Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа
Целью исследования является ознакомление с нормативно-правовой литературой и практическое исследование системы искусственного освещения кабинета истории (на примере ЕУВК гимназии им. И. Сельвинского), а так же дача методических рекомендаций администрации школы по улучшению данного аспекта.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ОХРАНА ТРУДА 5
1.1. Требования к искусственному освещению в кабинете истории (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинского): теоретическая часть 5
1.2. Требование к искусственному освещению в кабинете истории (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинского): практическая часть 8
ВЫВОДЫ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ОХРАНА ТРУДА 5
1.1. Требования к искусственному освещению в кабинете истории (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинского): теоретическая часть 5
1.2. Требование к искусственному освещению в кабинете истории (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинского): практическая часть 8
ВЫВОДЫ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
В настоящее время особо актуальным становится вопрос об охране труда и безопасности рабочего места, в связи с растущим числом несчастных случаев, травм, различного рода заболеваний и смертей не только на рабочих, но и на учебных местах. Тема данного исследования - «Требования к искусственному освещению в кабинете истории».
Актуальность данного исследования обусловлена: во-первых, широким распространением различного рода проблем связанных со штучным освещением в современных школах; во-вторых, как следствие, большим количеством заболеваний, вызванных неправильным освещением учебных мест; в-третьих, постоянным редактированием Закона Украины «Об охране труда», где регламентируются основные положения данной темы, что делает более ранние исследования неактуальными [1].
Объектом исследования является система охраны труда (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинского).
Предметом – требования к искусственному освещению в кабинете истории (на примере Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса Гимназии им. И. Сельвинкого (далее СОШ №4)).
Целью исследования является ознакомление с нормативно-правовой литературой и практическое исследование системы искусственного освещения кабинета истории (на примере ЕУВК гимназии им. И. Сельвинского), а так же дача методических рекомендаций администрации школы по улучшению данного аспекта.
К сожалению, существует достаточно мало работ, затрагивающих данную тему. Тем не менее, прежде всего, хотелось бы отметить труды С.В. Алексеева, Е.М. Белостоцкой, Г.Г. Гогиташвили.
С.В. Алексеев в своем труде «Гигиена труда» затрагивает вопрос освещения учебных помещений и рабочих мест.
Е.М. Белостоцкая в своей работе «Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в помещениях» тоже делает акцент как раз на учебных помещениях.
Следует так же отметить Закон Украины «Об охране труда», принятый еще в 1992 году, в который вносятся поправки и по сей день (последнее редактирование – 18 сентября 2012 года), в котором регламентируются правила освещения учебных и рабочих мест.
Одним из основных законов, регламентирующих не только требования к искусственному освещению в учебных заведениях, но и положения охраны труда в целом, является «Закон Украины об охране труда», последние изменения которого состоялись 18 сентября 2012 г. Данный Закон определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине [1].
Неправильное освещение в учебном кабинете может серьезно навредить здоровью учеников. В законе Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (последнее изменение 6 декабря 2012 г.) регламентируются меры профилактики различных заболеваний, в том числе и связанных со зрением, общественные отношения, которые возникают в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, определяет соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливает порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.
Другим таким же документом является закон Украины «Об охране здоровья» (последнее редактирование 1 января 2013 г.), где описываются правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровье, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности [3].
Искусственное освещение непосредственно связанно с пожарной безопасностью. К тому же, большая часть пожаров возникает именно в связи с неисправностью электрической проводки. Закон Украины «О пожарной безопасности» (последнее редактирование 17 июля 2012 г.) описывает основные правила и требования, в том числе и к искусственному освещению на учебных местах. Этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности.
Что же касается непосредственно регламента самого искусственного освещения на учебных местах, то основные положения данного вопроса отражены в законе Украины «Об общем среднем образовании» (последнее редактирование 5 декабря 2012 г.). Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы функционирования и развития системы общего среднего образования, что способствует свободному развитию человеческой личности, формирует ценности правового демократического общества в Украине.
