Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 19:19, реферат
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.
Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно настоящее время также от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.
Целью данной работы является изучение различных чрезвычайных ситуаций и способов организации защиты населения в ЧС,
ВВЕДЕНИЕ стр 3
1. Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС
1.1. Понятие чрезвычайных ситуаций стр 4
1.2 Органы управления по делам гражданской обороны стр 4
и чрезвычайным ситуациям
1.3 Подготовка населения в области защиты стр 5
от чрезвычайных ситуаций
1.4 Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях стр 6
1.5 Содержание основных мероприятий защиты в ЧС стр 6
1.6. Эвакуация населения из зон ЧС стр 7
1.7. Проведение мероприятий медицинской защиты стр 7
1.8. Проведение аварийно-спасательных стр 8
и других неотложных работ в зонах ЧС
2. Технические средства защиты (коллективные средства защиты и средства индивидуальной защиты)
2.1 Средства коллективной защиты населения стр 9
2.2 Требования, предъявляемые к защитным сооружениям стр 11
2.3 Средства индивидуальной защиты стр 12
2.4 Организация эвакуационных мероприятий стр 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр 17
Список литературы стр 18
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
НА ТЕМУ: «Организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях»
г.Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр 3
1. Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС
1.1. Понятие чрезвычайных ситуаций
1.2 Органы управления по делам гражданской обороны стр 4
и чрезвычайным ситуациям
1.3 Подготовка населения в области защиты стр 5
от чрезвычайных ситуаций
1.4 Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях стр 6
1.5 Содержание основных мероприятий защиты в ЧС стр 6
1.6. Эвакуация населения из зон ЧС стр 7
1.7. Проведение мероприятий медицинской защиты стр 7
1.8. Проведение аварийно-спасательных стр 8
и других неотложных работ в зонах ЧС
2. Технические средства защиты (коллективные средства защиты и средства индивидуальной защиты)
2.1 Средства коллективной защиты населения стр 9
2.2 Требования, предъявляемые к защитным сооружениям стр 11
2.3 Средства индивидуальной защиты стр 12
2.4 Организация эвакуационных мероприятий стр 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр 17
Список литературы стр 18
ВВЕДЕНИЕ
Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Данная тема реферата особенно актуальна, т.к. количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.
Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно настоящее время также от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.
Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших – 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.
Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая важность образования населения в этом направлении Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.
Поэтому так актуально знание личным составом ГПС способов действий и мер защиты в условиях проявления ЧС природного и техногенного характера.
Целью данной работы является изучение различных чрезвычайных ситуаций и способов организации защиты населения в ЧС,
1. Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС
1.1. Понятие чрезвычайных ситуаций
Существуют различные определения понятия «чрезвычайная ситуация». Наиболее часто чрезвычайную ситуацию определяют как нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, а также военными действиями и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям. Чрезвычайная ситуация может быть также определена как внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.). Американские исследователи определяют чрезвычайную ситуацию как неожиданную, непредвиденную обстановку, требующую немедленных действий.
Понятие чрезвычайной ситуации связано с такими понятиями, как «опасность» и «риск».
1.2 Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
• на федеральном уровне – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
• на региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);
• на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
• на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
1.3 Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях особенно актуальна. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознавать и оценивать факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. №738 с изменениями в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335.
В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
• население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
• руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от ЧС;
• работники федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
• население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются:
• обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
• обучение (переподготовка) руководителей всех уровней к действиям по защите населения от ЧС;
• выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;
• практическое усвоение работниками в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.
1.4 Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
В основу защиты населения в ЧС и обеспечения его жизнедеятельности заложены следующие принципы:
• заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;
• дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона;
• комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д.
1.5 Содержание основных мероприятий защиты в ЧС
Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:
- укрытие людей в
- эвакуацию населения из зон ЧС;
- использование средств
- проведение мероприятий
- проведение аварийно-
Укрытие населения в приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях следует проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения.
1.6. Эвакуация населения из зон ЧС
Эвакуацию следует проводить в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.
Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.
Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и ионизирующего излучений.
1.7. Проведение мероприятий медицинской защиты
Мероприятия медицинской защиты населения при ЧС следует проводить с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования и проведением других противоэпидемических мероприятий.
Мероприятия медицинской защиты в природных и техногенных ЧС следует планировать и осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений.
Первую медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных условиях.
Информация о работе Организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях