Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:56, контрольная работа
Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе. Так было не только на Руси.
Введение...............................................................................................................................2
1. Начало борьбы с огнем на Руси......................................................................................3
2. Первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров......................8
3. Централизация управления пожарной охраной............................................................11
4. Строительство пожарной охраны в середине XIX столетия........................................19
5. Приоритеты России в области создания пожарно-технической продукции..............23
Заключение............................................................................................................................26
Список источников и литературы.......................................................................................27
Организация пожарной безопасности в России в XII- XIX вв.
Оглавление
Введение......................
1. Начало борьбы
с огнем на Руси..........................
2. Первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров......................8
3. Централизация
управления пожарной охраной.......................
4. Строительство пожарной охраны в середине
XIX столетия......................
5. Приоритеты России в области создания
пожарно-технической продукции..............23
Заключение....................
Список источников
и литературы....................
Введение
Пожары
на Руси были издавна одним из самых тяжких
бедствий. В летописях они упоминаются
и как одно из мощных орудий борьбы с врагами.
По несколько раз выгорали города Юрьев,
Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году
отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе.
Так было не только на Руси.
В течение первого периода средних веков
на значительной части Европы из-за постоянных
войн полыхали пожары. Их быстрому распространению
способствовало и то обстоятельство, что
при строительстве домов применялись
легкосгораемые материалы: древесина,
солома, камыш. К тому же строились они
очень тесно.
Свидетельства очевидцев, труды историков
рассказывают о многих опустошительных
пожарах в Москве. Город сгорел полностью
в 1238 году, когда на Руси свирепствовали
орды хана Батыя.
Много опасностей таил огонь и при его
использовании в мирное время. Печей тогда
не было, огонь разводили в яме прямо в
доме, причем дым выходил наружу через
отверстие, сделанное в соломенной крыше.
При пожаре никто не принимал мер по его
тушению - спасали только детей, имущество.
Огонь распространялся от дома к дому
и прекращался только тогда, когда все
вокруг выгорало. При таких пожарах жители
уцелевших домов предпочитали оставлять
их на произвол судьбы и селиться за городом
под открытым небом. В Москве, например,
пожары были настолько привычным явлением,
что жители относились к ним спокойно.
Вплоть до XV в. пожар считался большим,
если огнем уничтожалось несколько тысяч
дворов. Если сгорало 100--200 домов, то о таком
пожаре не говорили. Легкость возведения
построек, наличие древесины позволяли
быстро восстанавливать сгоревшее жилье,
но это же из-за тесной застройки способствовало
новым опустошениям при загорании. Развитие
крупных городов привело к увеличению
их населения, строительству новых зданий.
Увеличились и масштабы пожаров. В 1212 году
огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов
из 5000. Москва не была исключением. Пожар
1356 года за два часа уничтожил практически
всю Москву, включая Кремль и посады. Низкий
уровень общественной организации и технической
культуры оказывали негативное влияние
на катастрофические последствия возникающих
пожаров.
1. Начало борьбы
с огнем на Руси
Феодальное
общество, основанное на глубоких социально--экономических
противоречиях, оказалось полностью неспособным
к борьбе с пожарами. Степень общественной
организованности была в эту эпоху существенно
ниже, чем во времена господства Римской
империи. Не было единой структуры, которая
могла бы противостоять огню. Поэтому
по мере развития и укрепления государственности
предпринимались попытки изменить сложившееся
положение.
Результатом явилось принятие многочисленных
противопожарных правил, которыми государственные
структуры хотели оказать влияние на обстановку
с пожарами, соблюдение населением мер
предосторожности обращения с огнем.
В частности, стала вводиться ответственность
за поджоги, небрежное обращение с огнем.
Вышедший в XI веке сборник законов, известный
под названием "Русская правда", устанавливал,
что поджигатель и члены его семьи за содеянное
обращались в рабство, а их имущество шло
в казну. Судебник 1497 года усиливает меру
наказания за поджог: "Зажигальщику
животе не дать, казнить его смертной казни".
Организация пожарной службы на Руси связана
с именем великого князя Московского и
всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в
то время представляла собой большой город.
В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных
строений. Даже небольшое загорание могло
привести к серьезным последствиям. А
причин для возникновения пожаров имелось
достаточно: это и наличие печей без дымоходов,
использование для освещения свечей, лампад,
применение открытого огня ремесленниками
вблизи жилья.
В 1504 году после очередного опустошительного
пожара издаются противопожарные правила,
которыми запрещается топка бань и изб
летом без крайней необходимости. Запрещалось
также с наступлением сумерек зажигать
в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам,
которые использовали в своем деле огонь,
разрешалось устраивать плавильни и горны
вдали от строений и жилищ. Если сборник
древнерусских законов содержал законодательные
меры только против поджигателей, то меры
Ивана III в отношении ремесленников были
первым нормативным актом противопожарной
безопасности на Руси. Из него следует,
что главной причиной большинства пожаров
была полная беспечность населения при
использовании огня.
