Общественная опасность экстремизма и терроризма, угрозы национальной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:51, реферат

Описание работы

Актуальность проблем, связанных с экстремистскими проявлениями не вызывает какого-либо сомнения. Экстремизм стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. Не является, разумеется, в этом плане исключением и Россия, где экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития страны, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Экстремизм: понятие, сущность, виды
1.1 Понятие и сущность экстремистской деятельности
1.2 Виды современного экстремизма
Глава 2. Меры противодействия проявлениям экстремизма в России
Глава 3. Определение и причины возникновения экстремизма и терроризма
Глава 4. Правила поведения заложников и организационные мероприятия по защите от терроризма в образовательных учреждениях
Глава 5. Хроника террористических актов на территории России за 10 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по БЖД.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Принципы  и задачи борьбы с терроризмом

Угроза международного терроризма вынуждает различные  государства сотрудничать в борьбе с ним. Акты терроризма, являющиеся международными преступлениями, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку. Вот почему необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов.

Современное международное  право выработало ряд международных  конвенций универсального и регионального  характера, которые регламентируют взаимное сотрудничество государств в  борьбе с международным терроризмом. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах:  не делать террористам никаких уступок;  оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм;  в полной мере использовать все силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов, предоставления помощи другим государствам.

 

За десятилетия  борьбы с терроризмом в мире и  в России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных и подготовка антитеррористических сил, усиление охраны особо опасных, в частности ядерных, объектов, выработка механизма переговорного процесса об освобождении заложников и др.). Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

 

В настоящее  время борьбу с терроризмом осуществляют национальные организации:  Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Россия), Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Россия), «22-я специальная воздушная служба» (Великобритания),  «Федеральная группа по защите границы» (Германия), «Группа вмешательства национальной жандармерии» (Франция),  «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» (Израиль),  «ЯМАМ» (подразделение полиции Израиля),  отряд «Дельта» (США) и др.

 

Однако для  борьбы с терроризмом усилий отдельных  государств недостаточно. Нужны скоординированные действия всего мирового сообщества. На протяжении длительного времени центром, координирующим усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом и созданию нормативно-правовых актов, охватывающих все ее аспекты, являлась ООН.

 

Систематизируя  имеющуюся практику координации  усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна (1963); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999).

 

В целях координации  усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. Во исполнение решения глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра. АТЦ является постоянно действующим специализированным органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации и взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

 

В интересах  более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств, который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратегически важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

 

Проблема терроризма в последнее время приобретает  особую остроту. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость принятия безотлагательных мер по нейтрализации этой угрозы, должной оценки эффективности имеющихся форм и методов борьбы с ней.

 

В декабре 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла  специальную Декларацию о мерах  по ликвидации международного терроризма, которая формулирует основные принципы сотрудничества государств и их региональных объединений по пресечению подобных преступлений, создающих угрозу конституционному строю государств и грубо попирающих основные права человека. К ним относятся:

 

•  безоговорочное осуждение как преступных всех актов, методов и практики терроризма, какими бы соображениями (политическими, философскими, идеологическими, этническими, религиозными или любого другого характера) они не оправдывались, где бы и кем бы они не осуществлялись;

 

•  обеспечение  задержания, судебного преследования  или выдачи с целью обеспечения неотвратимости наказания лиц, совершивших данные преступления;

 

•  воздержание  от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, недопущение использования собственной территории для создания баз и лагерей террористов;

 

•  заключение специальных соглашений на двухсторонней, региональной и многосторонней основе и пр.

 

Исходя из опасности, которую представляет терроризм, требуется целенаправленное воздействие всех государственных и общественных институтов различных стран на комплекс факторов, его порождающих и благоприятствующих широкому распространению.

 

Так, основными  задачами, возложенными на военные  ведомства различных стран, которые в ряде случаев выступают ключевыми субъектами противодействия данному международному преступлению, являются:

 

•  анализ поступающей  информации о состоянии, динамике и  тенденциях распространения международного терроризма;

 

•  участие  в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, которая соответствовала бы оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;

 

•  координация  совместной деятельности по недопущению  совершения террористических актов на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения;

 

•  объединение  сил и средств в организации  мероприятий по ликвидации существующих террористических организаций и  незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;

 

•  проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формированию у граждан террористических намерений и настроений.

 

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего военные ведомства и правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с международным терроризмом.

 

 Глава 4. Правила  поведения заложников и организационные  мероприятия по защите от терроризма  в образовательных учреждениях                                      

Одним из видов  террористического акта является захват заложников с последующим выдвижением каких-либо требований (материальных, политических и т. п.). Людям, оказавшимся заложниками, следует придерживаться определенных правил поведения, зависящих от особенностей конкретной ситуации и способных уменьшить опасность.

 

Если заложников захватил один человек, то можно попытаться войти к нему в доверие, если террористов  группа, то найти с ними общий  язык практически невозможно. Женщины-террористки обычно более жестоки, фанатичны, чем мужчины, на преступления они идут осмысленно, с ними труднее договориться. Вот некоторые общие правила поведения, которых стоит придерживаться, если вас захватили террористы:

 

♦ выполняйте команды  террористов, не пытайтесь встать, покинуть свое место;

 

♦ не делайте  резких движений, не шарьте в карманах, в сумке и т. д.;

 

♦ не впадайте в панику, не кричите, не плачьте, соблюдайте спокойствие, постарайтесь отвлечься  от неприятных мыслей анализом ситуации;

 

♦ осмотрите место, где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки; присмотритесь к людям, захватившим вас, оцените их психическое состояние, вооружение;

 

♦ попытаться по возможности войти с ними в  контакт, начать разговор (это удобно сделать, если вы сидите около прохода). Дать понять, что вы сочувствуете, как можно больше рассказывать о себе, показать семейную фотографию;

 

♦ попробовать  даже давать какие-то советы, вести себя естественно, даже дружески (во-первых, успокоитесь сами и успокоите террориста, во-вторых, психологически ему будет труднее застрелить вас как заложника);

 

♦ если надежды  на контакт, по вашему мнению, нет, надо стараться не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать террориста; без разрешения не следует вставать, переходить в другое место;

 

♦ следите за поведением других заложников — может, у них есть план спасения;

 

♦ помогайте  другим заложникам, не давайте им вести  себя неправильно (злить террористов, впадать в истерику и т. п.);

 

♦ постарайтесь запомнить, сколько террористов, кто  главный, какое у них оружие и т. д. (может, вас выпустят первым, и эти сведения будут необходимы для спасения других);

 

♦ не употребляйте алкоголь;

 

♦ отдайте личные вещи, которые требуют террористы;

 

♦ при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь, но никуда не бегите;

 

♦ верьте, что  вас спасут.

 

Во время  действий группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей или стоять в то время, когда прозвучала команда: «Всем лечь на пол!»

 

При освобождении захваченного самолета (или автобуса) не выбегайте  до тех пор, пока не последует приказ, не суетитесь. При  освобождении выходите как можно быстрее, не теряйте время на поиски ручной клади, самолет может еще взорваться или загореться.

 

Глава 5. Хроника  террористических актов на территории России за 10 лет

Террористический  акт - совершение взрыва, поджога или  иных действий, устрашающих население  и создающих опасность гибели человека, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство, отличает его общественный резонанс, нацеленность на массовую психологию, демонстративность действий.

Террористический  акт всегда рассчитан на массовую аудиторию и призван:

- продемонстрировать  обществу бессилие власти;

- создать прецеденты  активного неповиновения и силового  противостояния власти;

- активизировать  любые силы и настроения, оппозиционные  власти;

- нанести удар  по экономике, снизить инвестиционную привлекательность страны или региона, ухудшить их имидж;

- подтолкнуть  страну к радикализации политического  курса, к авторитарным формам  правления. 

Хроника террористических актов на территории России за 10 лет:

  1. 6 февраля 2004 года около 8:30 в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» террорист-смертник привел в действие взрывное устройство мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте.В тоннеле возник пожар, которому была присвоена 5-я (высшая) категория. Погибли 42 человека, включая террориста, свыше 250 получили ранения.В 2007 году трое чеченских террористов - Мурат Шаваев, Максим Понарьин и Тамбий Хубиев - были признаны Московским городским судом виновными в подготовке этого теракта и приговорены к пожизненному заключению.

2. Взрыв на  выходе станции «Рижская»

31 августа 2004 года в 20:50 смертница совершила теракт у вестибюля станции метро «Рижская». Погибло 10 человек, включая саму террористку и её сообщника Николая Кипкеева, около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Николай Кипкеев был дважды судимым главой «карачаевского джамаата». По данным следствия, он был причастен и к взрывам автобусных остановок в феврале и июле 2004 года в Воронеже.Дела о взрывах на «Рижской», на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» и в Воронеже позже были объединены в одно, трое сообщников террористов были осуждены.

3. Теракт 29 Марта  2010 года

29 марта 2010 года  в 7:56 по московскому времени  произошёл взрыв на станции  метро «Лубянка». Второй взрыв произошел на станции метро «Парк культуры» в 08:39 в поезде, следующем в сторону станции «Улица Подбельского». По последним данным, предоставленным МЧС России в результате обоих терактов 37 человек погибли, 65 пострадали. По предварительным данным, взрывы произвели террористки-смертницы, мощность заряда по разным источникам колеблется от 1,5 до 3 кг тротилового эквивалента.

4. 12 июня 2005 г. - взрыв в Московской области  на железнодорожных путях, в  результате которого сошли с  рельсов 4 вагона поезда № 382 «Грозный — Москва». Пострадали 42 человека, из них 5 были госпитализированы.

5. 21 августа  2006 г. - взрыв на Черкизовском рынке  в Москве. Погибли 14 человек, ранены 61 человек.

6. 4 февраля 2007 г. - в Санкт-Петербурге у вестибюля  станции метро «Владимирская» произошёл взрыв в цветочном ларьке. Мощность взрыва составила 50 г. в тротиловом эквиваленте. По одной из версий, взорвалось безоболочное самодельное взрывное устройство, заложенное под основание цветочного павильона. В результате взрыва получили ранения три человека – продавщица ларька и двое бездомных.

Информация о работе Общественная опасность экстремизма и терроризма, угрозы национальной безопасности России