Курсовая работа по «Безопасности жизнедеятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

По результатам проверки соответствия рабочего места требованиям безопасности заполняют карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативное и фактическое значение факторов, характеризующих условия труда. Величины отклонения их от нормы, наличие и степени выраженности тяжести и напряженности труда, наличие соответствия требованиям безопасности средств коллективной и индивидуальной защиты, средств обучения, соответствие требованиям безопасности оборудования, а также производится гигиеническая классификация условий труда, согласно Р. 2.2.755-06.

Содержание работы

1. Описание рабочего места
1.1 Обязанности
2. Воздействие негативных факторов производственной среды на человека
2.1 Персональный компьютер.
2.2. Принтер.
2.3.Телефон
2.4 Опасность сидячей работы
2.5 Электробезопасность
2.6 Освещение
2.7 Параметры микроклимата
3. Эргономические требования к рабочему месту
4. Режим труда
5. Расчет освещенности
5.1 Расчет уровня шума
6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
6.1 Борьба с пылью
6.2 Мероприятия по защите от пыли:
6.3 Мероприятия по борьбе с шумом:
6.4 Освещение
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Готовый курсов.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной  утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.

Существует три вида освещения - естественное, искусственное и совмещенное (естественное и искусственное вместе)

Естественное освещение - освещение помещений дневным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях помещений. Естественное освещение характеризуется тем, что меняется в широких пределах в зависимости от времени  дня, времени года, характера области и ряда других факторов.

Искусственное освещение применяется при работе в темное время суток и днем, когда не удается обеспечить нормированные значения коэффициента естественного освещения (пасмурная погода, короткий световой день). Освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным, называется совмещенным освещением.

Искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное. Рабочее освещение, в свою очередь, может быть общим или комбинированным. Общее - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно или применительно к расположению оборудования. Комбинированное - освещение, при котором к общему добавляется местное освещение.

Согласно СНиП II-4-79 в помещениях офисных центров необходимо применить систему комбинированного освещения.

Кроме того все поле зрения должно быть освещено достаточно равномерно – это основное гигиеническое требование. Иными словами, степень освещения помещения и яркость экрана компьютера должны быть примерно одинаковыми, т.к. яркий свет в районе периферийного зрения значительно увеличивает напряженность глаз и, как следствие, приводит к их быстрой утомляемости.

 В офисе ОАО “ВымпелКом”  естественное освещение достаточно  хорошее, т.к. стоит большое  окно и в летнее время, в  солнечные дни примерно с восьми  утра и до обеда, нет необходимости использовать искусственное освещение. В искусственное освещение входит 4 блока по четыре лампы каждый, располагающихся на потолке, белого цвета, и плюс у каждого стола находится индивидуальная лампа накаливания. Цвет стен светлый.

2.7 Параметры микроклимата

 

Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время  как необходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание постоянства температуры тела благодаря терморегуляции, т.е. способности организма регулировать отдачу тепла в окружающую среду. Принцип нормирования микроклимата – создание оптимальных условий для теплообмена тела человека с окружающей  средой.

Вычислительная техника является источником существенных тепловыделений, что может привести к повышению  температуры и снижению относительной влажности в помещении. В помещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться определенные параметры микроклимата. В санитарных нормах СН-245-71 установлены величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы устанавливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и характера производственного помещения.

 Офис ОАО Вымпелком находится  на границе города с областью, в близи нет не каких предприятий,  заводов выбрасывающих вредные вещества. В качестве вентиляции помещения используется форточка, в жаркую погоду кондиционер, других принудительных вентиляций нет.

 

3. Эргономические требования к рабочему месту

 

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места  должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

Эргономическими аспектами проектирования рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры  пространства для ног,  требования к расположению документов на рабочем месте  (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.

Главными элементами рабочего места  являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное  утомление. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.

Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.

 
Оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости:

ДИСПЛЕЙ размещается в зоне а (в центре);

СИСТЕМНЫЙ БЛОК размещается в предусмотренной  нише стола;

КЛАВИАТУРА - в зоне г/д;

«МЫШЬ» - в зоне в справа;

СКАНЕР в зоне а/б (слева);

ПРИНТЕР находится в зоне а (справа);

ДОКУМЕНТАЦИЯ: необходимая  при работе - в зоне легкой досягаемости ладони – в, а в выдвижных ящиках стола - литература, неиспользуемая постоянно.

На рис. показан пример размещения основных и периферийных составляющих ПК на рабочем столе программиста.

1 – сканер, 2 – монитор, 3 – принтер, 4 – поверхность рабочего  стола,

5 – клавиатура, 6 – манипулятор  типа «мышь».

Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим  условиям [26]:

  • высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;
  • нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы программист мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;
  • поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения программиста;
  • конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей).
  • высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760мм. Высота поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть около 650мм.