Указы подобного рода принимались многими
городами Европы. Учитывая степень общественно-экономического
развития государств того времени, имеется
достаточно оснований считать эти документы
как нормы права, хотя они и носили декларативный
характер, и их практическая ценность
была невелика. Пожары полыхали по-прежнему.
Необходимо было не только предупреждать
возникновение пожаров, но и создавать
такие условия, при которых было бы возможно
с ними бороться. К этому времени в ряде
государств уже был накоплен опыт борьбы
с пожарами. Во Франции, например, имелась
как королевская стража, в обязанность
которой входило тушение пожаров, так
и стража, составленная из ремесленников.
Срок повинности граждан в ней составлял
2 месяца. В Англии борьба с пожарами до
XIII века целиком возлагалась на жителей,
которые в соответствии с законом держали
в домах инструменты для борьбы с огнем.
Несмотря на некоторые отличия, общим
было одно - борьба с пожарами на этом этапе
развития цивилизации за рубежом возлагалась,
в основном, на ремесленников, горожан
и цеховые организации, которые не обладали
способностью к совместным организованным
действиям.
В начале XVI века по указу Ивана III в Москве
создается пожарно-сторожевая охрана.
По концам городских улиц устанавливаются
особые заставы - "решетки-рогатки",
которые на ночь запирали. На заставах
было установлено круглосуточное дежурство.
Службу здесь возглавляли решеточные
приказчики. В помощь к ним от каждых 10
дворов выделялся один горожанин. Главной
задачей приказчиков являлось наблюдение
за тем, "чтобы бою, грабежу, корчмы и
табаку, никакого воровства не было, чтобы
воры нигде не зажигали, не набросали огню,
не накинули ни со двора, ни с улиц".
Службу решеточных приказчиков контролировали
должностные лица из дворян, так называемые
"объезжие головы". Последние вместе
с конной стражей объезжали город, следили
за выполнением жителями царских указов
об использовании огня, вылавливали поджигателей,
руководили тушением пожаров. Назначенные
в помощь "объезжим головам" из жителей
"десятские, сотские и тысяцкие" поднимали
население в случае пожара.
Основная техника для борьбы с огнем -
ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины,
багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей
заботой каждого города было водоснабжение.
Поэтому не случайно, что подавляющее
большинство городов воздвигалось на
берегах рек. Большое количество воды,
необходимое для целей пожаротушения,
заставляло людей искать способы ее доставки
от источника в городские кварталы.
На Руси самотечные водопроводы появляются
в XI - XII вв. (Новгород), в странах Западной
Европы - в XII - XII вв. Большое распространение
получают и гидротехнические сооружения,
с помощью которых вода подавалась в города.
Вплоть до XIV века столицы европейских
государств внешне напоминали большие
перенаселенные деревни. Крыши домов обычно
покрывались соломой или щепой. Современники
отмечали, что плотность построек, особенно
в сельской местности, была такой, что
в некоторых поселениях можно было по
крышам пройти с одного края до другого.
Все это привело власти к мысли ввести
закон о возведении зданий из камня.
На Руси первые каменные здания начали
строить после пожара в Москве в 1382 году.
Ранее Х века о таких постройках сведений
нет. Со времени распространения христианства
каменщики приглашались исключительно
для постройки храмов. Отдельные сооружения,
возводимые для знати, не меняли общей
картины. Царские указы о суровом наказании
виновников пожаров чередовались с требованиями
применять при строительстве камень. В
1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля
возводят стены, гидротехнические сооружения,
копают пруды. А спустя 152 года сносят все
деревянные постройки на расстоянии более
200 м от стен Кремля. К концу XV века в Москве
улицы расширяют, городские стены возводят
из огнестойкого материала.
И все же пожарное дело в эпоху средневековья
развивалось медленно. В период повсеместного
использования в качестве строительного
материала древесины возникавшие пожары
имели катастрофические последствия.
О пожаре 1356 года, во время которого сгорел
Кремль и Замоскворечье, летописец оставил
следующее свидетельство: "..в один-два
часа весь город сгорел без остатка. Была
тогда сильная засуха и буря была к тому
же сильная, перекидывала за 10 дворов головни
и бревна с огнем и нельзя было тушить..."
В документах того времени упоминаются
и другие пожары, силу которых через века
донесли нам сведения о пожаре 1485 года:
"Погорел город Москва, Кремль весь...
Железо вдавилось, как олово, расплавленная
медь текла, как вода".
Главным способом борьбы с огнем был снос
ближайших к пожару строений. Для спасения
не загоревшихся построек их закрывали
войлочными или брезентовыми щитами, которые
поливали водой.
Средневековые документы содержали правила,
касающиеся использования открытого огня,
покрытия крыш, водообеспечения, а также
строгие меры наказания за неосторожное
пользование огнем. Пренебрегая правилами,
владельцы домов возводили новые на месте
сгоревших построек. При этом плотность
строений оставалась на прежнем уровне,
сохранялась та же опасность возникновения
пожаров. Существовала и еще одна причина,
приводящая к опустошительным пожарам.
