Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 18:26, реферат
Медицина катастроф -- область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач -- множество больных» («Айболит»), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач -- один больной».
Введение…………………………………………………………………………………..стр 2
1.Понятие медицины катастроф, ее основные задачи……………………………….…стр 3
2.Всероссийская служба медицины катастроф…………………………………..….…стр 4
2.1.Организация Всероссийской службы медицины катастроф………………....стр 4-5
2.2 Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф………..стр 5-7
2.3 Формирования и учреждения службы МК Минздрава России……………..стр 7-11
Заключение……………………………………………………………………………..стр 12
Список использованной литературы…………………………………………………..стр 13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие медицины катастроф,
ее основные задачи………………………………
2.Всероссийская служба
медицины катастроф………………………………
2.1.Организация Всероссийской службы медицины катастроф………………....стр 4-5
2.2 Органы
управления Всероссийской
2.3 Формирования
и учреждения службы МК
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Одной из основных характеристик чрезвычайной ситуации является внезапное возникновение значительного числа пораженных, многие из которых нуждаются в безотлагательной медицинской помощи, и невозможность имеющимися в данном месте силами и средствами своевременно ее оказать.
На обширной территории Российской Федерации распространен почти весь комплекс природных и техногенных бедствий, которые стали явлениями распространенными и частыми, а их медико-санитарные последствия - более тяжелыми. Подобная ситуация характерна и для социальных потрясений - военных конфликтов, войн и эпидемий. При этом медико-санитарные последствия при крупных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях по количеству и тяжести часто оказываются близкими к потерям на войне. Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций характерна и для других стран мира.
В чрезвычайных ситуациях объем работы по медико-санитарному обеспечению населения в целом и содержание лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических и других мероприятий в частности определяются чаще всего не столько медицинскими показаниями (что является решающим фактором в обычных условиях), сколько сложившимися в результате чрезвычайной ситуации конкретными условиями: количеством поступающих на этапы медицинской эвакуации пораженных и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, наличием средств для эвакуации пораженных и лечебно-профилактических учреждений в районе ЧС, состоянием их оснащенности, наличием резерва медицинского имущества, временем года, состоянием погоды и др.
За последние годы разработаны принципы организации медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях. В системе здравоохранения страны созданы специальные службы: для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время - служба медицины катастроф, а в военное время - медицинская служба гражданской обороны.
1.Понятие медицины катастроф, ее основные задачи.
Медицина катастроф -- область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач -- множество больных» («Айболит»), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач -- один больной».
Чрезвычайная ситуация -- внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (1--10 пострадавших), территориального (10--50 пострадавших), регионального (50--500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня. Существует понятие «чрезвычайная ситуация в медицине» -- положение, когда органы здравоохранения (различного уровня) не справляются на месте с наплывом пострадавших.
Основные задачи медицины катастроф:
1. Своевременное оказание
медицинской помощи, эвакуации и
лечение пораженных, восстановление
их здоровья с целью
2. Проведение лечебно-
3. Обеспечение санитарного
благополучия населения в
4. Сохранение здоровья
личного состава службы в
5. Судебно-медицинская
2.Всероссийская служба медицины катастроф
Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).
Задачи ВСМК:
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;
создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;
подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация: разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей е подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.
2.1.Организация Всероссийской службы медицины катастроф
Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению.
Принципы организации ВСМК:
Государственный и приоритетный характер.
Территориально-
Централизация и децентрализация управления.
Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Децентрализация управления.
Плановый характер
Принцип универсализма.
Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК
Лечебно-эвакуационное обеспечение организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.
Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.
Принцип материальной заинтересованности и ответственности.
Мобильность, оперативность и постоянная готовность.
Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.
2.2 Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
На федеральном уровне органом управления является Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России. ВЦМК "Защита" - государственное многопрофильное главное учреждение службы медицины катастроф Минздрава России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. Основными его подразделениями являются: управление, штаб ВСМК, филиалы ВЦМК "Защита" (в семи федеральных округах), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), отделение экстренной и пла-ново-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), институт проблем медицины катастроф (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями), центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.
Постоянным (штатным) органом военного управления службой медицины катастроф Минобороны России является Всеармейский центр медицины катастроф Минобороны России, который организован и функционирует при Главном военно-медицинском управлении.
В МВД России для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС имеется управление по чрезвычайным ситуациям, а в медицинском управлении -группа организации медицинской помощи в ЧС.
В МПС России общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на железных дорогах осуществляет Департамент здравоохранения МПС России через отдел оперативно-распорядительной службы.
На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК "Защита" (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК "Защита" на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС. Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК "Защита" являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения. Филиал ВЦМК "Защита" осуществляет взаимодействие с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны, МЧС, Госсанэпиднадзора, МВД, МПС России и других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.
Органами управления, силами и средствами Госсанэпиднадзора России на региональном уровне являются:
межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
центры регионального уровня - научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии;
координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня - центры Госсанэпиднадзора в г. Москва и Санкт-Петербург, в Красноярском и Хабаровском краях, Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях;
центры регионального и территориального уровней - противочумные станции;
центры Госсанэпиднадзора на транспорте.
На территориальном уровне органом управления службой медицины ката-строф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В составе ТЦМК имеются: администрация, оперативно-диспетчерский и ор-ганизационно-методический отделы, отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения, а также штатные формирования - бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация), а также нештатные формирования службы медицины катастроф.
Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф. Они предназначены для оперативного выдвижения в зону ЧС, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в районе постоянной дислокации и экстренной консультативной медицинской помощи населению.
ТЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф территории, осуществляет взаимодействие с органами управления, формированиями и учреждениями других министерств и ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС на территории данного субъекта Российской Федерации, руководит службами медицины катастроф местного и объектового уровней. Они обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства службы медицины катастроф территориального, местного и объектового уровней.
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на территориальном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных образованьях, в том числе центры регионального уровня, расположенные на данной территории.
В перечень сил постоянной готовности Госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровней включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочумный Центр в Москве и 11 противочумных станций.
На местном уровне функции органов управления службы медицины ката-строф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они создаются), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на местном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в городах и районах.
На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осу-ществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС. В Минобороны, МВД, МГТС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.