Опасные и вредные производственные факторы в автомобилестроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

На рабочих местах действуют вредные и опасные производственные факторы. ГОСТ 12.0.002-80 и ГОСТ 12.0.003-74, руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» дают разные определения вредных и опасных факторов, их классификацию. Пунктом 6 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическим нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ №625 от 5.06.94г., установлено, что утверждаемые санитарно-эпидемиологической службой РФ правила, нормы, критерии относятся к санитарному законодательству РФ, а требования ГОСТ, правил по охране труда, СНиП и др. нормативных актов не должны им противоречить.

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Согласно ст.14 закона "Об основах охраны труда  в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить соответствующие  требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

На рабочих  местах действуют вредные и опасные  производственные факторы. ГОСТ 12.0.002-80 и ГОСТ 12.0.003-74, руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» дают разные определения вредных и опасных факторов, их классификацию. Пунктом 6 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическим нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ №625 от 5.06.94г., установлено, что утверждаемые санитарно-эпидемиологической службой РФ правила, нормы, критерии относятся к санитарному законодательству РФ, а требования ГОСТ, правил по охране труда, СНиП и др. нормативных актов не должны им противоречить. Поэтому определения указанных ГОСТов очевидно устарели.

Указанный выше закон определяет:

Вредный производственный фактор (ВПФ) - как фактор производственной среды, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.

В зависимости  от количественной характеристики и  продолжительности действия отдельные  вредные производственные факторы  могут стать опасными, т.е. причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья и даже смерти.

 

Физические  опасные и вредные производственные факторы.

Физические опасные  и вредные производственные факторы  подразделяются на:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • подвижные части производственного оборудования и технической оснастки ;
  • передвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы;
  • повышенную запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенную или пониженную температуру поверхностей оборудования, материалов;
  • повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • повышенный уровень вибрации;
  • повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний;
  • повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
  • повышенную или пониженную влажность воздуха, ионизацию воздуха в рабочей зоне;
  • отсутствие или недостаток естественного света;
  • недостаточную освещенность рабочей зоны;
  • пониженную контрастность;
  • повышенную яркость света;
  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и всего оборудования.

 

Химические, биологические и психофизиологические опасные и вредные производственные факторы.

Химические опасные  и вредные производственные факторы  подразделяются по характеру воздействия на организм человека на:

  • токсические,
  • раздражающие,
  • сенсибилизирующие,
  • канцерогенные,
  • мутагенные,
  • влияющие на репродуктивную функцию,

а по пути проникновения в организм человека, на:

  • проникающие через органы дыхания,
  • желудочно-кишечный тракт,
  • кожные покровы
  • и слизистые оболочки.

Биологические опасные  и вредные производственные факторы  включают следующие биологические  объекты:

  • патогенные микроорганизмы бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии) и продукты их жизнедеятельности;
  • микроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки на человека. Физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно-психические на:

  • умственное перенапряжение,
  • перенапряжение анализаторов,
  • монотонность труда,
  • эмоциональные перегрузки.

 

Требования  безопасности.

При техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей  возникают следующие опасные  и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили,
  • незащищенные подвижные элементы производственного оборудования, повышенная загазованность помещений отработавшими газами легковых автомобилей,
  • опасность поражения электрическим током при работе с электроинструментом и др.

Требования безопасности при ТО и ремонте автомобилей установлены ГОСТ 12. 1. 004-85, ГОСТ 12. 1. 010-76, Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, правилами по охране труда на автомобильном транспорте и правилами пожарной безопасности для станций технического обслуживания.

Технологическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12. 2. 022-80, ГОСТ 12. 2. 049-80, ГОСТ 12. 2. 061-81 и ГОСТ 12. 2. 082-81.

В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов.

Для предупреждения поражения  работников электрическим током подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих "снизу" автомобиля применяется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходимыми средствами безопасности. Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля. Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках.

При выполнении слесарных  работ особое внимание следует уделять  организации труда, состоянию инструмента  и соблюдению правил безопасной работы. На рабочем месте слесаря по ремонту  автомобиля должны быть соответствующее  технологическое оборудование, приспособления и инструмент.

Инструмент, съемники, приспособления, запасные части располагают в  непосредственной близости в пределах зоны досягаемости. Чтобы исключить  возможность падения, кладут их на горизонтальные плоскости. В осмотровых канавах инструмент располагают в специально устроенные для этого ниши. Для хранения инструмента применяют также передвижные шкафы, столы или переносные инструментальные ящики

Для хранения инструмента  в верстаках предусмотрены ящики. Чтобы было удобно работать, верстак подгоняют по росту работающего с помощью подставок под верстак или подставок для ног. Рабочую поверхность верстака покрывают листовым металлом, линолеумом, фиброй или другими пластиками, имеющими достаточную прочность и способность выдерживать воздействие.

Отвертки должны иметь прямой стержень, так как при кривом стержне  возможны соскальзывание с головки  винта или шурупа и травмирование  руки. Выбирать отвертки следует по ширине рабочей части в зависимости  от размера шлица в головке  винта или шурупа. Рабочая часть должна быть с ровными плоскими боковыми гранями и не иметь сколов.

Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны, просечки) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа  и скосов. Для предупреждения травмирования рук длина инструмента не должна быть менее 150 мм.

Гаечные ключи должны быть подобраны  по размерам гаек и болтов. Размер зева ключей не должен превышать размеров головок болтов и граней гаек более  чем на 0,3 мм. Гаечные ключи не должны иметь трещин, забоин, заусенцев, непараллельности губок и выработки зева. Запрещается отвертывать гайки ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов и гаек и губками ключа и удлинять рукоятки дополнительными рычагами, другими ключами и трубами (кроме рычагов типа «звездочка»). Раздвижные ключи не должны иметь зазора в подвижных частях.

Острогубцы и плоскогубцы не должны иметь выщербленных рукояток, трещин и заусенцев. Губки острогубцев  должны быть острыми, без повреждений, а губки плоскогубцев должны иметь несработанную насечку. У тисков губки также должны иметь несработанную насечку. Винты, крепящие губки, должны быть исправны и затянуты. Зажимной винт должен быть без трещин и сколов.

При работе на асфальтобетонном полу у верстака для предупреждения простудных заболеваний располагают деревянную решетку. Расстояние между верстаками принимают в зависимости от их габаритных размеров и схемы расположения в соответствии с ОНТП-01-86. Устанавливать верстаки вплотную у стен можно лишь в том случае, если там не размещены радиаторы отопления, трубопроводы и прочее оборудование. Стулья должны быть с регулируемыми по высоте сиденьями и желательно с регулируемым наклоном спинки.

Все рабочие места  должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами  и т. п. Детали и узлы, снятые с  автомобиля, должны аккуратно складываться на специальные стеллажи или на пол.

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж. Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом.

Отвертывать гайки  зубилом и молотком не разрешается. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки. Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку и них накоплена значительная энергия. Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии. Требования производственной санитарии и промышленной гигиены. Помещения, в которых рабочие, выполняя техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должны находиться под ним, необходимо оборудовать осмотровыми каминами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками. Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ. На территории предприятия необходимо наличие санитарно-бытовых помещений – гардеробных, душевых, умывальных (работающие с этилированным бензином обязательно должны быть обеспечены горячей водой).

Меры  пожарной безопасности на автотранспортных и авторемонтных предприятиях

Основными причинами  возникновения пожаром и автотранспортных предприятиях являются следующие: неисправность  отопительных приборов, электрооборудования  и освещения, неправильная их эксплуатация, самовозгорание горючесмазочных и  обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем. Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: курить только в специально отведенных для этого месте; не пользоваться открытым огнем; хранить топливо керосин в количествах, не превышающих сменную потребность; не хранить порожнюю тару из-под топливных и смазочных материалов; проводить тщательную уборку в конце каждой смены; разлитое масло и топливо убирать с помощью песка; собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить их в специально отведенное для этого место. Любой пожар, своевременно замеченный и не получивший значительного распространения, может быть быстро ликвидирован. Успех ликвидации пожара зависит и от быстроты оповещения о его начале и введения в действие эффективных средств пожаротушения. Для оповещения о пожаре служат телефон и пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщать об этом по телефону 01. Пожарная сигнализация бывает двух видов – электрическая и автоматическая. Приемную станцию электрической сигнализации устанавливают в помещении пожарной охраны, а извещатели – в производственных помещениях и на территории предприятия. Сигнал о пожаре подается нажатием кнопки извещателя. В автоматической пожарной сигнализации используются термостаты, которые при повышении температуры до заданного предела включают извещатели. Эффективным и наиболее распространенным средством тушения пожаров является вода, однако в некоторых случаях использовать ее нельзя.

Не поддаются  тушению водой легковоспламеняющиеся  жидкости, которые легче воды. Например, бензин, керосин, всплывая на поверхность  воды, продолжает гореть. Ацетилен и  метан вступают с водой в химическую реакцию, образуя огне- и взрывоопасные газы. При невозможности тушения водой горящую поверхность засыпают песком, покрывают специальными асбестовыми одеялами, используют пенные либо углекислотные огнетушители.

Для приведения в действие пенного огнетушителя ОП-2 необходимо повернуть рукоятку на 180°. При этом поднимается клапан, закрывающий кислотный стакан. Перевернув огнетушитель вверх дном и слегка встряхнув, струю пены направляют на горящий предмет, а при тушении легковоспламеняющихся жидкостей в открытых сосудах - в противоположный борт над уровнем жидкости, чтобы она не разбрызгивалась. Для приведения в действие углекислотного огнетушителя ОУ-2 нужно взяться левой рукой за рукоятку, направить раструб на горящий предмет и, поворачивая маховичок против часовой стрелки, открыть вентиль до отказа. При выходе из баллона жидкая углекислота мгновенно превращается в газ, горение в котором невозможно. В особо опасных в пожарном отношении производствах могут использоваться стационарные автоматические установки различной конструкции, срабатывающие при заданной температуре и подающие воду, пену или специальные огнегасительные составы.

Информация о работе Опасные и вредные производственные факторы в автомобилестроении