Связано это было с суеверием. Несмотря
на жестокие наказания со стороны городских
властей, большое количество горожан отказывалось
тушить огонь, считая пожар карой, посланной
Богом, противиться которой грех.
Преобразование пожарной охраны на Руси
начинается с середины XVI века. Действующие
до этого времени указы и распоряжения
носили в основном запретительный характер.
В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана
Грозного, обязывающий жителей Москвы
иметь на крышах домов и во дворах чаны
с водой. Это был, безусловно, прогрессивный
указ, так как население могло оперативно
ликвидировать небольшие загорания своими
силами. За те 10-15 минут, которые были необходимы
жителям для доставки к дому воды из ближайшего
колодца, начавшийся пожар остановить
было уже невозможно. Теперь же к тушению
можно было приступать сразу, не допуская
развития пожара.
Распространению огня при пожарах в городах
способствовало и то, что по укрепившейся
европейской традиции тротуары на улицах
делались деревянными, а в дни праздников
украшались ветками и травой. Деревянные
настилы укладывали также и в Москве.
С развитием промышленности, ремесел,
роста населения (численность населения
в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары
становились тормозом экономического
прогресса. Это вынуждало власти искать
эффективные меры борьбы с огнем. Люди
поначалу неумело и бессистемно брались
за организацию пожарной охраны. Созданная
пожарно-сторожевая охрана не могла оказать
серьезного противостояния огню. Такое
положение дел предопределило использование
для борьбы с огнем наряду с пожарно-сторожевой
охраной формирований с более четкой структурой.
С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа
на пожары в Москве стали посылаться стрельцы.
Это, конечно, был значительный шаг вперед,
имевший ряд положительных моментов. Во-первых,
это была военная организация, которую
отличала определенная дисциплина, подчинение
командиру, привычка к совместным действиям.
Во-вторых, основу вооружения стрельцов
составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты,
которые могли использоваться при разборке
горящих строений. В-третьих, они дислоцировались
в постоянных местах (в Москве было несколько
стрелецких слобод). Им не надо было тратить
время на сборы по тревоге, они сразу выезжали
к месту пожара. В начальный период их
численность составляла 3000 человек, что
позволяло высылать на пожары достаточное
количество стрельцов. Россия стала первой
страной в мире, использующей для борьбы
с огнем воинские подразделения. Этим
опытом позднее воспользовались в Японии,
Франции.
Среди сооружений, неоднократно горевших,
был Московский печатный двор. Так как
он относился к особо ответственным зданиям,
до нас дошли сведения по защите его от
огня. По расходным книгам установлено,
что двор в 1624-1626 гг. приобрел 4 "водоливных
трубы (поршневые насосы), из которых две
- немецкой работы, а две - местной". Приобретается
кирпич для быстрой закладки окон при
пожаре, пять брезентов, парус. Сторожей
снабжают топорами и заступами, а во дворе
расставляют кадки с водой, накрывая рогожей.
Это делалось для предупреждения испарения
воды. Среди приобретенной утвари числятся
также восемь ушатов и столько же ведер,
шесты для багров и прочее.
В 1582 году правила пожарной безопасности,
действующие на территории Москвы, были
распространены и за ее пределы. Для контроля
за соблюдением правил Борис Годунов в
1603 году разделил столицу на 11 округов,
назначив в каждом из них ответственным
за "береженье от огня" члена Боярской
Думы. Сам факт, что среди них были такие
известные в России люди, как Н.Р.Трубецкой,
И.Ф.Баеманов, В.ВТолицин и другие, говорит
о том, что царь уделял серьезное внимание
предупреждению пожаров. Более того, он
в приказном порядке обязал вновь назначенных
лиц использовать любые меры для того,
чтобы "...на Москве по всем улицам и
переулкам... пожаров... не было".
2. Первые
организационные меры предупреждения
и тушения пожаров
Первая
пожарная команда в Москве была создана
в двадцатых годах XVII столетия. Вначале
команда размещалась на Земском дворе
и имела в своем составе 100 человек. С 1629
года в ней числится уже 200, а в летнее время
нанималось дополнительно еще 100 человек.
В их распоряжении находились простейшие
насосы, бочки, ведра, щиты и другое имущество,
выделяемое казной. Там же, на Земском
дворе постоянно дежурило 20 извозчиков
с лошадьми. Ответственный за тушение
пожаров Земский приказ собирал на содержание
команды с населения подати. Естественно,
что эта команда не могла охранять от пожаров
всю Москву.
В 1649 году на Руси принимаются два документа,
имеющие непосредственное отношение к
пожарному делу. Попытки законодательной
власти нормировать вопросы по предотвращению
и тушению пожаров, хотя и мало продвинули
дело борьбы с огнем, но для истории пожарного
дела имеют громадное значение. Первый
из них - "Наказ о градском благочинии",
вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным
людям держать во дворе медные водоливные
трубы и деревянные ведра. Жителям со средним
и малым достатком полагалось держать
одну такую трубу на пять дворов. Ведра
должны были быть у всех. Наказ требовал,
чтобы в "пожарное время с решеточными
приказчиками и со всякими людьми и с водоливным
запасом быть готовым". Все дворы Москвы
распределялись по рогаткам (частям), а
списки людей хранились в Земском приказе.
