Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, доклад
Как люди обманывают и не испытывают при этом чувства вины
С детства людям внушают, что обман – это очень плохо, а правда – это очень хорошо.
Навязанное воспитателями внушение со временем превращается в этический барьер.
Как люди обманывают и не испытывают при этом чувства вины
С детства людям внушают, что обман – это очень плохо, а правда – это очень хорошо.
Навязанное воспитателями внушение со временем превращается в этический барьер.
Такой этический барьер, конечно, вредит обманщику, доставляя внутренний дискомфорт, мешая действовать эффективно и сужая выбор возможных действий.
Так как принцип «Правда, только правда и ничего, кроме правды» помогает людям далеко не всегда, им приходится этический барьер преодолевать.
За многие тысячелетия
своей истории люди выработали
несколько способов того, как
делать так, чтобы
То есть, обманывать и оставаться при этом «хорошим» в собственных глазах.
Преодоление этического барьера происходит по-разному.
1-й способ «Двойной этический стандарт»
Что это такое?
Это - установка таких этических стандартов, при которых жертвы обмана относятся к категории «чужаков».
А значит, тех, кого обманывать «можно» для достижения целей внутри своей группы, к которой «чужаки» не относятся.
Особенно успешно установление двойных этических стандартов для обмана «чужаков» применяется в таких объединениях людей как:
- религиозные организации
- преступные сообщества
- этнические группы
- политические партии
- коммерческие организации
- армии
Для этого применяются
специальные технологии для выработки
у членов группы разделения на «своих»
и «чужих» и выработки
«своих обманывать нельзя» + «он – не «свой» = «его обманывать можно»
Именно поэтому, например, цыгане так легко обманывают «не-цыган» и так честны с другими цыганами.
Причиной установления «двойного стандарта» является также желание отомстить обидчику, против которого можно применять, в том числе, и обман.
2-й способ «Сам виноват»
Убеждение в том, что жертва сама заслуживает (своим поведением, образом жизни и т.п.), чтобы ее обманывали, облегчает многим мошенникам муки совести, если таковые у них вообще есть.
Например, «доверяет первому встречному – вот и поплатился», «сам не хочет знать правду» и так далее…
3-й способ «Цель оправдывает средства»
Убеждение, что возвышенные, «благородные» цели становятся важнее, чем то, как они достигаются.
Мотивы и выгоды обмана
Обман распространен не просто так, а потому что он выгоден.
Какими бы ни были мотивы обмана, люди обманывают, рассчитывая, что обман позволит им достичь того, чего бы они не достигли одной только правдой.
Самые распространенные мотивы и выгоды обмана:
1. Произвести лучшее впечатление на других
Выгода: Скрывая недостатки и приукрашивая достоинства, люди получают конкурентные преимущества в любой сфере жизни, начиная от отношений с противоположным полом и заканчивая карьерой, бизнесом и политикой.
2. Пощадить чувства другого, значимого человека
Выгода: Уменьшая знание значимых людей о себе, люди могут сохранить отношения, сберечь здоровье и жизнь значимого человека, оградить его волнений, горя и даже мыслей о самоубийстве
3. Обеспечить свою безопасность
Выгода: Уменьшая знание других людей о себе, представляясь не тем, кем являются на самом деле или действуя анонимно, люди защищают себя от чувства неловкости и неодобрения окружающих, избегают наказания
4. Побудить других люди сделать то, что нам нужно
Выгода: Вводя других в заблуждение, люди побуждают их действовать/бездействовать желаемым образом
5. Получить преимущества в сделках и переговорах
Выгода: Формируя у контрагента желаемый образ о ценности, спросе, преимуществах и недостатках предмета торга и переговоров, люди продают подороже и покупают подешевле, совершают более выгодный обмен или договариваются о более выгодных для себя условиях при переговорах.
