Обеспечение ядерной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Успешно решать задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях можно только проведением целого комплекса мероприятий и, прежде всего упреждением ЧС. А для этого необходимо знать причины возникновения этих событий (ЧС), движущие силы, характер и стадии развития, природу этих явлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..........3
1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения, сферы их возникновения……………………………………………………………….5
2. Классификация и краткая характеристика Чрезвычайных Ситуаций техногенного характера…………………………………………………….9
3. Аварии на радиационно опасных объектах……………………..……..19
Заключение………………………………………………………………….32
Библиографический список………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

обж.docx

— 69.12 Кб (Скачать файл)

Химически опасный объект (ХОО) - предприятие народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных, растений аварийно химически опасными веществами (АХОВ). Аварийные выбросы ХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях ёмкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать химически опасное вещество. В народном хозяйстве РФ имеется много предприятий, которые производят или используют ХОВ (в 500 населённых пунктах РФ размещено около 2000 предприятий, использующих или производящих ХОВ).

Главный поражающий фактор при авариях на ХОО - химическое заражение  приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся  в зоне действия ХОВ. Его масштабы характеризуются размерами

зон заражения. Различаются  следующие зоны: смертельных токсодоз, выводящих из строя, и пороговых  токсодоз. Типовые ХОО подразделяются по признакам: количество, токсичность технология хранения ХОВ, а по производственному признаку на производящие и потребляющие ХОВ.

Классификация аварий на ХОО. В химических отраслях аварии делятся на две категории:

  • аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений, вследствие чего полностью или частично прекращён выпуск продукции и для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций;
  • аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное техническое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращён выпуск продукции и для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожары и взрывы самые  – самые распространенные ЧС в  современном индустриальном обществе.

Пожаро- и взрывоопасные  объекты - это предприятия, на которых  производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт. Особенно опасны:

  • нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, нефтепроводы, склады нефтепродуктов;
  • лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные производства.

На территории России более 5 тыс. взрыво- и пожароопасных объектов. В РФ в 2010 г. произошло 260000 пожаров. Материальный ущерб составил 22 млрд. руб. Это 5 % всего Российского бюджета. Если из бюджета было бы выделено 0,5 % на противопожарную безопасность, то можно было бы сохранить 4,5% бюджета. Каждый день в пожарах гибнет (в среднем) 50 чел. За год - около 16000 чел. В РФ без жилья остаётся в среднем за год 420 тыс. чел. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами. Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3.5 раза, Великобритании – в 4.5 раза, США в 3 раза, а показатели гибели людей в результате пожаров – в 4÷9 раз. Проведение мероприятий по противопожарной профилактике необходимо для уменьшения числа пожаров. Она обеспечивается: правильным выбором степени огнестойкости объекта; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; безопасной эвакуацией людей; применением средств пожарной сигнализации и пожаротушения; организацией пожарной охраны.

Меры по предотвращению пожаров:

  • оборудование объектов средствами пожаротушения;
  • обучение персонала правилам пользования средствами пожаротушения;
  • строгое соблюдение правил и норм пожарной безопасности;
  • создание на объектах противопожарной службы;
  • организация борьбы с пожарами на объекте;
  • не допускать в целях "экономии" сокращения должностей инженеров по технике безопасности.

Аварии на транспорте.

Стремительно возрастают частота и тяжесть аварий и  катастроф на транспорте. Они могут быть двух типов:

  • происходящие на производственных объектах, не связанных с перемещением транспортных средств (депо, станции, порты, аэровокзалы);
  • на транспортных средствах, во время их движения.

Первый тип носит общий  характер, второй - специфический, связанный с тяжёлыми последствиями. В РФ эксплуатируется: 83.7 тыс. км. ж/д путей, 387 тыс. км автодорог, 82 тыс. км. речных и морских судоходных путей, 1400 тыс. км. маршрутов аэрофлота.

Основными причинами аварий и катастроф на ж/д транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы ж/д путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. В г. Арзамас 4 июня 1988 г. в 9 часов 30 минут в 300 м. от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, два вагонов, 250 м. ж/д путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. Через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная ж/д катастрофа. В зоне взрыва нефтепровода оказались 2 встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 чел. Многие погибли, ещё больше людей получили ожоги и травмы.

Одной из основных проблем  современности стало обеспечение  безопасности на автодорогах. За последние 10 лет на дорогах страны погибло около 315 тыс. человек, 2 млн. получили увечья. Многие из них стали инвалидами. Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного

водителя. В Москве каждый день задерживают 300÷400 водителей в  нетрезвом виде, в Санкт-Петербурге до 200 водителей. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотери в течение первого часа бывают столь велики и сильны, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и водителей автотранспорта практически равна нулю. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10÷15 раз выше, чем во всём мире. В предвыборных программах президентов США, Норвегии и др. стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас же ничего подобного нет.

На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в  мире. Крупнейшая авиакатастрофа в 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолёта и тела почти сотни пассажиров самолёта "Боинг-757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. Важно выяснить основные причины аварий и катастроф. Среди них: разрушения отдельных конструкций самолётов, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива и др.

Большинство крупных аварий и катастроф на водном транспорте происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также  по вине людей: капитанов, лоцманов, и членов экипажа. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1904 г. - сгорел прогулочный пароход "Генерал Слокум" - погибло свыше 1000 человек. 1912 г.- затонул "Титаник", погибло более 1500 человек. 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов" - погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″ - погибло 900 человек. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к др. лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные суда- спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, спецподразделения аварийно-спасательных, судоподъёмных и подъёмно- технических работ.

Аварии и пожары в метро. Сегодня метро стало одним  из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Но и здесь происходят весьма печальные события. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. А спустя почти век, - ещё более страшная катастрофа. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки в туннеле у станции "Мургейт" стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты на перегоне между станциями "УЛДУЗ" и "Нериманов" в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей. Об этой трагедии ещё долго будут говорить и не только в Азербайджане, но и в городах России и стран СНГ. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели, эскалаторы. Всё сделано по одной и той же технологии.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

К ним относятся: аварии в  канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения в холодное время года); аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах. Эти аварии стали обыденным явлением в нашей жизни. В России «замерзают» не только отдельные жилые дома, школы, вузы, но и целые города. Так, 09.01.1996г. был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского.

Причины аварий: неумение вести хозяйство, безответственность и халатность руководителей всех рангов, не выполнение требований по повышению устойчивости функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, не способность системы работать при разрушении отдельных элементов. Необходимо: каждую котельную оборудовать так, чтобы она могла работать на жидком, газообразном и твёрдом топливе, переход с одного вида топлива на другой должен проходить в минимальные сроки, целесообразно иметь резервный электроагрегат, предназначенный для работы насосов и др. аппаратуры, иметь автономный источник электричества в каждой котельной, в больнице, на военном объекте.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.

Аварии с выбросом (угрозой  выброса) БОВ – аварии с выбросами, которые могут быть возбудителями  бактериальных заболеваний для  поражения людей (чума, сибирская язва, холера, туляремия, бруцеллёз), возбудителями вирусных заболеваний (натуральная оспа, жёлтая лихорадка и др.). Биологическим фактором поражения животных могут быть возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, сибирской язвы и др. заболеваний; для уничтожения растений – возбудители ржавчины хлебных злаков, фитофтороза картофеля, позднего увядания кукурузы и других культур; насекомые вредители с/х растений, гербициды и другие химические вещества. Существенной особенностью биологического (бактериологического) оружия является наличие скрытого периода действия, в течение которого пораженные остаются в строю и выполняют свои обязанности, а потом внезапно заболевают. Скрытый период может быть различным, например, при заражении чумой и холерой он может длиться от нескольких часов до 3 суток, туляремией - до 6 суток, сыпным тифом – до 14 суток.

К числу аварий с выбросом (угрозой выброса) БОВ относятся:

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
  • утрата боевых отравляющих веществ.

Болезнетворные микробы  не могут быть обнаружены органами чувств человека. Это возможно только с помощью технических средств неспецифической бактериологической (биологической) разведки.

Аварии на электроэнергетических  системах, на очистных сооружениях, и внезапные обрушения зданий и сооружений.

К числу аварий на электроэнергетических  системах относятся:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
  • аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

Информация о работе Обеспечение ядерной безопасности