Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:37, реферат
Реформирование социальной сферы носит системный характер и представляет собой комплекс взаимосвязанных политических, организационных, научно-технических, социально-правовых и экономических мероприятий, направленных на качественное преобразование социальных институтов с учетом перспектив развития общества. В настоящее время в условиях коренных изменений, происходящих в сфере науки, техники и производства, российское общество идет по пути реформ, направленных на глубокие преобразования всех государственных структур.
Как и ряд других актуальных проблем, имеющих отношение непосредственно к выживанию человека (экология, здравоохранение, социальное обеспечение), проблема создания цивилизованных условий труда еще не осознается российским обществом в полной мере. Во многом этому способствует тот факт, что общество не имеет достаточно ясного представления о реальных масштабах крайне неблагоприятного положения дел с условиями труда и последствиях, которые из этого вытекают.
Становление и динамика безопасности жизнедеятельности содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды безопасности через социальные механизмы адаптации к происходящим внутренним и внешним изменениям. Новая институционализация сложившейся системы принципов, функций и смыслов безопасности XX века выявила возможность и необходимость учета феномена Сети, сетевого подхода, сети в качестве внешней среды.
Способом, механизмом соединения процессов институционализации и сетиализации становится новый гуманитарный синтез. Катализатором такого синтеза выступает новый класс технологий: высокие гуманитарные технологии. Именно они помогают оформиться новому качеству методологии безопасности: институционально-сетевой методологии. Такое новое свойство и обеспечивает движение от безопасности XX века к безопасности XXI века – к культуре безопасности*5.
*5: {См.: Кузнецов В. Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века / Ин-т соц- полит. исследований РАН. – М.: Книга и бизнес, 2004. – С. 14.}
В качестве осмысления свойств социального пространства и свойств времени, которые являются сферой реализации культуры безопасности, выступает новое структурирование современного общества. Это позволяет более глубоко понять условия генерации угроз, вызовов, рисков и опасностей.
Главная цель безопасности жизнедеятельности – выявление закономерностей безопасного развития ноосферы, изучение, упорядочение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области безопасности жизнедеятельности человека и человечества и выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению. В современных научных знаниях по предметной области безопасности жизнедеятельности доминируют интеграционные тенденции и проявляется междисциплинарный характер знаний по предметной области безопасности жизнедеятельности, которые включают в себя элементы социологических, биологических, экологических, физических, химических, технических, географических, медицинских, психологических, математических, военных и других наук.
В настоящее время значение интегративной функции предметной области безопасности жизнедеятельности возрастает также в связи с тем, что усиливается внимание к новым комплексным проблемам (синергетические природные катастрофы, международный терроризм, ядерная безопасность и др.), выявляется их реальная значимость*6. Интеграция в образовании в области безопасности жизнедеятельности проявляется:
*6: {См.: Абрамова С. В., Бояров Е. Я. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.}
- в системности содержания образовательного пространства безопасности жизнедеятельности;
- во
взаимодействии предметной
подготовки с психолого-
- в интегрированности
структурных компонентов
методической системы
подготовки специалистов
по социальной
работе в области
безопасности
- во взаимосвязи теоретической и практической предметной подготовки студентов, теории и практики методики обучения безопасности жизнедеятельности;
- во взаимосвязи лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий, курсовых и дипломных работ и педагогических практик, студенческих научных конференций;
- в способности
расширения профессиональной
эрудиции специалиста
по социальной
работе в области
безопасности
4. Единство
обучения, воспитания
и развития личности
в подготовке специалиста
по социальной
работе в области
безопасности
- образование в области безопасности жизнедеятельности выступает главенствующим элементом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды;
- уникальность социального образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели, сущностью которых являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности, качеств личности безопасного типа поведения;
- социальное образование в области безопасности жизнедеятельности по-новому подходит к содержанию образования, так как оно носит интегративных характер и требует овладения широким спектром комплексных межпредметных общенаучных и прикладных знаний;
- прогностическая
направленность социальной
работы в области
безопасности
- практико-ориентированная направленность социального образования в области безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся внедрением профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности безопасного типа поведения, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в выбранной профессиональной области;
- компетентностно-
Представленные показатели демонстрируют высокую и многостороннюю значимость социального образования в области безопасности жизнедеятельности и позволяют обеспечить практическую реализацию основополагающих принципов социальной работы в данной научной области.
Во все времена, начиная с Аристотеля и Ньютона, наука стремилась представить мироздание как принципиально единое целое. Накопив за предыдущие века массу фактов по отдельным отраслям, сегодня наука пытается, и часто весьма успешно, свести их воедино, создав некую общность, где все вытекает одно из другого. Исследования в направлении интеграции научных знаний уже привели к формированию ряда интегрированных наук, таких, в частности, как:
• информациология – наука о едином информационном поле Вселенной;
• ноокосмология – наука о единстве Вселенной;
• акмеология – наука о закономерностях и механизмах развития человека на пути его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;
• эпиология – наука об энергоинформационном обмене в живой и “неживой” природе;
• соционика – наука о едином информационно-энергетическом организме;
• секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности человечества и человека.
Список новых научных направлений можно продолжить и все они связаны с человеком, его деятельностью и его местом в мире. Настало время для создания науки и о безопасности человека как индивида и его безопасности в окружающем мире, включая и безопасность самой среды обитания человека. Новая наука должна возникнуть на стыке всех ранее появившихся естественных, общественных и технических наук.
Поскольку различные аспекты безопасности (экономический, политический, экологический, информационный, военный и др.) разрабатываются многими науками, то каждая из них сама по себе вносит вклад в формирование общей теории безопасности. Обеспечение безопасности базируется на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по изучению, выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению, ликвидации и отражению угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб, закрыть пути для выживания и развития, решением проблем обеспечения безопасности должна заниматься какая-то новая интегрирующая наука, опирающаяся на опыт и результаты остальных наук, как бы научная надстройка над уже имеющимися науками.
Очевидно, в настоящее время делаются лишь первые шаги в этом направлении, но обострение проблемы выживания человечества на рубеже второго тысячелетия требует решительной активизации усилий. Основанием для разработки общей теории безопасности является комплекс объективных предпосылок:
• настоятельная потребность людей, социальных групп, обществ, государств, мирового сообщества в системе безопасности для сохранения и развития самих себя, а также соответствующих жизненно важных объектов и ценностей (природных и социальных);
• нарастающая уязвимость людей и жизненно важных объектов без создания единой системы безопасности;
• глобальность различного рода угроз при массовости направлений негативного воздействия и др.
Одна из важнейших задач общей теории безопасности – разработка оптимальной структуры системы безопасности, обоснование ее целей и задач, места и роли основных компонентов, их взаимодействия.
Таким образом, общая теория безопасности, объектом и предметом исследования которой выступает деятельность людей по обеспечению своей безопасности и безопасности природных условий жизни, создается усилиями многих естественных, общественных и технических наук, т. е. является продуктом междисциплинарных исследований.
Следовательно, необходимы создание новой междисциплинарной науки, ее обоснование, разработка и внедрение в практику обеспечения безопасности. Встает вопрос: “Какой должна быть новая наука и как ее именовать?”
Поскольку безопасность есть одна из всеобщих, коренных, первейших и ведущих потребностей и закономерностей развития человека, общества, государства, человечества, главную роль в формировании ее теории должна играть социальная философия – наука, занимающаяся наиболее общими закономерностями развития человека, общества, общностей людей (населения), с учетом того, что человек в ней является и субъектом, и объектом.
Информация о работе Объект предмет методология теория и практика безопасности