За невыполнение противопожарных мер,
неявку на тушение пожаров вводились различные
меры наказания - "черные и обычные люди"
подвергались телесному наказанию и тюремному
заключению, а о служивых и "всяких прочих"
докладывалось государю.
"Наказ", в основном, повторил все
меры относительно правил отопления, принятые
ранее. Однако в нем были заложены и новые
положения. Так, контроль за выполнением
правил отопления возлагался на десятских
и сторожей, дежуривших на улицах. Их, в
свою очередь, контролировали решеточные
приказчики и стрельцы. Для отопления
домов, где имелись больные и роженицы,
необходимо было подать челобитную. Причем
во время топки печей в избе присутствовали:
должностное лицо и 154 дворовые люди с
запасом воды. В "Наказе" также специально
оговаривалось и время приготовления
пищи - "с первого часу дни до четырех
часов дни".
Этим документом впервые на Руси устанавливались
правила должностных лиц, ответственных
за пожарную безопасность. Наказ предписывал
боярину Ивану Новикову и подьячему Викуле
Панову "быть в объезде в Белом граде
для береженья от огня и от всякого воровства".
В случае загорания они должны были "быть
немедля на пожаре и огонь тушить. А если
они по Москве будут ездить оплошно и их
небрежением учинится пожар, то от Государя
всея Руси будет им великая опала".
Второй документ - "Уложение царя Алексея
Михайловича". В нем также имелся ряд
статей, регламентирующих правила обращения
с огнем. "Уложение" вводило уголовную
ответственность за поджоги и устанавливало
различие между неосторожным обращением
с огнем и поджогом. При возникновении
пожара из-за неосторожности с виновного
взыскивались убытки в размере, "что
Государь укажет". За поджог наказание
было самым суровым, зажигальщиков предписывалось
сжигать. Через 15 лет в эту статью была
внесена поправка: сжигание на костре
было заменено виселицей. Статья 227 "Уложения"
предоставляла право хозяину дома требовать
от нанимателя (жильца) осторожного обращения
с огнем. Закон устанавливал ответственность
и за кражу частной собственности во время
пожара. Похитителей привлекали к суду.
В 1670 и 1680 гг. выходят новые постановления.
В них подтверждаются все положения по
пожарной безопасности, принятые ранее.
С принятием "Уложения" были заложены
и осуществлены первые организационные
меры предупреждения и тушения пожаров.
В 1667 году на должность "объезжего головы"
был назначен князь Анастас Македонский.
Его помощником - дьяк Иван Ефимов. Им поручается
объезжать Кремль днем и ночью и следить
за всем, что выходит за рамки обычной
жизни. К ним в помощь выделены два поддьячих,
решеточные приказчики и стрельцы. В качестве
сторожей, как и прежде, привлекается городское
население: по одному человеку от 10 дворов
и одному с 10 торговых лавок. Сторожа оснащаются
рогатинами, топорами, бердышами и водоливными
трубами. При пожарах решеточные приказчики,
стрельцы (количество которых в конце
XVII в. увеличилось до 22 тыс.человек), уличные
сторожа с инструментом и запасом воды
должны были прибывать "тотчас и действовать
неоплошно, чтоб пожар утушить и дворы,
хоромы от огня отнять". Руководство
тушением возлагалось на "объезжую
голову".
Важным моментом в профилактике пожаров
явилась чистка дымоходов. Это нововведение
распространилось на Москву и ряд других
городов с 1675 года. Кроме того, устанавливалась
обязательная норма строительства колодцев:
каждые десять домов должны были иметь
один колодец. Для реализации этого постановления
в Пушкарском приказе образовали штат
колодезников численностью 14 человек.
Во второй половине XVII века резко возросло
число поджогов помещичьих усадеб и крестьянских
дворов. Положение в стране настолько
осложнилось, что царь 17 апреля 1670 года
вынужден был обратиться к населению России
с призывом соблюдать меры пожарной безопасности,
чтобы "...изб своих и людских бань не
топили, а по вечерам поздно с огнем не
сидели...".
Новое развитие дело борьбы с огнем получило
при Петре I. Первоначально охрана от пожаров
Санкт-Петербурга была возложена на городских
жителей. Исключение составляли "особы
знатные", выставлявшие вместо себя
дворовых людей. Такая постановка дела
была характерна для всей России. Пожарную
повинность несло даже духовенство. Только
в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители
были освобождены от нарядов в полицейские
ночные караулы, "дабы в церковной службе
остановки не было", но участие в тушении
пожаров и для них осталось обязательным.
Устанавливая порядок ночного караула,
Петр I предписывал: "надлежит для воров
какое-нибудь ружье, а для пожаров иметь:
ведра, топоры, войлочные щиты, деревянные
трубы (насосы - В. Т.), а в некоторых сборных
местах крюки и парусы и большие водоливные
трубы, и чтоб караульщики по ночам ходили
по улицам с трещотками, как обычно в других
странах".
Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший
в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить
строительство в городе караулен со складами
водоливных труб. Для извещения о пожаре
был сформирован отряд барабанщиков, который
обходил ближайшие к пожару улицы и бил
тревогу.
С созданием в 1711 году взамен стрелецкого
войска регулярных полков последние стали
привлекаться в помощь населению при тушении
пожаров. Эта мера была закреплена законодательно
указом Петра I "О неукоснительном прибытии
войск на пожары". Для оснащения гарнизонов
были выделены необходимые инструменты.
Руководство тушением пожаров возлагалось
на воинского начальника. Известно также,
что Петр I лично принимал участие в борьбе
с огнем, причем "его царское величество
прибывает обычно на пожары первым".
Руководителем всей пожарной охраны был
назначен князь Троекуров.
Особым вниманием Петра пользовался флот.
Царь собственноручно писал указы и распоряжения,
относящиеся к противопожарной защите
кораблей. 13 ноября 1718 г. вышел указ о постройке
плашкоутов и установке на них насосов.
В гавани было размещено шесть насосов
с рукавами (новейшей конструкции). По
штату на верфях полагалось иметь пять
больших и десять малых крюков, столько
же вил, семь парусин и пятьдесят щитов.
Причем для охраны судостроительных верфей
и портовых сооружений через каждые 40
м ставили лестницу и две бочки с водой.
Все типы кораблей снабжались необходимыми
инструментами. На двухпалубных судах
полагалось иметь в наличии 12 пожарных
ведер, столько же топоров и швабр, а на
трехпалубных - по 18 единиц каждого наименования.
3. Централизация
управления пожарной охраной
Истоки
централизованного управления пожарной
охраной берут свое начало с образованием
в России государственных учреждений.
Административно-полицейские функции
в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет
Земский приказ. Именно при нем в начале
XVII века в Москве создается первая пожарная
команда. В 1718 году в Петербурге учреждается
должность генерал - полицмейстера. Непосредственно
в его подчинение входит канцелярия, которая
ведает осуществлением противопожарных
мероприятий. В Москве подобная канцелярия
была организована в 1722 году. Главным органом
уездной администрации и полиции в то
время был нижний земский суд, возглавляемый
исправником. В задачу этого органа также
входило принятие противопожарных мер.
В течение XVIII века эти канцелярии назывались
по-разному - пожарная контора, пожарная
экспедиция.
В 1722 году в Адмиралтействе учреждается
особая пожарная команда, работающая в
две смены. Основу ее составляли рабочие.
Первая смена после окончания работы уходила
домой, а вторая ночевала в Адмиралтействе.
Если пожар возникал в примыкающих к нему
мастерских, то советник, отвечающий за
пожарную безопасность, снаряжал на помощь
только треть команды, а сам с остальными
оставался внутри здания. Членам пожарной
команды при пожарах помогали также и
другие рабочие, мастеровые, матросы, причем
четвертая часть всех собравшихся людей
с инструментами сосредоточивалась у
главного здания.
По-прежнему
действовал указ Петра I об участии войск
в тушении пожаров. В нем был лишь несколько
изменен порядок сбора по тревоге. С 1739
года солдаты были обязаны бежать на пожар
с того места, где их застанет сигнал тревоги
(ранее они искали ротного командира, а
затем отправлялись к месту загорания).
Для обеспечения полков пожарной техникой
был осуществлен учет имеющихся в них
инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил
их положенность. Каждый полк оснащался
большой заливной трубой, чаном для воды
и парусиной. В батальонах имелись вилы,
лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась
25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя
ручными трубами, двумя малыми крюками.
Для перевозки инструментов выделялось
шесть лошадей. В случае пожара с каждой
роты отправлялась половина личного состава
с инструментами и один барабанщик от
полка. Другая половина роты находилась
в готовности на полковом дворе. Для оценки
обстановки с пожарами в России с 1737 года
все сведения о пожарах стали направляться
в правительственные органы. Сенату последовало
указание "впредь, тотчас же по получении
рапортов о пожаре, снимать с них копии
и подавать их немедленно в Кабинет".
Учитывая
возможность распространения пожаров
при ветреной погоде, в тактику борьбы
с огнем вносятся некоторые изменения.
Особое внимание уделяется складским
помещениям, находящимся в районе пожара.
Например, весь имевшийся в Москве порох,
торговлю которым вели казенные магазины,
перевозится за город. При возникновении
пожара в окрест такого хранилища к нему
в обязательном порядке высылались воинские
подразделения с необходимыми инструментами
и несли здесь дежурство до полного подавления
огня.
В 1747 году пожарной техникой оснащаются
все правительственные учреждения. Для
предупреждения пожаров в Сенате, Синоде,
коллегиях и канцеляриях на чердачных
помещениях устанавливают посты, дежурство
на которых несли солдаты. Устанавливалось,
что Синод, коллегии оснащались двумя
большими заливными трубами, десятью ручными
трубами, 20-ю ведрами и кадками. В Сенате
имелся большой насос с рукавами, большая
заливная труба и ведра. Средства для этого
выделялись из Штатс-конторы.
