Организация и методика проведения занятий в дежурных караулах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Развиваясь вслед за научно-техническими достижениями человечества, пожарная охрана превратилась в мощную структуру, накопившую огромный опыт и знания в деле предотвращения и тушения пожаров. Но пожары возникают: ежегодно в России происходит около 170 тыс. пожаров, которые уносят жизни примерно 12 тыс. человек (статистика за 2011 год). Причем негативная сторона научно-технического прогресса - последствия аварий, сопровождающихся пожарами, на многих современных производствах, обуздать которые даже при самом современном пожарно-техническом оснащении становится трудно.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-Методика проведения занятий.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Тема: Организация и методика проведения занятий в дежурных караулах.

 

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ

 

В нашей жизни, несмотря на непрерывно растущий научно-технический прогресс, до сих пор остается ряд нерешенных проблем. В частности, современное общество все еще не может избавиться от проблемы пожаров - явления, которое, как непреодолимый рок, сопровождает людей с момента возникновения цивилизации, уносит жизни и безвозвратно уничтожает материальные ценности.

 

Развиваясь  вслед за научно-техническими достижениями человечества, пожарная охрана превратилась в мощную структуру, накопившую огромный опыт и знания в деле предотвращения и тушения пожаров. Но пожары возникают: ежегодно в России происходит около 170 тыс. пожаров, которые уносят жизни примерно 12 тыс. человек (статистика за 2011 год). Причем негативная сторона научно-технического прогресса - последствия аварий, сопровождающихся пожарами, на многих современных производствах, обуздать которые даже при самом современном пожарно-техническом оснащении становится трудно.

Как показывает история, - система пожарной безопасности - один из объективных показателей, по которым можно оценивать состояние развития общества. А эта система базируется на профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности.

Чтобы успешно бороться с современными пожарами весь личный состав пожарной охраны, начиная от простого пожарного и заканчивая руководителями всех уровней, должен обладать достаточными профессиональными знаниями.

С возрастанием требований к уровню подготовленности специалистов ГПС МЧС России в условиях технической и эксплуатационной сложности современной спасательной техники и ограниченных сроков на её изучение и практическое освоение на первое место выходит организация качественной подготовки личного состава. Причем профессиональная подготовка должна основываться на опыте предыдущих поколений и, вместе с тем, внедрят современные системы и методы обучения.

 

Молодые люди, приходящие службу в подразделения ФПС, зачастую не умеют ни логически мыслить, ни следить за чужими мыслями, ни выражать свои мысли. И одна из первейших задач профессиональной подготовки - научить этому молодых сотрудников. Однако, главная задача подготовки - это обучение личного состава ФПС в целях обеспечения успешного выполнения ими служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

 

 

2. Основная часть

2.1. Виды обучения  и его планирование.

 

В настоящее  время Подготовка личного состава  подразделений ГПС включает в себя следующие виды обучения:

специальное первоначальное обучение;

подготовку личного состава дежурных смен;

специальную подготовку по должности  рядового и младшего начальствующего состава;

стажировку;

служебную подготовку среднего и старшего начальствующего  состава;

повышение квалификации;

переподготовку;

самостоятельную подготовку.

Кроме того, выскажу  свое мнение, отдельными столпами подготовки пожарных стоят пожарно-тактическая, пожарно-строевая подготовка и подготовка газодымозащитной службы. Эти виды подготовки тесно связаны и включают в себя другие дисциплины, что говорит о том, что профессионалу необходимо быть специалистом, буквально, во всех областях пожарного дела, чтобы быть готовым, в любой момент, эффективно использовать свои знания при решении различных задач.

Основным документом планирования подготовки личного состава ГПС является План профессиональной подготовки ГПС, который разрабатывается на год. План профессиональной подготовки может утверждаться как самостоятельный документ, так и как составная часть приказа об организации профессиональной подготовки на учебный год.

