Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 07:39, отчет по практике
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………5
ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сибирская государственная геодезическая академия
(СГГА)
Работа зачтена:
«__» ________ 2014г.
Отчет
Тема: «Муниципальный и общественный экологический контроль»
Исполнитель: ст. гр. бжз 22 Жандаров С.Ю.
Новосибирск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………… |
5 |
ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………………… |
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... |
15 |
ВВЕДЕНИЕ
Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.
Функции экологического контроля:
-предупредительная;
-информационная;
-карательная.
Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
Виды экологического контроля (в зависимости от субъекта и сферы действия контроля):
-государственный;
-ведомственный;
-муниципальный;
-производственный;
-общественный.
Задачи экологического контроля:
-контроль выполнения правовых требований, планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-контроль соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу;
-контроль выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.[1]
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.
Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд. [2]
Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.
Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
Объект экологического преступления - компонент природной среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый как объект собственности или хозяйствования.
В настоящее время в руках природоохранных организаций (структур), как общественных так и государственных, имеется целый спектр нормативно-правовых документов, позволяющих поместить природопользование в достаточно жесткие рамки и вести контроль за природопользователями. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в сфере охраны окружающей среды является достаточно проработанной и дееспособной. Но, как можно заметить, в нашем случае начинает работать другой фактор - законы есть, но они плохо исполняются.
Нормативная база в области осуществления ОЭК постоянно претерпевает качественные изменения. Появляются новые законодательные документы, вносятся поправки к ныне существующим.
Все применимое для нужд ОЭК правовое поле можно разделить на 3 группы:
- к первой группе относятся все законы и подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”, “Водный кодекс”….);
- ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения (“Правила любительского и лицензионного рыболовства в Обском бассейне”);
- к третьей группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых ограничивается субъектом федерации или еще меньшей территорией действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов также прерогатива субъектов федерации.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовки которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
Итак, общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом "Об охране окружающей природной среды", законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях. [3]
Муниципальный экологический контроль осуществляется в пределах территории муниципального образования (МО) посредством реализации системы мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды, обеспечению соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе норм и нормативов, государственных стандартов (технических регламентов), в сфере охраны окружающей среды.
Целью муниципального экологического контроля является сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов на территории МО.
Задачей муниципального экологического контроля является обеспечение исполнения и соблюдения на территории МО законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства субъекта Российской Федерации об охране окружающей среды и правовых актов МО в области охраны окружающей среды всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.
Муниципальный экологический контроль осуществляется Управлением по охране окружающей среды Администрации МО, которое создается решением представительного органа МО. Деятельность Управления координируется заместителем Главы администрации МО. Управление по охране окружающей среды Администрации МО (далее – Управление) при осуществлении муниципального экологического контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, Уставом и другими правовыми актами МО, а также настоящим Положением.
Перечень должностных лиц и специалистов Управления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, утверждается Главой администрации МО. Финансирование деятельности по осуществлению муниципального экологического контроля производится из средств местного бюджета.
Объектами муниципального экологического контроля на территории МО являются:
- все объекты производственного и социального назначения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенные на территории МО, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти, способные оказывать негативное воздействие на окружающую среду, деятельность которых обусловлена получением специальных разрешений государственных природоохранных органов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов или иное воздействие на окружающую среду и подлежит экологическому нормированию в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов или иного воздействия на окружающую среду;
- зеленые насаждения;
- объекты растительного мира вне лесов;
- обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), находящиеся в муниципальной собственности;
- особо охраняемые природные территории местного значения;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения, природные лечебные ресурсы на этих территориях;
- земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемые для отдыха граждан и туризма;
- земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами;
- зеленые зоны в составе пригородных зон (не входящие в состав земель иных муниципальных образований), выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в границах которых запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду;
- земли природоохранного назначения.
Муниципальный экологический контроль на территории МО включает:
- проведение специальных контрольных мероприятий – проверок соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и природопользователями установленных нормативов, лимитов и иных условий воздействия на окружающую среду при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ликвидации объектов, подлежащих муниципальному контролю, а также выполнения ими планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- участие в выполнении муниципальных программ и планов по охране окружающей среды;
- принятие мер по предотвращению загрязнения и других негативных воздействий хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;
- наблюдение за состоянием окружающей среды, соответствием природных объектов установленным нормативам качества, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды;
Информация о работе Муниципаотный и общественый экологический контроль