Эти меры, несомненно, повышали степень
готовности борьбы с огнем, однако по-прежнему
при созданных пожарных обозах не было
постоянного и определенного штата служителей.
Между тем отдельные пожарные команды
с постоянным составом уже имелись в Адмиралтействе,
а с 1741 года и в царском дворце.
Отсутствие профессиональных навыков,
постоянная сменяемость выделяемых людей
затрудняли борьбу с огнем. Порядок выезда
войск на пожары в Санкт-Петербурге был
определен лично Екатериной II. Он просуществовал
довольно долго и всегда соблюдался. Если
загоралось в Адмиралтейской и Литейных
частях, по левой стороне Невского проспекта
и Невского монастыря прибывали лейб-гвардии
Преображенский, Конный и Артиллерийский
полки. Лейб-гвардии Семеновский, Измайловский
и Рязанский полки приводились в боевую
готовность и поддерживали связь с выступившими
частями.
Для борьбы с пожарами по-прежнему используется
и население. Указами 1719 и 1722 гг. определялось,
что с каждого двора к месту пожара должно
собираться определенное количество жителей
с конкретными инструментами. Такое же
правило действовало в Москве и провинциях.
Жители вносились в особый реестр, за который
отвечали сотские, пятидесятские и десятские.
Общий контроль возлагался на полицию.
При Петре I тушение пожаров, приобретение
и распределение технических средств
в столице было возложено на генерал полицмейстера
А. М. Девиера. Этим же занимались и другие
госучреждения, поэтому единое руководство
отсутствовало. В 1754 году принимается
указ, согласно которому "всех полков
командам при тушении пожарных случаев
быть генерал-полицмейстеру послушным".
На полицию также возлагалось сообщение
о пожарах на местах. Им же было предоставлено
право выдачи поощрительных наград пожарным,
первым прибывшим в район бедствия. Права
и обязанности генерал-губернаторов и
губернаторов в городах определялись
указом 1755 года, согласно которому надлежало
соблюдать бдительность и предосторожность.
При пожарах им подчинялись воинские начальники.
Указ касался и нижестоящих чиновников.
Земские капитаны обязаны были следить
за мерами предосторожности при обращении
с огнем населения. На земских исправников
возлагалось руководство тушением пожаров
в лесах и на полях. Те же задачи вошли
в обязанность городничего.
Помимо решения организационных вопросов
большое внимание уделялось мерам предупреждения
пожаров. С 1712 года в новой столице было
запрещено строительство деревянных домов.
В Москве это положение действовало с
1700 года. Кроме каменных разрешалось строить
глинобитные дома. Новое строительство
регламентировалось указом 1728 года "О
построении домов в Санкт-Петербурге с
соблюдением всевозможных предосторожностей
от огня". В нем указывались способы
возведения печей в домах и соединения
их с крышей. Печи разрешалось устанавливать
только на несгораемом фундаменте, причем
сама печь отделялась от стены дома двумя
кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось
использовать в качестве материала для
крыш только черепицу, и уже имевшиеся
деревянные покрытия предлагалось заменить
на черепичные. Здания разрешалось строить
"в одно жило" (одну линию - В. Т.), промежутки
между ними по новому указу составляли
не менее 13м.
Во избежание катастрофических пожаров
все деревянные постройки, находящиеся
вблизи важных и пожароопасных объектов,
были снесены. Во все города и села рассылались
печатные указы о противопожарных мерах
и соответствующие инструкции. Их читали
в церквях по воскресным и праздничным
дням.
Противопожарные требования в строительстве
постоянно дополнялись. В частности, в
1736 году были введены нормы по строительству
брандмауэров (противопожарных стен).
Позднее издан указ о запрещении строительства
чердачных помещений.
Для установления надзора за новым строительством,
разработки противопожарных мероприятий
в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается
особая строительная комиссия.
До XVIII века законов, охраняющих лесные
богатства от пожаров, не было. Леса было
много, и его хватало на все хозяйственные
нужды. Однако с XVIII века положение дел
стало меняться. Государство начало вводить
некоторые ограничения. В 1753 году указом
было запрещено разводить огонь в лесу.
Это был первый такого рода документ. Спустя
несколько лет это требование еще более
ужесточили. Было запрещено разводить
огонь вблизи лесов и мостов. Контроль
за этим возлагался на специальную службу,
которая несла дежурство на всех больших
дорогах.
За нарушение правил пожарной безопасности
в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года
устанавливались штрафы: "Со знатных
людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных
- в два раза меньше. Описания современников
больших городов XVIII века сохранили свидетельства
страшных пожаров. Основные причины - исключительно
деревянные постройки при большой их плотности,
отсутствие пожарной охраны, небрежность
обращения населения с огнем. Саратов,
например, за всю историю выгорал 15 раз.
