Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 03:39, контрольная работа
Исходные данные: компанией «ПСМА Рус» осуществляется перевозка автоцистерны, грузоподъёмностью 20 тонн, загруженной опасным грузом – бензином.
Требуется:
- охарактеризовать транспортную опасность перевозимого опасного груза;
- изложить требования безопасности к перевозке автоцистерн, загружаемых опасным грузом;
- определить порядок действий по ликвидации аварийной ситуации.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ БЕНЗИНА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Исходные данные: компанией «ПСМА Рус» осуществляется перевозка автоцистерны, грузоподъёмностью 20 тонн, загруженной опасным грузом – бензином.
Требуется:
- охарактеризовать транспортную опасность перевозимого опасного груза;
- изложить требования безопасности к перевозке автоцистерн, загружаемых опасным грузом;
- определить порядок действий по ликвидации аварийной ситуации.
7.1 Характеристика транспортной опасности при перевозке опасного груза - бензина.
К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, которые в силу своих присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей. Поэтому эти грузы при перевозке представляют собой определенную транспортную опасность и требуют строгого соблюдения специальных условий и установленных правил безопасности, принятие мер предосторожности при их погрузке, транспортировке и выгрузке.
Транспортная опасность - это обобщенная характеристика физико-химических свойств груза, указывающая на его неблагоприятное влияние в
определенных условиях транспортного процесса на обслуживающий персонал и население, окружающую природную и техногенную среду. К таким обобщенным характеристикам опасных грузов, обуславливающим вид транспортной опасности, относятся: взрывоопасность, пожароопасность, окисление, ядовитость (токсичность), инфекционность, радиоактивность, едкость или коррозионность.
В зависимости от видов опасности, агрегатного состояния опасные грузы подразделяются на девять классов транспортной опасности. Бензин относится к третьему классу опасности «Легковоспламеняющиеся жидкости». Отнесение перевозимых веществ, материалов и изделий к классам опасных грузов основано на соответствующих обобщенных характеристиках видов транспортной опасности, классификационных показателях и критериях специальных методов испытаний.
Для легковоспламеняющихся жидкостей основными показателями проявления их транспортной опасности являются:
Минимальная концентрация горючих газов и паров в воздухе, при которой они способны загораться и распространять пламя, называется нижним концентрационным пределом воспламенения. Максимальная концентрация горючих газов и паров, при которой еще возможно распространение пламени, называется верхним концентрационным пределом воспламенения.
В зависимости от характера и количественных значений показателей проявления транспортной опасности каждый класс подразделяется на подклассы, категории и группы. Легковоспламеняющиеся жидкости (класс 3) имеют категорий и степеней опасности. В зависимости от основных свойств легковоспламеняющиеся жидкости подразделяются на три подкласса:
- подкласс 3.1 - легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18С (ацетон, авиабензин Б-70, изопентан, диэтиловый эфир);
- подкласс 3.2 - легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23С (бензол, толуол, этиловый спирт, диоксан, этилацетат);
- подкласс 3.3 - лекговоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки от 23 до 61С включительно в закрытом тигле (керосин, хлорбензол, сольвент, скипидар).
В соответствии с классификацией каждому опасному грузу или их группе присваивается определенный классификационный шифр - численный код опасности (для бензина – 4хзначный). Опасный груз бензин имеет классификационный номер – 3112. Первая цифра шифра характеризует класс, вторая - подкласс, третья – категория опасности, четвертая – степень опасности.
Для бензина:
- первая классификационная цифра шифра - 3 указывает на то, что ОГ относится к третьему классу транспортной опасности, то есть к лекговоспламеняющимся жидкостям;
- вторая цифра - 1 означает, что данный груз относится к первому подклассу, то есть у которых Твсп ниже минус 18 °С;
- третья цифра определяет отнесение бензина к первой категории первого подкласса - без дополнительного вида опасности.
- четвертая цифра означает среднюю степень опасности (температура кипения выше 35°C, температура вспышки ниже 23°C).
По степень токсичности бензин относится к малоопасным веществам. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны может составлять 100 мг/м3. Средняя смертельная концентрация (ССК) при проглатывании составляет – 12,7 мг/кг. Средняя смертельная доза в воздухе 35-40 г/м3. Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО), отношение максимально достижимой концентрации к ССК при температуре воздуха 20 оС, составляет 3 и менее.
К основным свойствам бензина относятся: жидкости бесцветные или от светло-желтого до коричневого цвета с характерным запахом. Низкокипящие или умеренно кипящие. Нерастворимы в воде, легче воды, летучи. Пары тяжелее воздуха, скапливаются в низких участках поверхности, подвалах, тоннелях. Загрязняют водоемы.
