Ноосфера. Значение, образование, распространение.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Ноосфера (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Содержание работы

1. Контрольный теоретический вопрос.
2. Контрольные тестовые задания.
3. Практическая ситуация.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная бждgfbfb.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Контрольный теоретический  вопрос.

2. Контрольные тестовые задания.

3. Практическая ситуация.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Контрольный  теоретический вопрос.

 

Ноосфера. Значение, образование, распространение.

  Ноосфера (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

   Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

   Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

   Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила.

    Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

   Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи - средства передачи мысли окутывают весь Земной шар.

   При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни -- в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету.

   Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

   Таким образом, человек, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

   Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу;
  • Это изменение биосферы - неизбежный процесс, сопровождающий научный рост;
  • Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли;
  • Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения - человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу;
  • Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контрольные тестовые задания.

 

   1. Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.

 

 

Обязательный инструктаж по ТБ

Первичный

Вводный

Целевой

А

В

С

1.При ликвидации последствий  аварий

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по инструкциям  по охране труда, разработанным для  отдельных профессий или видов  работ с учетом требований стандартов, правил, норм по охране труда.

Делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью, инструктируемого и инструктирующего. Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с  учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, в рабочем журнале руководителя кружка, секции.

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

2. При поступле-нии на работу

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят:  
- со всеми вновь принятыми в учреждение, переводимыми из одного подразделения в другое;  
- с работниками, выполняющими новую для них работу, командированы-ми, временными работниками;  
новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

3.С 

Времен-ными и командиро-ванными работниками

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально  с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

С временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.


 

 

 

 

 

 

   2. К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:

1) стандарты предприятия; 

2) инструкции по охране труда;

3) стандарты Системы  стандартов безопасности труда; 

4) отраслевые стандарты; 

5) опытно-конструкторские  разработки в области создания  средств индивидуальной и коллективной  защиты работников.

Ответ: г)

   Нормативный акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

 

   3. В зависимости  от содержания информации выделяются  следующие типы памяти:

1) моторная;

2) смысловая;

3) механическая;

4) эмоциональная; 

5) образная.

Ответ: 4) эмоциональная.

 

 

 

 

3. Практическая  ситуация.

 

   Ожоги - повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов. Термический ожог – это ожог, который появляется впоследствии воздействия на тело пламени, прямого контакта кожи с предметами или жидкостями, нагретые до высоких температур. Как же поступать в том случае, если у Вас на глазах кто-то только что получил термический ожог? Для начала не паникуйте. Сразу же уберите подальше источник поражения. После этого немедленно охладите обожженный участок. Это надо делать в прохладной воде. Если степень поражения первая или вторая, то под краном около 10 минут. Если же ожог более сильный, то только в емкости, наполненной водой и наложив сверху повязку. Далее наложите на место поражения влажную тряпочку, дайте пострадавшему успокоительное и вызывайте скорую помощь. 
Как различить степени ожогов? Если Вы видите только покраснение кожи, то это первая степень поражения. Если место ожога покрылось волдырями, то это вторая степень. Если волдыри лопнули, то это третья степень, а в том случае, когда место ожога обуглилось, речь идет о четвертой степени ожога. Ни в коем случае не мажьте пораженное место маслами, кремами и любыми другими средствами. Не пытайтесь содрать одежду, если она прилипла. Не расковыривайте образовавшиеся в результате ожога пузыри.

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы.

 

1. Безопасность жизнедеятельности:  учебник / под ред. Э.А. Арустамова. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2006.

2. Вишняков Я.Д. и др. Основы противодействия терроризму: учебное пособие / под ред. Я.Д. Вишнякова. — М.: Академия, 2006.

3. Гриценко B.C. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2004.

4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций. — М.: Юрайт, 2006.

5. Микрюков В.Ю. Безопасность в техносфере: учебник. — М.: Вузовский учебник, 2011.




Информация о работе Ноосфера. Значение, образование, распространение.