Почти каждый пожар вызывал ответные меры
властей по улучшению пожарной безопасности.
В 1765 году во всех губернских городах учредили
пожарные обозы, обеспечивающие доставку
инвентаря к месту пожара. По состоянию
на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов
(из которых 1209 были каменными), 24 монастыря,
256 церквей. Десять лет назад их было значительно
больше - количество строений приближалось
к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров
1748 года в Москве сгорело 6620 объектов,
среди которых было 519 покоев, 1924 двора,
32 церкви, 3 монастыря.
Обеспокоенные москвичи через своего
депутата князя А.Голицина в 1767 году обращаются
к комиссии по выработке нового Уложения
с "Наказом от жителей города Москвы".
В одном из пунктов этого документа говорилось:
"Для предосторожности от пожарных
случаев, коими здешний город многократно
весь почти в пепел обращаем был, необходимо
кладку печей, каминов, очагов производить
под присмотром мастеров". Кроме этого
они обращали внимание комиссии на большую
плотность за стройки. 'Так как из-за скученности
уже построенных деревянных строений
едва ли можно что предпринять, то необходимость
заставляет просить, чтобы в знатнейших
частях города запрещено было деревянные
строения и жителей принудить каменные
дома и службы крыть черепицей".
С 1772 года изменяется структура пожарных
формирований. При всех полицейских частях
Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов
"при пожарных инструментах". В состав
каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих
и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками
из числа военных чиновников. С 1792 года
пожарные команды полностью передаются
в ведение полиции.
В Москве процесс создания пожарных команд
происходил несколько иначе. В 1784 году
город делят на 20 частей, в каждой из которых
образована пожарная часть. Для тушения
пожаров привлекалось население в количестве
2824 человек от всех домовладельцев. Содержание
и одежду они получали от хозяев. В ведении
команд насчитывалось 464 лошади.
В последнем десятилетии XVIII века вновь
идет реорганизация. Принятый "Устав
города Москвы" предусматривал образование
при обер-полицмейстере пожарной экспедиции
во главе с брандмайором. В штате экспедиции
числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой.
К пожарным частям по месту жительства
было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек
на одну часть. В них устанавливалось трехсменное
дежурство, по 25 человек в смену. При возникновении
в районе части пожара выезжала первая
смена, затем к ней присоединялась вторая.
Третья смена прибывала на съезжий двор
для дежурства.
Как правило, на большие пожары выезжали
брандмайор и все брандмейстеры. Вместе
с ними прибывали и по две смены пожарных
с инструментами. Таким образом, на пожаре
сосредоточивалось: тысяча пожарных, свыше
20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей.
А при возникновении угрозы разрастания
пожара сюда дополнительно прибывала
и третья смена со всех частей.
Это приводило к большой сумятице, создавало
значительные трудности в управлении
и организации тушения. Только в 1808 году
устанавливается порядок, определяющий
выезд команд при различных пожарах. Кроме
того, сюда стекались и большие толпы зрителей,
затруднявших работу пожарных. Это побудило
Екатерину II издать специальный указ:
"Кто бы какого звания не был обоего
пола, никому к пожару не ездить и не ходить,
кроме тех, чья должность есть быть при
таком случае..." Посторонних теперь
штрафовали.
Спустя шесть лет после образования в
Москве пожарной экспедиции подобная
структура создается в Санкт-Петербурге.
Для заведования пожарным обозом и контроля
за соблюдением мер пожарной безопасности
в городе вводилась должность брандмайора,
а в каждой из 11 полицейских частей - должность
брандмейстера. Число жителей, выделяемых
каждой частью на пожар, определялось
количеством жилых комнат домовладения.
При этом на воротах каждого дома изображались
те инструменты, с которыми жители должны
были являться на пожар.
Генерал-губернатор при необходимости
мог дополнительно выделить солдат. Кстати,
устав пехотной полковой службы 1796 года
имел и инструкции по пожарному делу. Так
что эта помощь была существенной. Высочайшим
приказом начальники пожарных команд
при приезде на пожар обязаны были подчиняться
местным полицейским властям.
В составе пожарного обоза в каждой из
частей имелось два больших пожарных насоса.
Помимо этого обозы содержались в городских
кварталах. В штатах каждой части находился
трубочист.
В сельской местности указом 1797 года крестьянам
предписывалось иметь несколько крюков
и 3-4 лестницы. Эти инструменты обычно
хранились возле церквей или в центре
села. На крышах крестьянских домов возле
печных труб устанавливали небольшие
чаны с водой.
Большую угрозу для сельской местности
представляли лесные пожары. Одна из распространенных
причин - сжигание леса при расчистке земли
под новые пашни. Это происходило повсеместно.
Специальным указом ответственность за
предупреждение таких пожаров в 1798 году
возложена на местные управы. Два года
спустя в казенных селениях назначаются
пожарные старосты, избираемые на три
года из селян. В их обязанность входит
контроль за соблюдением противопожарных
правил. В частности, запрещалось разводить
костры с наступлением весны и до середины
октября. В ночное время разводить костер
можно было не ближе двух сажень от лесного
массива и т.п.
