Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:18, реферат
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей. Другой предпосылкой развития идеологии национальной безопасности в России является потребность в объединяющей общество основе, и распространение идей, связанных с национальной безопасностью, в какой-то мере удовлетворяет эту потребность.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Национальная безопасность
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальная безопасность выступает как интегрирующая идея. Для этого в России есть объективные предпосылки. Так, комплексный кризис, который переживала наша страна в 1990-е гг., создавал ощущение небезопасности и выдвигал безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей. Другой предпосылкой развития идеологии национальной безопасности в России является потребность в объединяющей общество основе, и распространение идей, связанных с национальной безопасностью, в какой-то мере удовлетворяет эту потребность.
Распространение этой идеологии получило
институциональное оформление. Целый
ряд правительственных и
Существует также
Сторонники традиционного
30.2. Совет безопасности Российской Федерации
Совет безопасности Российской Федерации (СБ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Он действует на основе Конституции РФ, Закона РФ "О безопасности" 1992 года и других нормативно-правовых актов и состоит из постоянных членов и просто членов СБ, назначаемых указом президента. В ст.83 п. «ж» Конституции Российской Федерации говорится о том, что Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. Текущей работой СБ руководит секретарь Совета безопасности.
В число постоянных членов Совета
безопасности по должности входят Председатель
Правительства и Секретарь
Основными задачами Совета безопасности являются:
- определение
жизненно важных интересов
- разработка
основных направлений
- подготовка
рекомендаций Президенту
- подготовка
оперативных решений по
- подготовка
предложений Президенту
- разработка
предложений по координации
- совершенствование
системы обеспечения
Концепция национальной безопасности Российской Федерации
Концепция национальной безопасности
Российской Федерации - система взглядов
на обеспечение в Российской Федерации
безопасности личности, общества и
государства от внешних и внутренних
угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие
направления государственной
Так при определении роли России в мировом сообществе в Концепции акцентируется внимание на две взаимоисключающие тенденции.
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
Вторая тенденция проявляется
через попытки создания структуры
международных отношений, основанной
на доминировании в международном
сообществе развитых западных стран
при лидерстве США и
Формирование международных
В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с тем активизируются
усилия ряда государств, направленные
на ослабление позиций России в политической,
экономической, военной и других
областях. Попытки игнорировать интересы
России при решении крупных проблем
международных отношений, включая
конфликтные ситуации, способны подорвать
международную безопасность и стабильность,
затормозить происходящие позитивные
изменения в международных
30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и
технологической зависимости
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение равноправного и
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение
Мониторинг действующего законодательства
в сфере национальной безопасности
выявил отсутствие в нем системности.
Отдельные законы страдают противоречивостью
и декларативностью, что не позволяет
эффективно и целенаправленно осуществлять
их исполнение.
Дальнейшее совершенствование законодательства
в сфере национальной безопасности могло
бы осуществляться в направлении создания
единой целостной системы, позволяющей
регулировать весь спектр правоотношений
в данной области.
В данных федеральных законах необходимо
сформулировать и закрепить механизмы
противодействия внутренним источникам
военных угроз в России на современном
этапе, таких, как:
- Незавершенность процесса реформирования
военной организации государства;
- Сохраняющийся разрыв между политическими
установками и их реализацией в военной
и военно-технической политике;
- Продолжающийся развал оборонно-промышленного
комплекса и снижение военно-промышленного
потенциала до уровня невозможности удовлетворения
потребностей войск и сил в современном
вооружении и военной технике;
- Недостаточное финансирование национальной
обороны;
- Рост социально-правовых проблем военнослужащих
и их семей, ветеранов и пенсионеров;
- Целенаправленная деятельность многих
СМИ по дискредитации Вооруженных Сил,
военной службы;
- Отсутствие продуманной государственной
информационной политики по обеспечению
функционирования военной организации.
В интересах развития оборонного комплекса
необходимо в законодательстве акцентировать
особое внимание на приоритетах государственной
программы перевооружения. В соответствующем
федеральном законе могли бы быть определены
ответственные органы за выполнение этой
программы и предусмотрены механизмы
их подотчетности Федеральному Собранию.