Большое значение придается характеристикам  рабочего кресла. Так, рекомендуемая  высота сиденья над уровнем пола находится в пределах 420-550мм. Поверхность сиденья мягкая, передний край закругленный, а угол наклона спинки - регулируемый.

Необходимо предусматривать при  проектировании возможность различного размещения документов: между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда монитор имеет низкое качество изображения,  например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450мм). Вообще при высоком качестве изображения на мониторе расстояние от глаз пользователя до экрана,  документа и клавиатуры может быть равным.

Положение экрана определяется:

  • расстоянием считывания (0,6…0,7м);
  • углом считывания, направлением взгляда на 20° ниже горизонтали к центру экрана,  причем  экран перпендикулярен этому направлению.

Должна также предусматриваться возможность регулирования экрана:

  • по высоте +3 см;
  • по наклону от -10° до +20° относительно вертикали;
  • в левом и правом направлениях.

Большое значение также придается  правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя следующие:

  • голова не должна быть наклонена более чем на 20°,
  • плечи должны быть расслаблены,
  • локти - под углом 80°…100°,
  • предплечья и кисти рук - в горизонтальном  положении.

Причина неправильной позы пользователей обусловлена следующими факторами: нет хорошей подставки для документов, клавиатура находится слишком высоко, а документы - низко, некуда положить руки и кисти, недостаточно пространство для ног.

В целях преодоления указанных недостатков даются общие рекомендации: лучше передвижная клавиатура; должны быть предусмотрены специальные приспособления для регулирования высоты стола, клавиатуры и экрана, а также подставка для рук.

Существенное значение для производительной и качественной работы на компьютере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение яркостей символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана дисплея составляет 60…80 см, то высота знака должна быть не менее 3мм, оптимальное соотношение ширины и высоты знака составляет 3:4, а расстояние между знаками – 15…20% их высоты. Соотношение яркости фона экрана и символов - от 1:2 до 1:15 [22].

Во время пользования компьютером  медики советуют устанавливать монитор на расстоянии 50-60 см от глаз. Специалисты также считают, что верхняя часть видеодисплея должна быть на уровне глаз или чуть ниже. Когда человек смотрит прямо перед собой, его глаза открываются шире, чем когда он смотрит вниз. За счет этого площадь обзора значительно увеличивается, вызывая обезвоживание глаз. К тому же если экран установлен высоко, а глаза широко открыты, нарушается функция моргания. Это значит, что глаза не закрываются полностью, не омываются слезной жидкостью, не получают достаточного увлажнения, что приводит к их быстрой утомляемости.

Для профилактики заболевания глаз следует производить успокаивающие  и расслабляющие зрение упражнения. Они выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном  дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Создание благоприятных условий  труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест на производстве имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда.

 

4. Режим труда

 

Как уже было неоднократно отмечено, при работе с персональным компьютером  очень важную роль играет соблюдение правильного режима труда и отдыха. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.

В табл. представлены сведения о регламентированных перерывах, которые необходимо делать при работе на компьютере, в зависимости от продолжительности рабочей смены и ПЭВМ (в соответствии с СанПиН 2.2.2 542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ»).

Таблица Время регламентированных перерывов при работе на компьютере

Категория работы

с ВДТ или ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену  при видах работы с ВДТ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин

Группа А, количество знаков

Группа Б, количество знаков

Группа В, часов

При 8-часовой смене

При 12-часовой смене

I

до 20000

до 15000

до 2,0

30

70

II

до 40000

до 30000

до 4,0

50

90

III

до 60000

до 40000

до 6,0

70

120


 

Примечание. Время перерывов дано при соблюдении указанных Санитарных правил и норм. При несоответствии фактических условий труда требованиям Санитарных правил и норм время регламентированных перерывов следует увеличить на 30%.

В соответствии со СанПиН 2.2.2 546-96 все  виды трудовой деятельности, связанные  с использованием компьютера, разделяются на три группы:

группа А: работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;

группа Б: работа по вводу информации;

группа В: творческая работа в режиме диалога с ЭВМ.

Эффективность перерывов повышается при сочетании с производственной гимнастикой или организации специального помещения для отдыха персонала с удобной мягкой мебелью, аквариумом, зеленой зоной и т.п.

5. Расчет освещенности

 

Расчет освещенности рабочего места  сводится к выбору системы освещения, определению необходимого числа светильников, их типа и размещения. Исходя из этого, рассчитаем параметры искусственного освещения.

Обычно искусственное освещение  выполняется посредством электрических  источников света двух видов: ламп накаливания и люминесцентных ламп. Будем использовать люминесцентные лампы, которые по сравнению с лампами накаливания имеют ряд существенных преимуществ :

  • по спектральному составу света они близки к дневному, естественному свету;
  • обладают более высоким КПД (в 1,5-2 раза выше, чем КПД ламп накаливания);
  • обладают повышенной светоотдачей (в 3-4 раза выше, чем у ламп накаливания);
  • более длительный срок службы.

Информация о работе Курсовая работа по «Безопасности жизнедеятельности»