Конец XVIII века ознаменовался в Санкт-Петербурге
опустошительными пожарами. Они заставили
правительство внести серьезные изменения
в организацию пожарной охраны столицы,
которая до этого времени обеспечивалась
мобилизованными жителями и войсками
гарнизона. Правда, уже существовала пожарная
экспедиция, но она представляла собой
административный орган, т.к. штатного
состава в ней не имелось.
Начало XIX века явилось поворотным моментом
в организации строительства пожарной
охраны. Правительство принимает решение
о создании пожарных команд не только
в столицах, но и во всех городах империи.
Манифестом
от 8 сентября 1802 года в России было создано
МВД. В столицах Петербурге и Москве во
главе полиции стояли обер-полицмейстеры,
под непосредственным началом которых
находились Управы благочиния. Подобные
управы имелись и в губернских городах.
В их задачу входило централизованное
управление пожарной охраной. Непосредственно
борьбу с огнем вели пожарные команды,
которые имелись при полицейских частях.
29 ноября 1802 года принимается Указ об организации
в Санкт-Петербурге при съезжих дворах
постоянной пожарной команды из 786 солдат
внутренней стражи. Весной 1803 года команда
была сформирована. Указом Александра
I от 31 мая 1804 г. население столицы освобождалось
от выделения ночных сторожей, содержания
пожарных работников, освещения улиц.
Вначале пожарная команда насчитывала
11 частей, а в 1811 году в связи со строительством
новых районов образуется и 12-я часть.
Штат команды был утвержден в следующем
составе: брандмайор, 11 брандмейстеров,
11 помощников унтер-офицерского звания,
528 пожарных, мастер по насосам, слесарь,
2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста
и 137 кучеров. Первым брандмайором Санкт-Петербурга
с 1803-го по 1827 год был полковник Домрачев.
31 мая 1804 года профессиональная пожарная
команда создается и в Москве. В других
городах их организация осуществлялась
на основе "Положения о составе пожарной
охраны Петербурга и Москвы." Однако
пройдет немало времени, пока этот процесс
примет массовый характер. Так, пожарная
команда при Тульском оружейном заводе
была образована лишь в 1835 году. Должность
брандмейстера в станицах Войска Донского
была введена в 1837 году. В Царицыне и уезде
до второй половины XIX века не было профессиональной
пожарной охраны, и борьба с пожарами велась,
как и прежде, населением. На городской
площади в деревянном сарае хранился пожарный
инвентарь, а также имелись две лошади
и при них платные кучера. По сигналу тревоги
на пожар сбегались жители с закрепленными
за ними инструментами. Только в 1900 году
здесь создается пожарная команда с выездным
обозом и учреждается должность брандмайора.
В Уфе для организации и устройства пожарной
команды в 1824 году был введен специальный
налог. В Вологде в 1829 году утвержден штат
пожарной команды в составе брандмейстера,
двух учеников, одного унтер-офицера, двенадцати
рядовых пожарных. Причем их количество
могло быть увеличено по представлению
губернатора Министерством внутренних
дел. В городах Владимирской области для
учреждения пожарных команд вся недвижимость
облагалась специальным налогом.
Большое количество пожаров происходило
из-за допускаемых нарушений при строительстве,
что обязывало специалистов постоянно
совершенствовать строительные нормы.
В 1809 году в дополнение к существующим
издаются правила, согласно которым деревянные
строения с печным отоплением должны были
возводиться на расстоянии не менее 25
м друг от друга. Строительство деревянных
двухэтажных домов запрещалось. Второй
этаж допускалось делать из дерева только
в том случае, если первый этаж был каменным.
За строительные просчеты и отсутствие
во вновь строящихся зданиях противопожарных
перегородок архитекторы и строители
привлекались к ответственности. Эти и
другие меры по обеспечению пожарной безопасности,
накопленный опыт строительства нашли
отражение в изданном в 1832 году "Строительном
Уставе".
К началу 1812 года общая численность пожарной
охраны в Москве составляла немногим более
1500 человек, располагавшими 96 большими
и малыми насосами. До нашествия Наполеона
в городе проживало 261 884 человека, имелось
464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых
только 2567 были каменными. В результате
пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов.
Пожарная команда выехала из города со
своим обозом вместе с уходящими жителями.
В комплектовании пожарных команд техникой
не было никакой системы. 13 апреля 1812 года
в Санкт-Петербурге и Москве создаются
пожарные депо с мастерскими. В них, как
указывалось в постановлении, "должны
изготовляться всякого рода и звания огнегасительные
инструменты для рассылки по всем губерниям".
Их изготовлением занимались как казенные
мастера, так и вольнонаемные. Губернские
города присылали в депо по три человека
для обучения, которые затем зачислялись
в штат с обязательным условием прослужить
в пожарной охране 15 лет. По возвращении
на места они налаживали изготовление
у себя подобных инструментов и обучали
этому искусству других.
Информация о работе Организация пожарной безопасности в России в XII- XIX вв