УТ.

Превышение ГН, обусловленное  особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (напр., труд летчиков, моряков, водолазов и т. п.), является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях. При этом УТ оценивают в соответствии с гигиеническими критериями, позволяющими определить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих ГН.

Работа в  опасных УТ (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидацииаварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться с применением соответствующих СИЗ и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Допустимое  время контакта работников отдельных  профессиональных групп, занятых во вредных УТ (защита временем), за рабочую  смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) может быть установлено учреждениями госсанэпидслужбы или др. организациями гигиенического профиля на основе утвержденных (центрами ГСЭН) методик оценки риска повреждения здоровья работников. Защита временем уменьшает риск повреждения здоровья работника, но не изменяет класс условий его труда.

 

 

 

  1. Влияние освещения на зрение человека. Естественное и искусственное освещение (общая характеристика, классификация, нормирование, средства освещения)

 

Рациональное  освещение помещений и рабочих  мест – один из важнейших элементов благоприятных условий труда. При правильном освещении повышается производительность труда, улучшаются условия безопасности, снижается утомляемость. При недостаточном освещении рабочий плохо видит окружающие предметы и плохо ориентируется в производственной обстановке. Успешное выполнение рабочих операций требует от него дополнительных усилий и большого зрительного напряжения. Неправильное и недостаточное освещение может привести к созданию опасных ситуаций.

Недостаток естественного света восполняется искусственным освещением.

Основные гигиенические  требования к искусственному освещению  производственных помещений сводится к тому, чтобы:

  • света было достаточно;
  • осветительные приборы были легкоуправляемыми и безопасными;
  • выбор источников света производился с учетом восприятия цветового решения интерьера.

2. Системы и виды производственного освещения

При освещении производственных помещений используют естественное освещение, искусственное освещение  и совмещенное освещение, при  котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняются искусственным.

Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое (одно- и двухстороннее), осуществляемое через световые проемы в наружных стенах; верхнее – через аэрационные и зенитные фонари, проемы в кровле и перекрытиях; комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.

Информация о работе Контрольная работа по «Безопасности жизнедеятельности»