Курс лекций по "Гражданской обороне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит Курс лекций по "Гражданской обороне".

Содержание работы

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического и биологического характера…………………………………………………………………………3
1.1. Характеристика очагов поражения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера………………………………………………………………………………3
1.2. Характеристика поражающих факторов, возникающих в очаге поражения при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое)………………….………………………………………………………………5
Тема 2. Правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………………………………………...............7
2.1. Общие правила выживания при разливе ртути, выбросе аммиака, хлора, при отравлении угарным газом…………………………………………………………………………7
2.2. Виды пожаров, причины их возникновения……………………………………………..10
2.3. Мероприятия по предупреждению пожаров……………………………………………..10
Тема 3. Закон РБ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 5.07.1988г…………………………………………………………..11
3.1. Права и обязанности граждан РБ в области защиты населения и территорий от ЧС…………………………………………………………………………...........................................11
3.2. Директива Президента РБ № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»…………………………………………………………………….11
Тема 4. Способы защиты населения и ликвидация последствий ЧС………………...15
4.1. Эвакуация населения в мирное и военное время. Работа эвакопункта отправки и эвакоприемного пункта……………………………………………....…………………………..15
4.2. Виды обеззораживания территорий и санитарная обработка людей…................16
Тема 5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность…………………………………………………………...........................................18
5.1. Устойчивость объектов к воздействию поражающих факторов…………………..18
Литература…………………………………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

СУРС (ГО).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Для защиты от хлора можно использовать промышленные фильтрующие противогазы марки «В» и «М», гражданские противогазы ГП-5, детские противогазы и защитные детские комплекты, также ватно-марлевые повязки, смоченные водой.

Отравление угарным газом

Угарный газ - бесцветный газ, образующийся при неполном сгорании углеродосодержащих веществ.

Острое отравление угарным газом  может проявляться в легкой, средней  и тяжелой степени.

Признаки отравления:

    1. Легкая и средняя степени отравления проявляются головной болью меньшей или большей интенсивности, тошнотой, рвотой, общей слабостью, нарушением сердечной деятельности, обмороками.
    2. Тяжелая степень характеризуется развитием коматозного состояния с нарушением сердечной деятельности и дыхания, непроизвольным мочеиспусканием, исчезновением всех поверхностных и глубоких рефлексов.  Может наступить смерть от паралича дыхательного или сердечно-сосудистого центра продолговатого мозга.

В случае более благоприятного течения  наблюдается постепенный выход  из комы с развитием психомоторного возбуждения. Двигательное возбуждение затем сменяется сонливостью, нарушением памяти. Возможно развитие грубой очаговой симптоматики за счет поражения головного и спинного мозга.

Первая помощь при остром отравлении угарным газом заключается в  том, чтобы немедленно вынести пострадавшего из зоны отравления и применять реанимационные мероприятия для восстановления дыхания и сердечной деятельности: вдыхание карбогена, управляемое аппаратное дыхание, сердечные средства, обменное переливание крови.  При резком возбуждении и судорогах назначают хлоралгидрат, аминазин.  В последующем рекомендуются биостимуляторы, гидротерапия, массаж, лечебная физкультура.

Профилактика производственных отравлений угарным газом требует систематического контроля над его содержанием в рабочих помещениях, организации приточно-вытяжной вентиляции, герметизации производственных процессов, связанных с образованием угарного газа.

2.2.Виды пожаров, причины их  возникновения

Пожары – неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей.

Причины: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, молнии, самовозгорание сухой растительности и торфа.

Основные виды пожаров:

  1. Природные:
    1. лесные низовые пожары – характеризуются горением лесной подстилки, надпочвенного покрова и подлеска без захвата крон деревьев.
    2. лесные верховые пожары развиваются из низовых и характеризуются горением крон деревьев.
    3. подземные пожары – возникают как продолжение низовых или верховых лесных пожаров и распространяются по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более.
    4. степные (полевые) пожары – возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов.
  2. Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах.)
  3. Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).

 

 

2.3.Мероприятия по предупреждению  пожаров

К числу мероприятий по предупреждению пожаров относят: строгое соблюдение специфических мер безопасности; организация оповещения руководящего состава, формирований и населения; специальная подготовка и оснащение формирований.

