Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:03, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть правовые основы профилактики преступлений, связанных с наркотиками, используя доступные средства и методы, в том числе и метод сравнительно-правового анализа, анализируя и сравнивая используемые источники.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАРКОМАНИЯ СРЕДИ НЕСОВШЕНОЛЕТНИХ
1.Общественная опасность наркомании………………………………………….4
1.2.Современные тенденции наркомании среди несовершеннолетних………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Субъекты предупреждения наркомании……………………..………..……8
2.2. Меры профилактики наркомании несовершеннолетних …………………9
2.3 Последствие наркомании……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………...........14
Вывод…………………………………………………………………………….15
Литература……………………...........................................................................16
Ссылки…………………………………………………………………………..
По итогам 1 полугодия 2009 года на учете состоит 2306 потребителей наркотических и других психоактивных веществ: наркоманов – 865, токсикоманов – 61, за употребление наркотических средств без явлений зависимости – 1206, за употребление ненаркотических средств без явлений зависимости – 168.
Несовершеннолетних учтено – 693 человека, из них: наркоманов – 32, токсикоманов – 48, за употребление наркотических средств с вредными последствиями – 433, за употребление ненаркотических средств с вредными последствиями – 180. За этот же период 2008 г. на учете состояло: 2387 потребителей наркосредств (снижение на 3,5%), из них наркоманов – 877 (снижение на 1,3%), токсикоманов – 61 (рост на 8%), эпизодически употребляющих наркотические средства – 1272 (снижение на 5,4%), эпизодически употребляющих ненаркотические средства – 177 (рост на 2%). Несовершеннолетних состояло на учете за первое полугодие 2008 г. – 852 человека (снижение на 22%). Из всех учтенных потребителей наркосредств и больных наркоманией 62,8% употребляют героин и 35,9% - коноплю, 82% составляют мужчины, 18% - женщины. В основном потребляют наркотики лица в возрасте от 15-17 до 30-35 лет.
Следует отметить, что эти показатели не полностью отражают действительную картину распространения наркомании, так как значительная часть больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими и психотропными веществами, не обращается за медицинской помощью, либо оказание такой помощи осуществляется без их регистрации (анонимно).
В группе подросткового населения отмечается рост распространенности алкоголизации и алкоголизма. Показатель болезненности алкоголизмом в этой группе за 5 лет увеличился на 3,4%, а алкогольные психозы у подростков впервые зарегистрированы были в 2001 году (3 случая). Уровень болезненности алкоголизмом среди несовершеннолетних в 2008 г. составил 2,9 на 100 тыс. человек соответствующего населения (РФ – 26,2). Вместе с тем показатель пагубного употребления алкоголя в подростковой среде постоянно растет: в 2005 г. – 118,9; в 2009 г. – 120,6 (по РФ – 854,8). По итогам 1 полугодия 2007 г. зарегистрировано 4 случая алкогольных психозов среди несовершеннолетних (1,6 на 100000 подросткового населения), показатель болезненности хроническим алкоголизмом – 2,4; употребления алкоголя с вредными последствиями – 112,0 (рост за 5 лет на 46%). Употребление алкоголя в подростково-молодежной среде происходит в основном за счет массового употребления в больших количествах пива, которое служит плацдармом для развития алкоголизма.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Субъекты предупреждения наркомании
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают меры, направленные на их устранение.
Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие между этими органами осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу.
Важнейшим условием формирования работоспособной системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является ее законодательное обеспечение.
Значительное влияние на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности оказывает деятельность органов судебной власти, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения и преступления в сфере незаконного потребления оборота наркотиков.
Для формирования системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности необходим эффективный механизм вовлечения государственных и негосударственных организаций, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в реализацию профилактических мероприятий, в соответствии с их учредительными документами, а также на основании договоров, заключаемых с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям профилактические мероприятия необходимо проводить с участием граждан, заявляющих на добровольной основе о готовности поддержать проведение этих мероприятий.
Выделяют три вида профилактики наркомании:
- первичная профилактика имеет
целью предупреждение
- вторичная профилактика
Подходы к организации профилактической работы.
В настоящее время существуют различные подходы к организации профилактической работы. Основные их них:
-предоставление информации – этот подход предполагает, что повышение уровня знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления является эффективным средством для отказа от наркотиков. К программам, построенным на этой основе, относится прежде всего школьный курс ОБЖ.
-эмоциональное «обучение» - этот
подход базируется на
-апелляция к ценностям и
-воспитание противодействия
-предоставление альтернативы –
-влияние социальной среды и
сверстников – подход
-укрепление здоровья – этот подход сочетает личный выбор и социальную ответственность за здоровье, где укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой7.
2.2. Меры профилактики наркомании несовершеннолетних.
В юридической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики наркомании, из которых я выделила меры профилактики подростковой наркомании. К ним относятся:
- Педагогические меры
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.
Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
- Распространение
информации о причинах, формах
и последствиях
- Формирование
у подростков навыков анализа
и критической оценки
Предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.
Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.
Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
- Возможность
привития навыков здорового
- Влияние
на уровень притязаний и
- Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
Возможность привлечения специалистов по профилактике.
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения у несовершеннолетних:
- Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
- Искажения
и преувеличения негативных
- Разового
характера действий, направленных
на профилактику. Такой подход
не дает возможности
- Ложной
информации. Даже после однократной
ее подачи вся дальнейшая
- Упоминания
о культурных предпосылках
- Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
Важное средство в борьбе с наркоманией – правовые меры, которые включают в себя:
- медицинские;
- гражданско-правовые;
- административные и уголовные.
Медицинские меры: В соответствии со ст. 34 Основ законодательства РФ « Об охране здоровья граждан » лицам, страдающим опасными для окружающих заболеваниями, тяжелыми психическими расстройствами или совершившими общественно-опасные деяния, может оказываться медицинская помощь (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без их согласия или согласия их законных представителей.
Гражданско-правовые меры: В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители или один из них могут быть лишены судом родительских прав, если они являются наркоманами.
Административные меры: Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за:
- Приобретение
или хранение без цели сбыта
наркотических средств в
- Потребление
наркотических средств без
- Невыполнение
родителями или лицами их
- Незаконный
посев или выращивание
Уголовные меры: В уголовном порядке преследуются за:
- Незаконное
приобретение или хранение без
цели сбыта наркотическое
- Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, пересылка, либо сбыт наркотических средств;
Информация о работе Наркотики, наркомания, социальные последствия