Организация и действие государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС», а в военное время - в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Ж.docx

— 27.00 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

 

Организация и действие государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на всех уровнях).

 

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается  осуществлением комплекса различных  мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС», а в военное время - в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства  РФ от 5.11.1995г. была преобразована в  Единую государственную систему  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

  • разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основная цель РСЧС - объединение  усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и  учреждений для предупреждения и  ликвидации ЧС.

Структура органов РСЧС состоит  из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих  административному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

  • координирующие органы;
  • постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита;

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных  министерств и ведомств в ранге  заместителей министров, в компетенцию  которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения  и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми  федеральными министерствами и ведомствам, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органы управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

на федеральном уровне - министерство РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС);

на региональном уровне - региональные центры;

на территориальном и  местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые  при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного  управления РСЧС:

- пункты управления в  кризисных ситуациях, оперативные  дежурные службы органов управления  по делам ГО и ЧС всех  уровней;

- дежурно-диспетчерские  службы и специализированные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти и организаций. 

Размещение органов повседневного  управления РСЧС осуществляется на пунктах  управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки  и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией между  органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов  исполнительной власти». Они создаются  для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в  сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В соответствии с функциями федеральных органов  и Федерального управления специального строительства при правительстве  РФ по защите населения и территорий от ЧС на них возложено руководство  созданием и деятельностью следующих  функциональных подсистем:

1) сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергетики (Министерство РФ по атомной энергии);

2) сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);

3) предупреждение и ликвидации  на объектах, входящих в состав  отрасли (Миноборонпром России и Минэкономики России);

4) охраны общественного  порядка (МВД РФ);

5) резерва медицинских  ресурсов (Минздрав России и Минэкономики  РФ);

6) авиационно-космической службы поиска и спасения (Министерство обороны РФ);

7) экологической безопасности  и экологического мониторинга;  наблюдения и контроля за стихийными  гидрометеорологическими и гелиофизическими  явлениями и загрязнением ОС  и предупреждения цунами (Министерство природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС);

8) связи и освещения  (Государственный комитет по связи  и информации);

9) защиты с/х животных и растений; резервов продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли Министерство с/х и продовольствия РФ);

10) социальной защиты от  ЧС (Министерство труда и социального  развития РФ);

Важнейшей частью системы  РСЧС являются ее силы и средства, которые  подразделяются на:

- силы и средства наблюдения  и контроля;

- силы и средства ликвидации  последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный  надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных  объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных  и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных  формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных  противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей  ЧС решением соответствующих органов  исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается  один из следующих режимов функционирования РСЧС:

- повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической  обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

- повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической  обстановки, при получении прогноза  о возможности ЧС;

- чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время  ликвидации ЧС.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Дезинфекция:

1) процесс уничтожения  насекомых сельскохозяйственных  вредителей;

2) уничтожение  и удаление возбудителей инфекционных  болезней человека;

3) профилактические и  истребительные мероприятия по  уничтожению грызунов в целях  предотвращения распространения  инфекционных заболеваний;

4) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболеваний животных.

 

2. Средства защиты населения  в чрезвычайных ситуациях подразделяются  на:

1) индивидуальные;

2) первой медицинской  помощи;

3) групповые;

4) коллективные.

 

3. Основным поражающим  фактором при взрыве ВВ конденсированного типа (гексоген, динамит и др.) является:

1) воздушная ударная  волна;

2) химическое поражение;

3) тепловое поражение;

4) сочетание указанных  факторов.

Компьютерная обучающая  программа по дисциплине «Безопасность  жизнедеятельности» / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, А.А. Галкина, С.В. Галкина, Е.В. Ясеновская, П.Э. Шлендер, В.М Маслова, И.В. Кохова. – М.: Финансовый университет, 2010-2013. – URL: http:// repository.vzfei.ru.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Радиационное поражение». Ваши действия.

 

По этому сигналу следует  надеть респиратор (противопыльную тканевую маску, ватно-марлевую повязку), а при их отсутствии - противогаз, взять необходимый запас продуктов питания и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и уйти в укрытие. Находясь в противорадиационном укрытии (убежище), следует строго выполнять все указания обслуживающего персонала, соблюдать установленный порядок.

Надежную защиту от радиоактивного заражения могут обеспечить подготовленные для этой цели каменные здания, погреба, подвалы. В случае, когда в силу сложившейся обстановки для укрытия  будут использоваться жилые дома (квартиры), следует провести их герметизацию: закрыть окна и двери плотной  тканью, в зданиях с печным отоплением закрыть трубы, заделать имеющиеся  щели и отверстия, убрать продукты питания  в кладовые, шкафы, буфеты, холодильники.

Информация о работе Организация и действие государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций