Объект предмет методология теория и практика безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:37, реферат

Описание работы

Реформирование социальной сферы носит системный характер и представляет собой комплекс взаимосвязанных политических, организационных, научно-технических, социально-правовых и экономических мероприятий, направленных на качественное преобразование социальных институтов с учетом перспектив развития общества. В настоящее время в условиях коренных изменений, происходящих в сфере науки, техники и производства, российское общество идет по пути реформ, направленных на глубокие преобразования всех государственных структур.

Файлы: 1 файл

Реформирование социальной сферы носит системный характер и представляет собой комплекс взаимосвязанных политических.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

Как и  ряд других актуальных проблем, имеющих  отношение непосредственно  к выживанию человека (экология, здравоохранение, социальное обеспечение), проблема создания цивилизованных условий труда  еще не осознается российским обществом  в полной мере. Во многом этому способствует тот факт, что общество не имеет достаточно ясного представления  о реальных масштабах  крайне неблагоприятного положения дел  с условиями труда  и последствиях, которые  из этого вытекают.

Становление и динамика безопасности жизнедеятельности  содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды  безопасности через  социальные механизмы  адаптации к происходящим внутренним и внешним  изменениям. Новая  институционализация  сложившейся системы  принципов, функций  и смыслов безопасности XX века выявила возможность  и необходимость  учета феномена Сети, сетевого подхода, сети в качестве внешней  среды.

Способом, механизмом соединения процессов институционализации  и сетиализации становится новый гуманитарный синтез. Катализатором  такого синтеза выступает  новый класс технологий: высокие гуманитарные технологии. Именно они помогают оформиться новому качеству методологии  безопасности: институционально-сетевой  методологии. Такое  новое свойство и  обеспечивает движение от безопасности XX века к безопасности XXI века – к культуре безопасности*5.

*5: {См.: Кузнецов В. Н.  Российская идеология  21: Опыт социологического  исследования формирования  российской идеологии  21 века / Ин-т соц-  полит. исследований  РАН. – М.: Книга  и бизнес, 2004. –  С. 14.}

В качестве осмысления свойств  социального пространства и свойств времени, которые являются сферой реализации культуры безопасности, выступает  новое структурирование современного общества. Это позволяет  более глубоко  понять условия генерации  угроз, вызовов, рисков и опасностей.

Главная цель безопасности жизнедеятельности  – выявление закономерностей  безопасного развития ноосферы, изучение, упорядочение, классификация  и систематизация сложных событий, процессов, явлений  в области безопасности жизнедеятельности  человека и человечества и выработка соответствующих  мер по их упреждению, локализации и  устранению. В современных  научных знаниях  по предметной области  безопасности жизнедеятельности  доминируют интеграционные тенденции и проявляется  междисциплинарный  характер знаний по предметной области  безопасности жизнедеятельности, которые включают в себя элементы социологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, психологических, математических, военных  и других наук.

В настоящее  время значение интегративной  функции предметной области безопасности жизнедеятельности  возрастает также  в связи с тем, что усиливается  внимание к новым  комплексным проблемам (синергетические  природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость*6. Интеграция в образовании в области безопасности жизнедеятельности проявляется:

*6: {См.: Абрамова С. В., Бояров Е. Я.  Методологические  основы подготовки  специалиста образования  в области безопасности  жизнедеятельности  // Современные проблемы  науки и образования.  – 2011. – № 6.}

- в системности  содержания образовательного  пространства безопасности  жизнедеятельности;

- во  взаимодействии предметной  подготовки с психолого-педагогической  и методической  подготовкой;

- в интегрированности  структурных компонентов  методической системы  подготовки специалистов  по социальной  работе в области  безопасности жизнедеятельности;

- во  взаимосвязи теоретической  и практической  предметной подготовки  студентов, теории  и практики методики  обучения безопасности  жизнедеятельности;

- во  взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий,  курсовых и дипломных  работ и педагогических  практик, студенческих  научных конференций;

- в способности  расширения профессиональной  эрудиции специалиста  по социальной  работе в области  безопасности жизнедеятельности  и др.

4. Единство  обучения, воспитания  и развития личности  в подготовке специалиста  по социальной  работе в области  безопасности жизнедеятельности.  Образование в  области безопасности  жизнедеятельности  имеет специфические  показатели:

- образование  в области безопасности  жизнедеятельности  выступает главенствующим  элементом защиты  объектов безопасности  от воздействия  комплекса негативных  факторов окружающей  его природной,  техногенной и  социальной среды;

- уникальность  социального образования  в области безопасности  жизнедеятельности  состоит в том,  что оно по-новому  ставит свои цели, сущностью которых  являются формирование  культуры безопасности  жизнедеятельности,  качеств личности  безопасного типа  поведения;