План профессиональной подготовки содержит такие разделы, как служебная подготовка начальствующего состава, школа повышения оперативного мастерства, подготовка личного состава дежурных смен, первоначальная подготовка, повышение квалификации, стажировка, переподготовка и другие вопросы, тем или иным образом касающейся подготовки и определения степени подготовки личного состава. Для реализации плана профессиональной подготовки, в подразделениях, могут разрабатываться необходимые, уточняющие приложения. Разработкой данного плана, в основном, занимаются сотрудники подразделений службы и подготовки, в пожарных частях – заместители начальника, которые по своим функциональным обязанностям, занимаются организацией службы и подготовки.

 

2.2. Организация  и планирование подготовки личного

состава дежурных смен.

 

Подготовка личного состава  дежурных смен – это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной готовности дежурных смен, успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей. Подготовка личного состава дежурных смен проводится в период дежурства.

Порядок организации и проведения занятий по подготовке личного состава дежурных смен ежегодно устанавливается приказом начальника подразделения.

В приказе анализируются  и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, утверждаются, план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения, тематические планы занятий, определяются периоды обучения, которые составляют 11 месяцев – с 15 января по 15 декабря. Также приказом назначаются руководители учебных групп, определяются ответственные за организацию учебного процесса лица, и другие мероприятия, способствующие повышению качества учебного процесса (так, к примеру, в __________ МЧС России дополнительно определяются сроки представления руководителями занятий методических планов).

2.10.4. Для организации и планирования подготовки личного состава дежурных смен в подразделениях разрабатывают следующие документы:

план подготовки личного состава дежурных смен на год;

план-график проведения учебных сборов;

график совместных занятий личного состава подразделений ГПС по обучению приемам работы со специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой;

годовой план распределения  времени по дисциплинам и месяцам  обучения;

тематический  план занятий на год;

графики проведения пожарно-тактических учений и занятий  по решению пожарно-тактических задач, графики тренировок газодымозащитников, перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, перечень объектов проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач.

«Конечным продуктом» планирования является расписание занятий на месяц.

Расписание  занятий – это завершающий  этап планирования учебного процесса. Тщательно продуманное и грамотно составленное расписание занятий положительно влияет на качество организации всего учебного процесса.

Расписание  занятий обеспечивает:

Последовательность  изучения дисциплин и их взаимосвязь;

Соответствие  количества часов по дисциплинам  и видам учебных занятий тематическому плану;

Равномерное распределение учебной нагрузки;

Учебная нагрузка составляет 2-4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены, продолжительность учебного часа - 45 минут. Очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяются и планируются, в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда (охраняемого объекта) и выполняемых подразделением ГПС задач, равномерно в течение всего учебного года.

Для организации  и проведения занятий с личным составом в каждом подразделении должен быть оборудован учебный класс, а также предусмотрены помещения, здания и сооружения для обеспечения учебного процесса.

 

Руководители  занятий, определенные расписанием  занятий, заблаговременно разрабатывают и утверждают у начальника подразделения (начальника караула, если занятия проводит командир отделения (ПНК)) методический план проведения занятия по изучаемой теме.

Изучение новых  видов пожарной и аварийно-спасательной техники, нормативных правовых актов и иных документов, поступающих в подразделение, планируется по соответствующим дисциплинам за счет общего числа часов, предусмотренных тематическим планом.

Занятия по решению  пожарно-тактических задач, приурочивается, как правило, к плановым занятиям по пожарно-тактической подготовке, проводимым в пожарной части ее руководителем.

 

3. Методика  проведения занятий

 

Профессиональная  подготовка, а именно подготовка личного  состава дежурных смен, включает в себя такие дисциплины, как общественно – государственная подготовка, основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (пожарно-тактическая подготовка), пожарно-профилактическая подготовка, пожарно-техническая подготовка, пожарно-строевая подготовка, физическая подготовка, противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка, охрана труда. При проведении занятий используются различные методики проведения занятий по конкретным дисциплинам. В данных методиках есть, как общие моменты, так и различия. Рассмотрим методику проведения теоретических занятий на примере пожарно-тактической подготовки – важнейшим видом подготовки пожарных.

