Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Сущность спасательных и других неотложных работ (СиДНР) – это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнеобеспечения населения, предотвращение или значительное уменьшение материальных ущербов. СиДНР разделяют на спасательные работы и другие неотложные работы.
К спасательным работам относятся:
— разведка маршрута выдвижения формирований, определение объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара;

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)
  1. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

 

1. Спасательные  и другие неотложные работы

 

 

1.1 Основы  спасательных и других неотложных  работ

Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и ликвидации их последствий для Украины является одной из наиболее актуальных.

В статье 8 Закона Украины «О Гражданской обороне» сказано: руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности обеспечивают своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организовывают эвакомероприятия, создают силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечивают их готовность к практическим действиям, выполняют другие мероприятия по ГО и несут связанные с этим материальные и финансовые затраты.

Сущность спасательных и других неотложных работ (СиДНР) – это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнеобеспечения населения, предотвращение или значительное уменьшение материальных ущербов. СиДНР разделяют на спасательные работы и другие неотложные работы.

К спасательным работам относятся:

— разведка маршрута выдвижения формирований, определение объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара;

— локализация и тушения пожаров на маршруте выдвижения формирований и участках работ;

— определение объектов и населенных пунктов, которым непосредственно угрожает опасность;

— определение нужной группировки сил и средств предотвращения и локализации опасности;

— поиск пораженных и освобождение их из-под завалов, поврежденных и горящих домов, из загазованных и задымленных помещений;

—вскрытие заваленных защитных сооружений и спасание из них людей;

— предоставление пострадавшим первой помощи и эвакуация их (при необходимости) в лечебные учреждения;

— вывоз или вывод населения из опасных мест в безопасные районы;

— организация комендантской службы, охрана материальных ценностей и общественного порядка;

— восстановление жизнеспособности населенных пунктов и объектов;

— поиск, опознание и погребения погибших;

— санитарная обработка пораженных;

— обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, территорий, сооружений, а также техники;

— социально-психологическая реабилитация населения.

К другим неотложным работам относятся:

— прокладывание колонных путей и устроение проездов (проходов) в завалах и на зараженной территории;

— локализация аварий на водопроводных, энергетических, газовых и технологических сетях;

— ремонт и временное восстановление работы коммунально-энергетических систем и сетей связи для обеспечения спасательных работ;

— укрепление или разрушение конструкций, которые угрожают обвалом и безопасному ведению работ;

Спасательные и другие неотложные работы осуществляются в три этапа.

На первом этапе решаются задачи:

— экстренной защиты населения;

— предотвращение развития или уменьшения влияния последствий;

— подготовка к выполнению СиДНР.

Основными мероприятиями по экстренной защите населения являются:

— оповещение об опасности;

— использование средств защиты;

— соблюдение способов защиты;

— эвакуация из опасных районов в безопасные;

— осуществление санитарно-гигиенической, противоэпидемической профилактики и предоставление медпомощи;

— локализация аварий;

— остановка или изменение технологического процесса производства;

— предупреждение (предотвращение) и гашение пожаров.

На втором этапе проводятся:

— поиск пострадавших;

— извлечение пострадавших из-под завалов, из горящих домов, поврежденных транспортных средств;

— эвакуация людей из зоны бедствия, аварии, очага поражения;

— оказание медпомощи;

— санитарная обработка людей;

— обеззараживание одежды, имущества, техники, территории;

— проведение других неотложных работ, которые оказывают содействие и обеспечивают осуществление спасательных, работ.

На третьем этапе решается задача обеспечения жизнедеятельности населения в районах, которые потерпели от последствий ЧС;

— восстановление или строительство жилья;

— восстановление энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения, линий связи;

— организация медицинского обслуживания;

— обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости;

— обеззараживание продовольствия, воды, фуража, техники, имущества, территории;

— социально-психологическая реабилитация;

— возмещения убытков;

— обеззараживание имущества, территории, техники.

 

 

1.2 При авариях на радиационно-опасных объектах

 

 

Степень радиационной опасности для населения определяется количеством и составом радионуклидов, выброшенных во внешнюю среду, расстоянием от места аварии к населенному пункту, метеоусловий и времени года во время аварии. Организация и проведение СиДНР при аварии на АЭС состоит в выполнении мероприятий, к которым относятся:

— оповещение населения об аварии и постоянное его информирование о создавшейся обстановке и порядке действий в данных условиях;

— использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

— организация дозиметрического контроля;

— проведение йодной профилактики населения, которое оказалось в зоне радиохимического заражения;

— введение ограниченного пребывания населения на открытой местности (режимы радиационной защиты);

— проведение эвакуации населения (по распоряжению Правительства) и прочие мероприятия.

 

 

1.3 При аварии на ХОО с выбросом (выливом) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ)

 

 

При возникновении очага химического поражения немедленно оповещаются рабочие, служащие и население, которые оказались в зоне заражения и в районах, которым угрожает опасность заражения. Высылается радиационная, химическая и медицинская разведка для уточнения места, времени, типа и концентрации СДЯВ, определения границы очага поражения (зоны заражения) и направления распространения зараженного воздуха.

Для ликвидации последствий химического заражения и проведения спасательных работ в первую очередь привлекаются санитарные дружины, сводные отряды (команды, группы), команды (группы) обеззараживания, формирования механизации.

Личный состав формирований обеспечивается средствами индивидуальной защиты, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами и подготавливается к порядку действий в очаге поражения.

В очаге химического поражения, прежде всего, предоставляется помощь пострадавшим (пораженным), проводится отбор пораженных в зависимости от степени поражения и организовывается эвакуация в медицинские учреждения.