Взрыво- и пожаробезопасность. Бензин горюч и взрывоопасен. Легко воспламеняется от искр и пламени. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые могут распространяться далеко от места утечки. Емкости могут взрываться при нагревании. В порожних емкостях из остатков могут образовываться взрывоопасные смеси. Над поверхностью разлитой жидкости образуется горючая концентрация паров при температурах окружающей среды выше -18 °С.
Опасность для человека. Бензин опасен для здоровья человека при вдыхании и проглатывании. Пары вызывают раздражение слизистых оболочек и кожи. Головокружение, чувство опьянения, першение в горле, краснота, зуд кожи, краснота век. При пожаре и взрывах возможны ожоги и травмы.
7.2 Знаки опасности и маркировки
Для возможности формирования управляющих воздействий, единого подхода к оценке транспортной опасности и определения мер безопасности установлена соответствующая маркировка тары, автоцистерн с опасными грузами, порядок оформления перевозочных документов, специальная окраска подвижного состава. При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись "Огнеопасно".
Система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств, аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий, карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице, специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
Каждая грузовая
единица, содержащая опасный
Кроме знаков опасности, составными элементами маркировки тары и транспортных средств при перевозке ОГ являются:
- номер аварийной
карточки (трехзначный, первая цифра которого
указывает на класс ОГ).
На знаках опасности в верхнем треугольнике наносится символ опасности, а в нижнем - номер подкласса. Между символом и номером подкласса на знаках опасности, наносимых на транспортную тару, располагают надпись, характеризующую опасность груза, а под ней в прямоугольнике на белом фоне - номер аварийной карточки. На знаках опасности, наносимых на вагоны и контейнеры, надпись опасности груза не наносится.
Для повышения контрастности знака опасности на его крае располагается очерченная черной линией полоса белого или другого цвета, не совпадающего с цветом знака и тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, на тару и на транспортное средство наносятся все знаки, соответствующие основным и дополнительным видам опасности. В этом случае все необходимые данные указываются только на знаке опасности того класса или подкласса, к которому отнесен груз.
Под знаком опасности на таре и упаковке в прямоугольнике с черной рамкой на оранжевом фоне указывается номер ООН, транспортное наименование и классификационный шифр опасного груза.
Для бензина основные
и дополнительные знаки представлены
на рисунке 1.
Рисунок 1 - Знаки опасности для бензина на автоцистерне.
КЭМ - код экстренных мер состоит из цифр, обозначающих необходимые действия при тушении пожара (аварии), и букв, обозначающих меры защиты необходимые для людей:
3 - применять распыленную воду или тонкие струи;
4 - применять пену;
5 - предотвратить попадания вещества в сточные воды;
К - необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э - необходима эвакуация людей из близко расположенных помещений и зданий.
На автотранспорте информационная табличка устанавливается на переднем и заднем бампере.
7.3 Требования безопасности при перевозке автоцистерн, загруженными опасным грузом – бензином.
В соответствии с опасными свойствами транспортируемых грузов устанавливается ряд специальных требований, обеспечивающих безопасность опасных грузов автомобильным транспортом.
Требования безопасности направлены на снижение риска возникновения аварий и катастроф при эксплуатации образца, исключение поражений и травм персонала, исключение повреждений самого образца и сопрягаемых изделий, поддержание работоспособности и эффективности применения образца, исключение или сведение до допустимых пределов вредных воздействий на окружающую природную среду. Эти требования должны приниматься в качестве исходных при оценке безопасности образца.
В «Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» от 23 апреля 1994 г. N 372 установлены основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, так же регулируются взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.
При разработке Правил учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно - правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации, требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности, Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
До начала наливной перевозки нужно получить все необходимые разрешения и документы, которые на законодательном уровне подтверждают право грузоотправителя осуществлять разлив данной жидкости, право перевозчика – транспортировать ее по заранее определенному маршруту, и право грузополучателя – осуществлять слив жидкости. Если опасные грузы перевозит сразу несколько автоцистерн, которые организованы в колону, то они должны сопровождаться под охраной до пункта назначения.
Автомобили, систематически
используемые для перевозки взрывчатых
и легковоспламеняющихся
Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
Автомобили, перевозящие опасные грузы, должны отвечать ряду требований. К ним относится обязательное наличие хотя бы одного противооткатного упора, соответствующего массе и габаритам автомобиля, по крайней мере, двух предупреждающих знаков с независимой опорой и подсветкой, спецформы яркого цвета и карманных фонарей для членов экипажа.
Автопоезд, перевозящий опасные грузы, может состоять только из одного прицепа (полуприцепа). Если опасный груз перевозится в цистернах, обязательно оборудование ТС специальным бампером для предохранения от удара сзади. Минимальное расстояние от крайней точки цистерны для расположения бампера – 10 см.
Особые требования
предъявляются к техническому
состоянию автомобиля. Тормозная
система должна быть