Охрана труда при проведении походов и экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:39, реферат

Описание работы

В настоящее время от педагогов, в частности классных руководителей, требуется не только проведение классных часов и бесед, но и умение организовать экскурсии, походы, поездки. Во время этих мероприятий педагог должен в первую очередь думать о безопасности детей. Проводя экскурсии и походы, учитель сталкивается с рядом трудностей. Например, как подготовить детей, как организованно перейти дорогу и добраться до места назначения и т.д.
Также при проведении таких мероприятий могут случаться различные неприятности такого рода, как травмы (вывихи, растяжения, ушибы и т.д.). Поэтому педагог обязан владеть хотя бы элементарными знаниями о безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

УО «Могилевский государственный  университет имени А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

«ОХРАНА ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПОХОДОВ И ЭКСКУРСИЙ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

Могилев, 2012

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время от педагогов, в частности классных руководителей, требуется не только проведение классных часов и бесед, но и умение организовать экскурсии, походы, поездки. Во время  этих мероприятий педагог должен в первую очередь думать о безопасности детей. Проводя экскурсии и походы, учитель сталкивается с рядом  трудностей. Например, как подготовить  детей, как организованно перейти  дорогу и добраться до места назначения и т.д.

Также при проведении таких  мероприятий могут случаться  различные неприятности такого рода, как травмы (вывихи, растяжения, ушибы  и т.д.). Поэтому педагог обязан владеть хотя бы элементарными знаниями о безопасности жизнедеятельности  и первой медицинской помощи.

 

 

ГЛАВА I

Предварительная работа

Туристский поход (далее – поход) – это прохождение группы учащихся по определённому маршруту активным способом передвижения (пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, комбинированный) с познавательными и учебными целями, а так же с целью воспитания.

Экскурсия – это посещение одного или нескольких достопримечательных  мест в учебно-познавательных и воспитательных целях.

В первую очередь необходимо получить письменное согласие родителей  на участие их ребенка в походе. Также нужно донести до сведения родителей о вещах первой необходимости, которые ребенок должен взять с собой. Если поход длится всего несколько часов, то набор вещей должен быть минимальным. Лучше всего, если это просто будет небольшое количество воды и еды, а также средство от насекомых.

Перед походом необходимо провести с детьми беседу о правилах поведения на дороге, в автобусе и в лесу. Детям нужно напомнить  о форме одежды и о том, какие  растения являются ядовитыми. Также  желательно поговорить о правилах оказания первой медицинской помощи.

Учителю заранее необходимо найти и осмотреть место похода и привала, обдумать сценарий или  план проведения экскурсии.

Проще говоря, применительно  к походу с детьми учитель должен осуществить:

·Выбор правильного порядка  и графика движения на маршруте

·Определение режима группы

·Безопасность в походе с  детьми

·Познавательные элементы в  походе

·Организация детского досуга.

 

ГЛАВА II

Общие требования безопасности

При проведении туристских походов, особенно многолюдных возникает  много объективных и субъективных условий для аварий и несчастных случаев. К объективным относятся камнепады, сложные метеорологические условия. Cубъективными условиями являются недостатки организации (выбор рукодителя, не имеющего опыта, недостаточная разработка туристического маршрута).

Вредные факторы (факторы  риска) в походе могут быть классифицированы следующим образом:

  • травмоопасность;
  • воздействие окружающей среды;
  • пожароопасность;
  • биологические воздействия;
  • психофизиологические нагрузки.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения, предметов и тел; вследствие сложного рельефа местности; неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (тесная спортивная обувь, узкие лямки рюкзаков и. т. п.); опасных атмосферных явлений (статическое электричество, молнии, град и т. п.).

Снижение травмоопасности  обеспечивается:

  • соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
  • упреждающим информированием школьников о факторах риска; мерах по предупреждению травм и о принятии экстренных мер в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха, резкими перепадами барометрического давления.

Предупреждение вредных  воздействий данного фактора  риска обеспечивается:

  • выбором благоприятного времени года, суток для проведения похода;
  • рациональным проектированием маршрута;
  • учетом погодных особенностей района;

Биологические факторы (ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции).

Воздействие данных факторов риска предупреждается:

  • упреждающим информированием школьников об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

 

ГЛАВА III

Правила безопасной поездки на автобусе

Экскурсионные поездки осуществляется автобусами. Однако перевозка школьников является одним из опасных моментов любого путешествия.