Подготовка  к проведению теоретических занятий

 При теоретической  пожарно-тактической подготовке  используют: занятия по объяснению  нового учебного материала; закреплению  ранее изученного материала и приобретенных навыков и умений; повторения, систематизации и обобщения изученного материала; контроля, проверки и оценки знаний; комбинированные занятия. Наиболее часто в системе ПТП проводятся комбинированные занятия.

Подготовка  руководителя к занятиям

 Всю подготовку руководителя занятий условно можно разделить на следующие этапы: подготовку к составлению плана-конспекта (методического плана); составление плана-конспекта и его утверждение; подготовку аудитории, технических и наглядных средств обучения к занятиям. Подготовка руководителя к составлению плана-конспекта слагается: из уяснения темы; определения целей занятий; отбора и изучения учебной литературы; подбора технических средств обучения и наглядных пособий; разработки плана изучения нового материала; разработки общего плана проведения занятий.

 Уяснить  тему — это означает конкретизировать  ее содержание, объем с учетом  времени, отведенного на занятия,  а также существо вопросов, вытекающих из темы. Уясняя тему, целесообразно познакомиться с методическими указаниями, изложенными в программах и указаниях по тактической подготовке начсостава.

 Определяя  образовательные, воспитательные  и развивающие цели занятий,  руководитель занятий должен  учитывать уровень знаний обучаемых,  их моральные, волевые, эстетические и другие качества, а также их способности к формулированию логически обоснованных суждений и степень развития их тактического мышления. Это позволит руководителю занятий не только предопределить содержание учебного материала, но и структуру урока, дидактические методы и приемы изучения материала.

 Отбирая  литературу, надо, в первую очередь,  продумать, определить, какие руководящие  документы содержат сведения, необходимые  для проведения занятий. Затем следует наметить учебники, учебные пособия, справочную и педагогическую литературу, статьи из журналов и другие источники учебного материала, а также подобрать примеры из практики работы части или гарнизона пожарной охраны. После отбора литературы руководитель занятий тщательно ее изучает и определяет, какие технические средства обучения и наглядные пособия необходимо использовать для более качественного изучения нового материала, а также какие схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал целесообразно изготовить к занятиям или воспроизвести на классной доске.

 После изучения  литературы руководитель приступает  к наиболее ответственному этапу — к разработке плана изучения нового материала. План должен состоять из вопросов и подвопросов, расположенных в требуемой логической последовательности.

 Вопросы должны быть краткими, понятными и соответствовать сути изучаемого материала. При этом целесообразно оценить, сколько времени можно затратить из общего его количества, отведенного на занятия, для изучения нового материала и каждого вопроса в отдельности. Это позволит руководителю занятий определить, какой тип урока целесообразно применить, есть ли возможность планировать опрос по пройденному материалу, закрепление материала, изученного на данных занятиях, выполнение упражнений и других элементов. При этом целесообразно продумать методические приемы изучения материала, позволяющие достичь максимальной результативности.

Завершающим элементом  первого этапа подготовки руководителя является составление общего плана  проведения занятий. Общий план схема  занятий зависит от типа урока и может включать следующие элементы: подготовку обучаемых к занятиям; опрос по пройденному материалу объявление темы, целей и плана изучения нового материала; изложение нового материала; закрепление материала; подведение итогов занятий; выдачу заданий для самостоятельной работы и др. По каждому элементу занятий выясняют, какое количество времени будет на него затрачено из общего бюджета времени, отведенного на занятия. Время необходимо распределить так, чтобы каждый элемент занятий был полностью отработан, а в конце занятий остался резерв на ответы при возникновении вопросов у обучаемых.

Не следует  отводить много времени на введение, предисловия и т. п. После составления  общего плана целесообразно проверить  распределение времени по элементам занятий, проверить отобранный учебный материал, чтобы занятия не были перегружены и в то же время соответствовали принципу обучения при высоком уровне трудностей. Если оказалось, что занятия перегружены, надо уменьшить количество нового материала, или провести более качественный его отбор в соответствии с уровнем, необходимым для обучаемых, или исключить отдельные элементы, например опрос или закрепление учебного материала, т. е. принять другую структуру урока.

Информация о работе Организация и методика проведения занятий в дежурных караулах