- социальное  образование в  области безопасности  жизнедеятельности  по-новому подходит  к содержанию образования,  так как оно  носит интегративных  характер и требует  овладения широким  спектром комплексных  межпредметных общенаучных  и прикладных знаний;

- прогностическая  направленность социальной  работы в области  безопасности жизнедеятельности,  связанная с необходимостью  распознавать, оценивать  и прогнозировать  опасности и угрозы, действующие на  человека, природу,  социум в условиях  их непрерывного  взаимодействия с  техносферой;

- практико-ориентированная  направленность социального  образования в  области безопасности  жизнедеятельности,  характеризующаяся  внедрением профессионально  ориентированных  технологий обучения, способствующих формированию  у студентов значимых  для будущей профессиональной  деятельности качеств  личности безопасного  типа поведения,  а также знаний, умений и навыков,  обеспечивающих качественное  выполнение функциональных  обязанностей в  выбранной профессиональной  области;

- компетентностно-деятельностная  направленность социальной  работы в области  безопасности жизнедеятельности,  способствующая подготовке  специалиста, обладающего  высоким уровнем  профессионализма  и компетентности, умеющего творчески  находить, усваивать  и пользоваться  информацией при  анализе различных  проблемных ситуаций  в системе “человек  – природа –  общество – техносфера”.

Представленные  показатели демонстрируют  высокую и многостороннюю значимость социального  образования в  области безопасности жизнедеятельности  и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов социальной работы в данной научной области.

Во все  времена, начиная  с Аристотеля и  Ньютона, наука стремилась представить мироздание как принципиально  единое целое. Накопив  за предыдущие века массу фактов по отдельным  отраслям, сегодня  наука пытается, и  часто весьма успешно, свести их воедино, создав некую общность, где  все вытекает одно из другого. Исследования в направлении  интеграции научных  знаний уже привели  к формированию ряда интегрированных  наук, таких, в частности, как:

• информациология  – наука о едином информационном поле Вселенной;

• ноокосмология  – наука о единстве Вселенной;

• акмеология – наука о закономерностях  и механизмах развития человека на пути его  зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;

• эпиология  – наука об энергоинформационном обмене в живой  и “неживой” природе;

• соционика  – наука о едином информационно-энергетическом организме;

• секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности  человечества и человека.

Список  новых научных  направлений можно  продолжить и все  они связаны с  человеком, его деятельностью  и его местом в  мире. Настало время  для создания науки  и о безопасности человека как индивида и его безопасности в окружающем мире, включая и безопасность самой среды обитания человека. Новая наука  должна возникнуть на стыке всех ранее  появившихся естественных, общественных и технических  наук.

Поскольку различные аспекты  безопасности (экономический, политический, экологический, информационный, военный  и др.) разрабатываются  многими науками, то каждая из них  сама по себе вносит вклад в формирование общей теории безопасности. Обеспечение безопасности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению  угроз, способных  погубить их, лишить фундаментальных  материальных и духовных ценностей, нанести  неприемлемый (недопустимый) ущерб, закрыть пути для выживания  и развития, решением проблем обеспечения  безопасности должна заниматься какая-то новая интегрирующая  наука, опирающаяся  на опыт и результаты остальных наук, как  бы научная надстройка над уже имеющимися науками.

Очевидно, в настоящее время  делаются лишь первые шаги в этом направлении, но обострение проблемы выживания человечества на рубеже второго  тысячелетия требует  решительной активизации  усилий. Основанием для разработки общей  теории безопасности является комплекс объективных  предпосылок:

• настоятельная  потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе  безопасности для  сохранения и развития самих себя, а также  соответствующих  жизненно важных объектов и ценностей (природных  и социальных);

• нарастающая  уязвимость людей  и жизненно важных объектов без создания единой системы безопасности;

• глобальность различного рода угроз  при массовости направлений  негативного воздействия  и др.

Одна  из важнейших задач  общей теории безопасности – разработка оптимальной  структуры системы  безопасности, обоснование  ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.

Таким образом, общая теория безопасности, объектом и предметом исследования которой выступает  деятельность людей  по обеспечению своей  безопасности и безопасности природных условий  жизни, создается  усилиями многих естественных, общественных и технических  наук, т. е. является продуктом междисциплинарных  исследований.

Следовательно, необходимы создание новой междисциплинарной  науки, ее обоснование, разработка и внедрение  в практику обеспечения  безопасности. Встает вопрос: “Какой должна быть новая наука  и как ее именовать?”

Поскольку безопасность есть одна из всеобщих, коренных, первейших и ведущих  потребностей и закономерностей  развития человека, общества, государства, человечества, главную  роль в формировании ее теории должна играть социальная философия  – наука, занимающаяся наиболее общими закономерностями развития человека, общества, общностей  людей (населения), с  учетом того, что  человек в ней  является и субъектом, и объектом.


Информация о работе Объект предмет методология теория и практика безопасности