Наиболее эффективное мероприятие: закладка в проекты создаваемых  объектов технологических решений, которые уменьшают вероятность  пожара.

Для предупреждения возгораний в жилище необходимо соблюдать несложные правила пожарной безопасности:

    • не оставлять включенными электроприборы;
    • не включать в одну розетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, а также не перегружать розетку;
    • не применять бенгальские огни, хлопушки, свечи и другие пиротехнические изделия в квартирах;
    • не устраивать игры со спичками, другими не затушенными предметами и всеми легковоспламеняющимися предметами;
    • не использовать бензин для растопки печи;
    • не заправлять керосиновые приборы во время их горения и т.д.

Тема 3. Закон РБ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 5.07.1988 г.

3.1. Права и обязанности граждан РБ в области защиты населения и территорий от ЧС

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Неисполнение (уклонение от исполнения) таких мероприятий влечет за собой установленную ответственность юридических лиц - потенциальных источников опасности техногенных ЧС, а также должностных лиц этих предприятий.

Планирование и осуществление  мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий  по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Обеспечение безопасности на предприятиях соответствующей территории, а также создание финансовых и материально-технических резервов для ликвидации последствий возможных ЧС являются обязательной составной частью деятельности каждого предприятия - потенциального источника техногенных ЧС, органов государственной власти и местного самоуправления.

3.2. Директива Президента РБ № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

Безответственность и халатность, невыполнение требований пожарной безопасности, строительных норм приводят к гибели людей.

В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций в 2003 году погибло почти 1300 человек. Ущерб экономике и экологии страны от пожаров ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.

Имеет место гибель военнослужащих Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов при обстоятельствах, не связанных с профессиональным риском.

Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники  безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей.

Одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного  травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство.

В прошлом году за распитие спиртных напитков на рабочих местах органами внутренних дел привлечено к административной ответственности свыше 50 тысяч работников организаций всех форм собственности. От управления автотранспортом отстранены 83,8 тысячи водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 1,8 тысячи человек, получили ранения и увечья 7,4 тысячи.

Указанные факты свидетельствуют  о наличии серьезных недостатков  в функционировании системы обеспечения  общественной безопасности, о неполном выполнении органами государственного управления своих задач в данной сфере. Это подтверждают и обращения граждан, поступающие на рассмотрение Главы государства. В результате общество несет невосполнимые потери, а имеющиеся резервы для улучшения положения в стране остаются неиспользованными.

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:

1. Совету Министров Республики  Беларусь, республиканским и местным  органам государственного управления, другим государственным органам  и организациям:

1.1. В 2004 году повсеместно провести  обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;

1.2. Организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

1.3. Включить в перечень критериев  оценки работы руководящих кадров  всех уровней показатели состояния  трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда  в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;

1.4. Обеспечивать безусловное и  немедленное расторжение контрактов  с работниками за нарушение  правил охраны труда и техники  безопасности, повлекшее увечье  или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;

1.5. Регулярно анализировать практику  реагирования на обращения граждан.  По выявлении фактов бюрократизма  и волокиты, нарушения порядка  рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;

1.6. До 1 июня 2004 г. принять необходимые  решения:

о повышении персональной ответственности  руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;

об усилении контроля над качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения;

о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения  законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.

2. Совету Министров Республики  Беларусь:

2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;

2.2. совместно с Государственным  секретариатом Совета Безопасности  разработать и до 1 июня 2004 г. представить  Президенту Республики  Беларусь  проект правового акта, в котором  предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций  и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004-2007 годы;

2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые  решения либо в установленном  порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов:

о повышении безопасности дорожного  движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности  должностных лиц за незаконную регистрацию  автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений;

об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;

об увеличении платы за пользование  природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

3. Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел  совместно с Министерством транспорта  и коммуникаций, Государственным  комитетом по авиации, Белорусской  железной дорогой и Минским  горисполкомом разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене.

4. Министерству по чрезвычайным  ситуациям, Министерству внутренних дел, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 апреля 2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

5. Комитету государственного контроля  усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

6. Министерству информации, печатным  и электронным средствам массовой  информации:

с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов;

систематически освещать организаторскую  и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.

7. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 октября 2004 г.: обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов.

Учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, обращаюсь:

Информация о работе Курс лекций по "Гражданской обороне"