В СОШ №4 положения об искусственном освещении учебных помещений, в том числе и кабинета истории, регламентируется в «Общих гигиенических требованиях к освещению» (последнее редактирование 12 августа 2012 г.), которое состоит из четырех частей. Первая – «Общие гигиенические требования к освещению», содержит общие положения об освещении учебных помещений, опираясь на основные законы Украины, перечисленные выше; Вторая – «Естественное освещение», содержит в себе требования к правильному расположению учебных помещений для максимально благоприятного использования естественного освещения; Третий – «Искусственное освещение», регламентирует расположение, количество, качество, пожарную безопасность искусственных источников света в учебных помещениях, в том числе и в кабинете истории; Четвертый – «Общая часть», содержит в себе более подробную информацию об области применения освещения, питании аварийного и эксплуатационного освещения, защиты осветительных сетей, а так же о заземлении и занулении электрической проводки.
На основании вышеизложенного, можно выделить следующие основоположные документы: «Закон Украины об охране труда», который регламентирует основные положения интересующей нас темы на государственном уровне, а так же «Общие гигиенические требования к освещению», которые содержат положения локального уровня.
Наше исследование проводилось
в Евпаторийском учебно-
По состоянию на 3 декабря 2012 года директором СОШ №4 являлся Н.А. Филимонов. Ответственная за охрану труда – С.И. Мочалкина.
В процессе исследования в СОШ №4 было выявлено наличие следующих нормативно-правовых документов: «Закон Украины об охране труда», «Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «Закон Украины об охране здоровья», «Закон Украины о пожарной безопасности», «Закон Украины об общем среднем образовании», «Общие гигиенические требования к освещению».
В основном, порядок ведения и обновления документов соответствует установленным требованиям. В то же время следует отметить:
1) неисправное состояние некоторых приборов искусственного освещения в кабинете истории.
2) неисправность нескольких выключателей.
3) использование старых металлогалогенных ламп.
4) сами лампы обладают недостаточной мощностью, что негативно сказывается на качестве освещения.
5) критическое состояние потолков в некоторых местах, что создает угрозу падения осветительных приборов.
В связи с вышеизложенным, на основании нашего исследования, можно сделать следующие рекомендации.
Прежде всего, требуется устранить неполадки, связанные с приборами освещения в учебном кабинете. Лампы, которые должны освещать задние ряды работают неисправно, что отражается в их постоянном мигании. В результате это может отразиться на зрении учеников. Потому, починка приборов освещения является первоочередной целью.
Необходимо так же уделить внимание неисправным выключателям, из-за которых нет возможности выключить некоторые приборы освещения. А отсутствие источников света, как уже говорилось выше, пагубно влияет на зрительное здоровье учащихся.
Рекомендуется так же перейти на использование люминесцентных ламп, вместо металлогалогенных. Во-первых, люминесцентные лампы потребляют в разы меньше электроэнергии, что позволит экономить определенные денежные средства; во-вторых, люминесцентные лампы обладают большей надежностью, нежели металлогалогенные, а так же имеют более длительный срок использования и защищены от сгорания; в-третьих, такие лампы обладают крайне низкой температурой нагрева, что делает невозможным из замыкание или воспламенение, а значит и исключает возможность возникновения пожаров.
В связи с недостаточной мощностью некоторых используемых ламп, рекомендуется заменить их на лампы дневного света, мощность которых должна быть не менее 50 вт. Это позволит сохранить зрение учеников, а так же повысит продуктивность их занятий в целом.
Отдельно следует рассмотреть состояние потолков, куда крепятся осветительные приборы. Их состояние в некоторых местах критическое, что создает немалую угрозу падения люстр и плафонов. Это подвергает опасности как здоровье учеников, так и здоровье работников школы. Однако из-за того, что здание СОШ №4 является архитектурным памятником и находится под защитой Евпаторийского городского совета, проводить в нем какие-либо ремонтные работы без специального разрешения невозможно.
В связи с этим, администрации
школы рекомендуется обратиться
в Евпаторийский городской
Тем не менее, не смотря на ряд существующих проблем, администрация и работники СОШ №4 придерживаются Законов Украины об охране труда и положений техники безопасности.
Однако существует и локальный документ, который содержит положения интересующего нас аспекта, этот документ – «Общие гигиенические требования к освещению».