Особую важность сегодня приобретает
совершенствование нормативно-правовой
базы финансово-экономического обеспечения
военного строительства. Существующий
в настоящее время порядок разработки,
рассмотрения, утверждения, исполнения
и контроля за ходом исполнения оборонного
бюджета далеко не в полной мере соответствует
характеру развития Вооруженных Сил и
действующему законодательству в области
обороны и безопасности. Особого внимания
заслуживает вопрос о совершенствовании
структуры оборонного бюджета.
В системе правового обеспечения
военного строительства в России
важную роль играет правовое регулирование
комплекса мер по обеспечению
социальной защиты военнослужащих, повышению
престижа военной службы, что особенно
важно при переходе к комплектованию
Вооруженных Сил, других войск и
воинских формирований на контрактной
основе.
Приоритетным направлением совершенствования
законодательного обеспечения правоохранительной
деятельности должны стать скоординированные
действия правоохранительных органов
и силовых министерств, нацеленные
на защиту прав и свобод человека и
гражданина в условиях различных
форм собственности.
Насущной потребностью в последнее
время становится преодоление криминализации
реального сектора экономики
и защита всех форм собственности.
Действующее законодательство пока не
регламентирует организацию финансового
контроля на региональном, а тем более
муниципальном уровнях, оставляя его на
усмотрение региональных и местных органов
власти. В результате регионы по-разному
организуют у себя государственный финансовый
контроль, предоставляют разные, порой
очень ограниченные, полномочия своим
контрольным органам. В некоторых субъектах
Российской Федерации контрольно-счетные
органы отсутствуют вовсе или оказываются
придатком региональных органов исполнительной
власти.
В действующем законодательстве слабо
отражен механизм взаимодействия (в том
числе и информационного) органов государственного
финансового контроля как между собой,
так и с другими органами государственной
власти, а также с правоохранительными
органами.
Следствием этих и других нерешенных на
законодательном уровне проблем является
отсутствие четкой координации в деятельности
контрольных органов, что порождает нестыковку
и путаницу в формах их отчетности. Несогласованность
действий контрольных органов различной
ведомственной принадлежности часто порождает
дублирование, увеличивает необоснованно
нагрузку на организации - объекты контроля.
С другой стороны, вне пределов внимания
остаются "серые зоны" государственной
и корпоративной экономики. В результате
часто проверяются одни и те же объекты,
тогда как другие остаются вне зоны внимания.
Серьезным недостатком в борьбе с терроризмом
в России является отсутствие научного
прогнозирования террористических угроз,
что объективно приводит всего лишь к
рефлексивному реагированию силовых и
правоохранительных структур на террористические
проявления. Кроме того, борьба с терроризмом
главным образом сводится к силовому противодействию
спецслужб и правоохранительных органов
и не использует потенциал иных возможных
субъектов борьбы с терроризмом, который
должен быть направлен на создание эффективной
системы мер предупреждения и профилактики
терроризма.
Для разрешения обозначенных проблемных
вопросов необходимо организовать и провести
комплекс научных исследований, нацеленных
на создание эффективной системы борьбы
с терроризмом, оценить наиболее опасные
угрозы террористического характера,
с системных позиций проработать вопросы
организации и управления антитеррористической
деятельностью в Российской Федерации.
Важной составляющей национальной безопасности
является проблема положения детей в России.
Несмотря на актуальность вопроса, окончательно
правовой статус несовершеннолетних законодательно
не урегулирован. В целом положение с состоянием
здоровья детей и подростков продолжает
ухудшаться. Увеличивается численность
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Количество детей-инвалидов
в возрасте до 16 лет составляет свыше 500
тысяч, зарегистрировано около 300 тысяч
безнадзорных детей. Отмечается продолжение
роста детской преступности.
Необходимо иметь в виду, что в Конституции
Российской Федерации, в основных законах
субъектов РФ речь идет и о таких правах
ребенка, для осуществления которых нет
социальных условий, то есть реально не
все дети могут реализовать свое право
на труд, на экологически чистую окружающую
среду, на медицинское обслуживание, на
бесплатное образование.
Законодательным порядком должны быть
реализованы положения Концепции национальной
безопасности и в других сферах деятельности
государства. При этом очень важно, чтобы
федеральные законы в каждой сфере национальной
безопасности были поддержаны сбалансированными
и финансируемыми федеральными программами.
Информация о работе Национальная безопасность и военная политика России