Сколько лет существует человечество,
наверное, столько же существует и
обман. О нем писали древние философы,
о нем написано в Библии… Жизнь
развивается, идет вперед, а обманы
все так же сопровождают нашу жизнь,
внося в нее массу
Ряд авторов дифференцирует понятия: правда - неправда - вранье - обман - ложь, выделяя аспекты проблемы, присущие каждому из них. Мы не будем сейчас давать определения всем этим понятиям. Я предлагаю поразмышлять над тем, как, по каким признакам можно понять, что твой собеседник тебя обманывает. И как уберечься от этого.
Кто он, этот ваш собеседник? Муж, жена, деловой партнер, сослуживец, подчиненный? В любом случае во главу угла нужно ставить вопрос мотива. Нужно самому себе ответить на вопрос: что выигрывает человек, обманывая вас? Зачем ему нужен этот обман? Потому что обман ради обмана встречается не так уж и часто. Зачем утруждать себя фантазиями, если этого человека мы никогда не увидим и у нас нет никакого личного интереса к нему.
Пойдем от самого простого, но, тем не менее, достаточно распространенного явления: ваше внимание пытается привлечь цыганка-гадалка. Играя на психокомплексах клиента, таких, как любопытство (судьба, любовь, враги, здоровье), великодушие (помощь), жалость, превосходство, страх (шантажирует сглазом или порчей), она хочет получить одно: деньги. Итак, мотив ясен. Теперь встает вопрос: а как она это делает? Я хочу остановиться на технологии гадания, применяемой не только цыганками, но и многими другими "прорицательницами".
Сначала клиента калибруют
по "да" и "нет" - реакциям. И
уже затем цыганка уверенно "угадывает"
прошлое, завоевывая доверие клиента.
Именно этим приемом можно пользоваться
для определения того, обманывает
вас человек или говорит
Мы реагируем телом, разумом и языком. Они очень глубоко связаны между собой, поэтому все наши мысли, так или иначе, находят отражение в нашем теле. Тело не может лгать! Важно уметь считать те сигналы, которые поступают к нам от тела нашего собеседника. Какие же существуют сигналы доступа?
Изменение модуляции и громкости голоса,
Изменение интонационных характеристик,
Внутреннее напряжение,
Изменение тонуса мускулатуры,
Жестикуляция, не свойственная человеку,
Хаотичные движения или наоборот "застывание" (если человек старается себя контролировать),
Глазодвигательные паттерны.
А. Бине писал: "... личность и индивидуальность проявляются буквально во всем, в том числе как человек садиться, берет предметы". Хочется увязать данные разных отраслей психологии воедино. Потому что наиболее полную картину о человеке можно получить, если классифицировать определенные устойчивые черты поведения человека. Надежный прогноз возможен при опоре на систему признаков (причем желательно, чтобы эти признаки имели разные механизмы проявления). Если применять принципиально разные методы анализа и наблюдений с последующим соотнесением их результатов и поиском того общего, что характерно для данной личности, то оценка человека будет более точной. В.Г.Зазыкин предлагает использовать совокупные данные различных наук о человеке. Даже если каждая из них в отдельности имеет определенные ограничения, сопоставление таких данных позволит получить устойчивые инварианты признаков личностных качеств и форм поведения, необходимых для точной оценки прогноза. Поведение человека, его реакции отличаются разнообразием. Но всегда важно выделять главные детерминанты в поведении человека и опираться на них, выстраивая логику его поступков. Сейчас достаточно широкое распространение получили телесно-ориентированные техники. С их помощью по телу можно получать всю информацию о человеке. По телу можно определить структуру характера, определить проблемы человека. Короче говоря, понять кто перед тобой. Многое в человеке происходит помимо его воли, без сознательного контроля. Существует один четкий методологический принцип: наличие того или иного качества всегда можно соотнести с характерным признаком, который является как бы индикатором этого качества. Получается, что путей доступа к человеку очень много. И главным становится уметь отследить те изменения, которые в человеке происходят. Главное - уметь наблюдать. Сразу же возникает вопрос: а можно ли этому научиться? Да, можно. Зная на что обращать внимание, дальше нужно только тренироваться.
Где и когда может понадобиться
это умение по изменению поведения
считывать обман другого