Необходимо соблюдать  следующие определенные правила  переезда:

  • передвигаться лучше в дневное время;
  • стараться не ездить в часы "пик" (с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 19.00);
  • пропускать переполненный общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) и не пытаться в них сесть;
  • в автобусе садиться как можно ближе к водителю;
  • если что-то произойдет в автобусе немедленно поднять шум и сообщить об этом водителю;
  • не садиться в автобусе у открытого окна;
  • следить в транспортном средстве за своими вещами, поместить багаж под сиденье;

Транспортные перевозки  школьников во время экскурсий, походов  должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного  и т. д.).

 

ГЛАВА IV

Требования к  учителю во время похода

Во время похода учителю  необходимо:

-после посадки в автобус  перед началом поездки, а также  после прибытия на место назначения  провести перекличку;

-держать в поле зрения  всех учащихся;

-не давать ученикам  разбиваться на маленькие группы  и уходить вглубь леса;

-следить за тем, какие  растения разглядывают и трогают  ученики;

-следить за соблюдением  экологических правил и норм  поведения в лесу;

-при разведении костра  следить за пожаробезопасностью.

В пешем походе перед началом  движения группы назначаются из взрослых ведущий и замыкающий, дети идут всегда между взрослыми или вместе со взрослыми. Нельзя позволять детям  идти впереди - ребенок с нетяжелым  рюкзаком (или вообще без рюкзака) иногда может легко уйти вперед от медленно идущей основной группы и  можно не уследить, где он свернул  и куда пошел. Ведущий должен точно  знать, когда и где он должен остановиться для очередного отдыха или выбора места стоянки. При возможности  ведущий должен оглядываться, что  бы видеть, как идет вся группа и  при необходимости останавливаться, чтобы дождаться отстающих. Замыкающий ни при каких обстоятельствах  не должен оставлять за собой отстающих  детей и взрослых, а при сильном  отставании должен подать знак - крикнуть или свистнуть, чтобы впередиидущие  остановились и подождали.

Так как в пешем походе в большей степени детей утомляет не сам процесс передвижения, а  монотонность и однообразие этого  передвижения, необходимо планировать  недлительные переходы по 25-30 минут  с последующими остановками на 10-15 минут для коротких перекусов, осмотров интересных мест и наблюдений природы.

 

ГЛАВА V

Требования организации купания участников туристского похода

Для купания детей выбирается место с песчаным или галечным дном, очищенным от коряг, острых камней, водорослей. Обследование места купания  проводится руководителями групп. Купание  проводится под непрерывным контролем  руководителя похода или его заместителя  при соблюдении всех мер предосторожности.

Организация купания предусматривает  следующее:

• температура воды для купания не ниже 200С при температуре воздуха не ниже 230С;

• продолжительность одного купания в первый день 5-7 минут, постепенно увеличивая его до 15-20 минут;

• глубина в месте купания при скорости воды не свыше 0,5 м\сек. не должна быть свыше 1,3 м.;

• при промере глубины нужно несколько раз пройти выделенный участок по всем направлениям;

• каждое купание проводится с разрешения руководителя и только в его присутствии;

• для соблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу;

• если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству, но нельзя им перепоручать руководство купанием;

• одновременно может купаться не более 8 учащихся;

• во время купания не допускать криков, объяснив участникам, что крик есть сигнал о помощи.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• купание в сумерки и ночное время;

• купание после приёма пищи в течение 1 часа.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация похода - трудоемкое занятие. Лучше, если этим будут заниматься сразу несколько преподавателей. Идеальный вариант, если сопровождать детей в поход будет еще  и учитель ОБЖ. Главное - избегать травм и подобных неприятностей, чтобы ничто не затмило детям  радость от общения с природой. Именно поэтому данное мероприятие  должно быть хорошо продуманно, спланировано и организованно.

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. «Правила автомобильных перевозок пассажиров“, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 от 30 июня 2008 года
    2. «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях», утвержденная Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35а от 17 июля 2007 г.
    3. Велитченко, В. «Обеспечение безопасного проведения туристических походов, экскурсий и путешествий учащихся»/ В. Велитченко// «Воспитание школьников». – 2008. - № 4. – с.49 – 58.

 


Информация о работе Охрана труда при проведении походов и экскурсий