Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде. [1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………….4
Глава 1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС…......4
Глава 2. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования…8
III. Заключение……………………………………………………………12
Тестовые задания……………………………………………………13
Практическое задание………………………………………………14
V. Список использованной литературы…………………………………15

Файлы: 1 файл

к.р. по бжд.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………………………………….4

            Глава 1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС…......4

            Глава 2. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования…8

III. Заключение……………………………………………………………12

  1. Тестовые задания……………………………………………………13
  2. Практическое задание………………………………………………14

V. Список использованной литературы…………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чрезвычайно высокие  потоки негативных воздействий создают  чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности.  Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в  результате возникновения источника  чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде. [1]

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Чрезвычайные  ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих  в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

 

 

 

1. Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Решение задач  по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса  различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном  и территориальных уровнях, а  также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время – в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения  и территорий от ЧС природного и  техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

  •   разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  •   осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
  •   обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  •   сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  •   подготовка населения к действиям при ЧС;
  •   прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  •   создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  •   осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  •   ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  •   осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  •   реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  •   международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:
  •   Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  •   соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
  •   приоритет профилактической работе;
  •   комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  •   построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.[1]

Структура органов  РСЧС состоит из территориальных  и функциональных подсистем и  имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих  административному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

  •   координирующие органы;
  • постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
  •   органы повседневного управления;
  •   силы и средства;
  •   резервы финансовых и материальных ресурсов;
  •   системы связи, оповещения, информационного обеспечения.[1]

Координирующие  органы РСЧС:

на федеральном  уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне – региональные центры по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в  которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

на территориальном  уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном  уровне, охватывающем территорию района, Города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов  местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. [2]

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных  министерств и ведомств в ранге  заместителей министров, в компетенцию  которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Межведомственная  комиссия решает следующие основные задачи:

1) Формирование  и проведение единой государственной  политики в области предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

2) Координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти по разработке  проектов законодательных актов  и других нормативных правовых  документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;

3) Подготовка  предложений по формированию  системы экономических, организационно-технических  и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от ЧС;

4) Проведение единой технической  политики в области создания  и развития сил и средств  предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;

5) Определение основных  направлений совершенствования и дальнейшего развития РСЧС;

6) Организация разработки  проектов федеральных целевых  и научно-технических программ, направленных  на предупреждение ЧС, защиту  населения и территории страны  от ЧС, и координация работ  по выполнению этих программ;

7) Координация деятельности  федеральных органов исполнительной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления при  ликвидации Чс по вопросам  социально-экономической и правовой  защиты, медицинской реабилитации  граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС;

8) Определение основных  направлений международного сотрудничества  в области предупреждения и  ликвидации ЧС.[2]

 

 

2. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и  средства, которые подразделяются на:

- силы и средства наблюдения  и контроля;

- силы и средства ликвидации  последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят  из: военизированных и невоенизированных  противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России. [3]

В зависимости  от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей  ЧС решением соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

- повседневной  деятельности – при нормальной  производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической  и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

- повышенной  готовности – при ухудшении  производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической  и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

- чрезвычайной  ситуации – при возникновении  и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :

а) в режиме повседневной деятельности:

- осуществление  наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- планирование  и выполнение целевых и научно-технических  программ и мер по предупреждению  ЧС, обеспечению безопасности и  защиты населения, сокращению  возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

- совершенствование  подготовки органов управления  РСЧС, сил и средств к действиям  при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

- создание и  пополнение резервов финансовых  и материальных ресурсов для  ликвидации ЧС;

- осуществление  целевых видов страхования. 

б) в режиме повышенной готовности :

- принятие на  себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

- усиление дежурно-диспетчерской  службы;

- усиление наблюдения  и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально  опасных объектах и прилегающих  территориях, прогнозирование возможности  возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие мер  по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Информация о работе Назначение, основные задачи и структура РСЧС