Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, доклад
Для успешной реализации права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг требуется отлаженный механизм обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, который можно представить в виде совокупности обязательных правил поведения при реализации данного права потребителя, установленных в законодательстве.
Основные средства обеспечения безопасности товаров, работ и услуг.
Для успешной реализации права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг
требуется отлаженный механизм обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, который можно представить в виде совокупности обязательных правил поведения при реализации данного права потребителя, установленных в законодательстве для следующих субъектов:
А. во-первых, федеральных органов законодательной власти,
Б во-вторых, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности товаров, работ и услуг;
В рамках деятельности федеральных
органов законодательной и
1) установление в
2) государственный контроль
и надзор определенными
исполнительной власти (территориальными органами) в рассматриваемой сфере. Например, выдача в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам) или в
установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информирование об этом потребителей.
В отношении функционирования контрагентов в пределах реализации права потребителя выделяются следующие основные средства обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, установленные в Законе "О защите прав потребителей":
1) подтверждение соответствия
товаров, работ и услуг
2) установление срока службы или срока годности товара, работы. Изготовитель
(исполнитель) обязан
3) установление и доведение до потребителя обязательных для соблюдения правил
пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров, работ и услуг. Если в
соответствии с действующим
законодательством для
4) обязанность приостановки
производства и реализации
снятия товаров с производства, изъятия их из оборота и отзыва от потребителей. Если
установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя
(потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства (п. 5 ст. 7);
5) обязанность изготовителя
обеспечить возможность
6) установление мер
В сфере обеспечения безопасности товаров, работ и услуг необходимы также правильные действия со стороны самого потребителя, которые выражаются в его праве на свободный выбор товаров (работ, услуг) и обязанности по соблюдению правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг).
Как указывалось, к средствам обеспечения безопасности товаров, работ и услуг относится установление срока службы и срока годности товара, работы. Данный способ играет важную роль для реализации потребителем права не только на безопасность товаров, работ и услуг, но и на надлежащее качество товаров, работ и услуг, так как переход товара от изготовителя до непосредственного потребителя может занимать, как правило, длительный период, за который он может превратиться из безопасного в опасный, а из качественного в товар ненадлежащего
качества. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы) закреплены в ст. 5 Закона "О защите прав потребителей".
Срок службы товара (работы) определяется как период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по целевому назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с действующим законодательством.
Срок службы устанавливается на товары (работы) длительного пользования, в том числе на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 <1>, которое закрепило Перечень товаров длительного пользования, в том39
числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы.
В указанный Перечень включены следующие группы товаров:
5 приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения;
6 оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника: аппараты
7 (печи) отопительные; котлы отопительные; водоподогреватели и колонки водогрейные;
8 оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, фаянса, полуфарфора и фарфора; арматура и гарнитура санитарно-технические;
предметы обстановки дома: диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати,
матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий;
хозяйственные товары: электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных);
станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; оборудование бытовое для
обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые;
аппаратура газовая бытовая, в том числе работающая на жидком и твердом видах топлива;
емкости для хранения и транспортирования продуктов;
культтовары: бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и
множительная техника; музыкальные инструменты;
спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства: изделия спортивного назначения;
прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и
плавсредствам;
технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями:
принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей; средства малой механизации
садово-огородные.
ст. 5 Закона "О защите
прав потребителей" закрепляется ответственность изготовителя (исполнителя) за существенные недостатки, возникшие в период срока службы товара (работы), что, безусловно, обязывает в некотором смысле изготовителя (исполнителя) устанавливать срок службы. Ответственность за существенные недостатки в течение данного периода изготовитель (исполнитель) несет на
основании п. 6 ст. 19 и п. 6 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей".
Согласно преамбуле данного Закона существенный недостаток товара (работы, услуги)
определяется как неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без
несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется
вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить
изготовителю (уполномоченной
организации или
предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если
докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого
момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:
40
по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на
товар срока службы;
в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока
службы.
Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления
потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по
своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или
уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные требования,
предусмотренные в п. 3 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", или возвратить товар
изготовителю (уполномоченной
организации или
предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Подобные правила
исполнителя. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе
предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что
недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до
этого момента. Это требование может быть предъявлено:
если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении
недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах
установленного на результат работы (услуги) срока службы;
в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок
службы не установлен.
Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления
потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему
выбору вправе требовать:
1) соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
2) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы
(оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
3) отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения
убытков.
Информация о работе Обеспечение безопасности товаров, работ и услуг