Формирования обеззараживания дегазируют проезды и переходы, территорию, сооружения, технику, чем обеспечивают действия других формирований, а также вывод населения из очага химического поражения.

После завершения спасательных работ или замены формирования направляются на пункты специальной обработки. Пункты специальной обработки развертываются на незараженной территории (местности) и вблизи маршрутов, выхода формирований и населения.

 

 

1.4 В очаге бактериологического (биологического) поражения

 

 

Работы осуществляются по решению старшего начальника ГО. Работами относительно ликвидации бактериологического очага руководит начальник ГО объекта, а организацией и проведением медицинских мероприятий – начальник медицинской службы.

В очаге бактериологического (биологического) поражения организовываются и проводятся:

— бактериологическая разведка и индикация бактериальных средств;

— карантинный режим или обсервация в соответствии с решением старшего начальника;

— санитарная экспертиза;

— контроль заражения продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживания;

— противоэпидемические, санитарно-гигиенические, специальные профилактические, лечебно-эвакуационные, противоэпизоотические, ветеринарно-санитарные мероприятия, а также санитарно-разъяснительная робота.

При организации работ относительно ликвидации очага бактериологического (биологического) поражения учитываются:

— способность бактериальных средств служить причиной инфекционных заболеваний среди людей и животных;

— способность некоторых микробов и токсинов продолжительное время сохраняться во внешней среде;

— наличие и продолжительность инкубационного периода выявления болезни;

— сложность лабораторного выявления примененного возбудителя и продолжительность определения его вида;

— опасность заражения личного состава формирований и необходимость применения средств индивидуальной защиты.

Во всех случаях в очаге бактериологического (биологического) поражения одно из первоочередных мероприятий – проведение профилактического лечения населения от особенно опасных инфекционных болезней.

Для проведения мероприятий по ликвидации очага бактериологического поражения привлекаются в первую очередь, силы и средства, которые оказались на территории очага, в том числе санитарно-эпидемические станции (СЭС), ветеринарные станции, передвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, больницы, поликлиники и прочие медицинские и ветеринарные учреждения и формирования.

 

 

1.5 Особенности  проведения спасательных и других  неотложных работ в очагах  поражения

 

 

Организовать и провести СиДНР в очагах комбинированного поражения намного сложнее, чем в очагах радиационного (ядерного), химического или бактериологического (биологического) поражения. Это поясняется сложностью обстановки, которая может возникнуть вследствие применения противником ядерного, химического и бактериологического оружия или при одновременном возникновении аварии на АЭС, химически опасном объекте.

С целью достижения максимальных результатов СиДНР в очагах комбинированного поражения организовывают и беспрерывно ведутся все виды разведки. К определению вида примененных противником бактериальных средств все мероприятия организовываются в режиме защиты от особенно опасных инфекционных заболеваний.

Главные усилия разведки направляются на выявление типа, концентрации и направления распространения отравляющих веществ, радиоактивного облака, способов применения и установления возбудителей инфекционного заболевания, границ зон радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.

В очагах комбинированного поражения в первую очередь определяют наиболее опасный поражающий фактор, который несет наибольшую угрозу поражения, и принимают немедленные меры предотвращения или снижение к минимуму его действия, а потом приступают к ликвидации последствий действия всех других поражающих факторов в обстановке, которая возникла (произошла).

При организации проведения СиДНР и определении их объема учитываются особенности, характерные лишь для очага комбинированного поражения. Личный состав формирований обязательно должен использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи, а также иметь запасные противогазы для пораженных. Работа в СИЗ заметно снизит темпы СиДНР. Допустимое время пребывания в средствах защиты может быть довольно коротким. Например, при температур воздуха +30 °С и выше продолжительность пребывания в очаге составляет 15 минут, при_ +25-29 °С – 30 мин.; при +20-24 °С – 48 мин.; при +15-19 "С – 2 часа; при + 15 °С и ниже – 3 часа

 

 

1.6 Особенность  аварийных работ в районах  стихийного бедствия

 

 

Стихийные действия сил природы, пока что не всегда подвластны человеку, наносят экономике государства и населению значительные убытки. Стихийные бедствия возникают неожиданно и могут разрушать дома и сооружения, уничтожать материальные ценности, нарушать процессы производства, приводить к гибели людей и животных.

По характеру своего действия на объекты отдельные явления природы можно приравнять к действию некоторых поражающих факторов современных видов оружия. Например, для ликвидации последствий стихийного бедствия привлекаются формирования общего назначения, формирования служб ГО, а также подразделения МО, войск МЧС и других силовых структур Украины.

Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийного бедствия – спасение людей и материальных ценностей.

В районе стихийного бедствия разведка определяет: границы района бедствия и направление его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает опасность, места скопления людей, пути следования сил и техники, состояние и характер разрушений домов и сооружений, состояние людей в поврежденных зданиях, характер и место аварий на коммунально-энергетических сетях, объем работ по их локализации и ликвидации.

В состав разведывательных формирований желательно привлекать людей, которые знают – данную местность, расположения объекта, коммунальных сетей и специфику производства.

1.7. Для ликвидации  последствий землетрясений привлекаются  формирования, оснащенные инженерной  техникой (бульдозерами, экскаваторами, кранами, домкратами, бензорезами) и  другой мощной техникой и инструментом.

При проведении СиДНР в районе землетрясения в первую очередь:

— извлекают людей из-под завалов, из разрушенных и горящих домов и оказывают им первую медпомощь;

— устраивают проезды (переходы) в завалах;

— локализуют и устраняют аварии на инженерных сетях, которые угрожают жизни людей или препятствуют проведению спасательных работ;

Информация о работе Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций