Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа
Успешно решать задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современных условиях можно только проведением целого комплекса мероприятий и, прежде всего упреждением ЧС. А для этого необходимо знать причины возникновения этих событий (ЧС), движущие силы, характер и стадии развития, природу этих явлений.
Введение………………………………………………………………..........3
1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения, сферы их возникновения……………………………………………………………….5
2. Классификация и краткая характеристика Чрезвычайных Ситуаций техногенного характера…………………………………………………….9
3. Аварии на радиационно опасных объектах……………………..……..19
Заключение………………………………………………………………….32
Библиографический список………………………………………………..33
Химически опасный объект
(ХОО) - предприятие народного
Главный поражающий фактор при авариях на ХОО - химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению людей, находящихся в зоне действия ХОВ. Его масштабы характеризуются размерами
зон заражения. Различаются следующие зоны: смертельных токсодоз, выводящих из строя, и пороговых токсодоз. Типовые ХОО подразделяются по признакам: количество, токсичность технология хранения ХОВ, а по производственному признаку на производящие и потребляющие ХОВ.
Классификация аварий на ХОО. В химических отраслях аварии делятся на две категории:
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Пожары и взрывы самые – самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе.
Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт. Особенно опасны:
На территории России более 5 тыс. взрыво- и пожароопасных объектов. В РФ в 2010 г. произошло 260000 пожаров. Материальный ущерб составил 22 млрд. руб. Это 5 % всего Российского бюджета. Если из бюджета было бы выделено 0,5 % на противопожарную безопасность, то можно было бы сохранить 4,5% бюджета. Каждый день в пожарах гибнет (в среднем) 50 чел. За год - около 16000 чел. В РФ без жилья остаётся в среднем за год 420 тыс. чел. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами. Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3.5 раза, Великобритании – в 4.5 раза, США в 3 раза, а показатели гибели людей в результате пожаров – в 4÷9 раз. Проведение мероприятий по противопожарной профилактике необходимо для уменьшения числа пожаров. Она обеспечивается: правильным выбором степени огнестойкости объекта; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; безопасной эвакуацией людей; применением средств пожарной сигнализации и пожаротушения; организацией пожарной охраны.
Меры по предотвращению пожаров:
Аварии на транспорте.
Стремительно возрастают частота и тяжесть аварий и катастроф на транспорте. Они могут быть двух типов:
Первый тип носит общий характер, второй - специфический, связанный с тяжёлыми последствиями. В РФ эксплуатируется: 83.7 тыс. км. ж/д путей, 387 тыс. км автодорог, 82 тыс. км. речных и морских судоходных путей, 1400 тыс. км. маршрутов аэрофлота.
Основными причинами аварий и катастроф на ж/д транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы ж/д путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. В г. Арзамас 4 июня 1988 г. в 9 часов 30 минут в 300 м. от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, два вагонов, 250 м. ж/д путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. Через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная ж/д катастрофа. В зоне взрыва нефтепровода оказались 2 встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 чел. Многие погибли, ещё больше людей получили ожоги и травмы.
Одной из основных проблем
современности стало
водителя. В Москве каждый день задерживают 300÷400 водителей в нетрезвом виде, в Санкт-Петербурге до 200 водителей. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотери в течение первого часа бывают столь велики и сильны, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и водителей автотранспорта практически равна нулю. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10÷15 раз выше, чем во всём мире. В предвыборных программах президентов США, Норвегии и др. стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас же ничего подобного нет.
На воздушном транспорте в авиакатастрофах прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Крупнейшая авиакатастрофа в 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолёта и тела почти сотни пассажиров самолёта "Боинг-757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. Важно выяснить основные причины аварий и катастроф. Среди них: разрушения отдельных конструкций самолётов, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива и др.
Большинство крупных аварий и катастроф на водном транспорте происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов, и членов экипажа. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1904 г. - сгорел прогулочный пароход "Генерал Слокум" - погибло свыше 1000 человек. 1912 г.- затонул "Титаник", погибло более 1500 человек. 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов" - погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″ - погибло 900 человек. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к др. лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные суда- спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, спецподразделения аварийно-спасательных, судоподъёмных и подъёмно- технических работ.
Аварии и пожары в метро. Сегодня метро стало одним из наиболее распространённых и надёжных видов транспорта. Но и здесь происходят весьма печальные события. Ещё на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой считался пожар в 1902 г. в Парижском метро - в деревянных вагонах сгорели заживо 80 чел. А спустя почти век, - ещё более страшная катастрофа. В 1975 г. крушение электропоезда Лондонской подземки в туннеле у станции "Мургейт" стало причиной гибели 43 чел. и ранения 74 пассажиров. 28 октября 1995 г. - крупнейшая за всю историю мировой подземки катастрофа в Баку. За считанные минуты на перегоне между станциями "УЛДУЗ" и "Нериманов" в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей. Об этой трагедии ещё долго будут говорить и не только в Азербайджане, но и в городах России и стран СНГ. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели, эскалаторы. Всё сделано по одной и той же технологии.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
К ним относятся: аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения в холодное время года); аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах. Эти аварии стали обыденным явлением в нашей жизни. В России «замерзают» не только отдельные жилые дома, школы, вузы, но и целые города. Так, 09.01.1996г. был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского.
Причины аварий: неумение вести хозяйство, безответственность и халатность руководителей всех рангов, не выполнение требований по повышению устойчивости функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, не способность системы работать при разрушении отдельных элементов. Необходимо: каждую котельную оборудовать так, чтобы она могла работать на жидком, газообразном и твёрдом топливе, переход с одного вида топлива на другой должен проходить в минимальные сроки, целесообразно иметь резервный электроагрегат, предназначенный для работы насосов и др. аппаратуры, иметь автономный источник электричества в каждой котельной, в больнице, на военном объекте.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ – аварии с выбросами, которые могут быть возбудителями бактериальных заболеваний для поражения людей (чума, сибирская язва, холера, туляремия, бруцеллёз), возбудителями вирусных заболеваний (натуральная оспа, жёлтая лихорадка и др.). Биологическим фактором поражения животных могут быть возбудители ящура, чумы крупного рогатого скота, сибирской язвы и др. заболеваний; для уничтожения растений – возбудители ржавчины хлебных злаков, фитофтороза картофеля, позднего увядания кукурузы и других культур; насекомые вредители с/х растений, гербициды и другие химические вещества. Существенной особенностью биологического (бактериологического) оружия является наличие скрытого периода действия, в течение которого пораженные остаются в строю и выполняют свои обязанности, а потом внезапно заболевают. Скрытый период может быть различным, например, при заражении чумой и холерой он может длиться от нескольких часов до 3 суток, туляремией - до 6 суток, сыпным тифом – до 14 суток.
К числу аварий с выбросом (угрозой выброса) БОВ относятся:
Болезнетворные микробы не могут быть обнаружены органами чувств человека. Это возможно только с помощью технических средств неспецифической бактериологической (биологической) разведки.
Аварии на электроэнергетических системах, на очистных сооружениях, и внезапные обрушения зданий и сооружений.
К числу аварий на электроэнергетических системах относятся: