Организация противопожарной защиты на судне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:56, лекция

Описание работы

По требованию Международной конвенции СОЛАС-74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты, состав¬ленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте. План должен содержать информацию о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожаротушения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе.

Файлы: 1 файл

охрана труда.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


               8. Организация противопожарной защиты на судне                                                                                                            .                                          8.1. Основные положения

Наиболее важной частью противопожарной защиты является профилактика пожара, которая содержит следующие основные конструктивные и организационные мероприятия: обеспечение конструктивной защиты, соблюдение противопожарного режима, подготовку экипажа, постоянную готовность средств обнаружения пожара и средств активной борьбы с пожарами, четкое знание и выполнение нормативных требований по обеспечению живучести судна.

Эффективность использования  всех средств пожаротушения в  первую очередь зависит от умелых и четких действий членов экипажа, поэтому на судне должны систематически проводиться мероприятия по освоению пожарной техники, быстроте и слаженности действий экипажа в борьбе с пожаром.

По требованию Международной  конвенции СОЛАС-74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты, составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте. План должен содержать информацию о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожаротушения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе.

8.2.    Конструктивная противопожарная защита судов

В соответствии с требованиями Международной конвенции СОЛАС-74 и Российского морского регистра судоходства на каждом судне должен быть комплекс средств для решения следующих задач: предотвращения возникновения пожара, ограничения распространения огня и дыма по помещениям судна, успешного тушения пожара, безопасной эвакуации людей из судовых помещений и судна.

Согласно этим требованиям  все внутреннее пространство судна, в том числе  надстройки и рубки, делится перекрытиями специальной конструкции (переборками и палубами) на главные противопожарные зоны. Протяженность каждой зоны не должна превышать 40 м, внутри возможна установка дополнительных перекрытий. Из каждой главной зоны должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала к общественных мест вместимостью более 30 чел должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Все пути эвакуации людей должны быть ограждены огнестойкими или огнезащитными выгородками.

Все перекрытия делятся  на три основных типа.

Тип А - огнестойкие перекрытия, изготовленные из стали или равноценного материала, усиленные элементами жесткости, должны отвечать следующим требованиям:

предотвращать проникновение  дыма и пламени при испытании на огнестойкость в течение 60 мин;

не допускать повышения  температуры на стороне, противоположной огневому воздействию, больше 139 °С по сравнению с первоначальной.

Время испытания для перекрытий А60, АЗО, А15, АО - соответственно 60, 30, 15, 0 мин.

На судах с горизонтальным способом погрузки вместо огнестойких переборок устанавливают системы, обеспечивающие создание мощных водяных завес, препятствующих распространению огня.

Тип В - огнезащитные перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, должны отвечать следующим требованиям:

предотвращать проникновение  пламени в течение 30 мин;

не допускать повышения  температуры на стороне, противоположной нагреву, больше 139 °С по сравнению с первоначальной;

не допускать повышения  температуры более чем на 225 °С по сравнению с первоначальной при  действии пламени с любой стороны.

Перекрытия В-15 выдерживают  испытания в течение 15 мин, В-0 - соответственно 0 мин.

Тип С - перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени и перепаду температур.

Негорючие материалы  при нагревании до 750 °С не горят  и не выделяют горючих газов в  количестве, достаточном для самовоспламенения. Все остальные материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.

Двери в противопожарных  переборках должны быть самозакрывающего типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-80 °С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.

                8.3.  Системы контроля и пожарной сигнализации

           Автоматические системы обнаружения пожара позволяют обнаружить его в ранней стадии и повышают вероятность его локализации. Основными элементами системы являются пожарные извещатели, которые устанавливаются в защищаемом помещении. В комплект системы кроме автоматических извещателей входят источники питания, приемное устройство, световые и звуковые устройства, оповещающие о возникновении пожара. Звуковые и световые сигналы подаются в центральный пожарный пост, обычно находящийся на мостике. При длине судна более 50 м аварийный пожарный сигнал подается также в машинное помещение. Некоторые конструкции систем обнаружения пожара могут приводить в действие устройства пожаротушения, например сприклерную систему или систему создания водяных завес.

Кроме систем обнаружения  пожара судовые помещения, в которых применяется объемное тушение, оборудуют предупреждающей сигнализацией, которая блокируется с пультом пуска системы объемного тушения. При пуске системы в защищаемом помещении немедленно включается звуковой сигнал и загорается табло «Газ! Уходи!», а поступление огнетушащего вещества начинается с запаздыванием (приблизительно 2 мин), что дает возможность людям покинуть помещение.

В качестве средств обнаружения  пожара могут быть применены дымосигнальные системы и ручные пожарные извещатели.

Таким образом, судовые  системы обнаружения пожара обеспечивают оперативное оповещение о пожаре, указывая точное место его возникновения, что повышает вероятность его своевременной ликвидации.

Применяемые на судах  пожарные извещатели по принципу действия и конструкции различны.

Наиболее распространены максимальные тепловые извещатели различной конструкции. Между температурой воздуха в помещении и температурой прибора создается определенная разница, называемая инерционностью извещателя. Когда температура прибора достигает определенного значения, срабатывает извещатель.

В тепловом извещателе с биметаллической пластиной чувствительным элементом служит пластина, сваренная из двух различных металлов: верхний слой имеет малый коэффициент расширения, нижний слой - большой коэффициент. При повышении температуры и воздействия теплоты на пластину нижний слой расширяется больше, пластина отгибается вверх и замыкает цепь — сигнализация срабатывает.

Преимуществом этого извещателя является возможность многократного использования без замены чувствительного элемента,

недостатком - возможность ложного  срабатывания от вибрации или механического  удара.

В тепловом извешателе с биметаллическим диском при нормальном значении температуры биметаллический диск выгнут вниз и цепь разомкнута. При повышении температуры диск прогибается вверх, замыкает цепи - сигнализация срабатывает. Этот извещатель реагирует на температуру в определенном месте, что требует установки в защищаемом помещении нескольких датчиков.

В   тепловом   термостатическом   извещателе   чувствительным

элементом являются два кабеля, разделенные изоляционными материалами. Один кабель подключен к источнику питания, другой к сигнальному устройству. При повышении температуры изоляционный материал расплавляется, и цепь замыкается - включается сигнализация. После срабатывания извещатель необходимо заменять.

В извещателе с плавкой металлической вставкой прерыватель цепи имеет рычаг, который удерживается плавкой металлической вставкой во взведенном состоянии, при котором линии цепи сигнализации разомкнуты. При воздействии потока теплоты вставка расплавляется, освобождается рычаг прерывателя, и цепь замыкается - срабатывает сигнализация. Для восстановления рабочего положения извещателя плавкие вставки необходимо заменить.

В извещателе с расширяющейся жидкостью при нормальной температуре контакт прибора разомкнут, так как удерживается в верхнем положении стеклянной колбой, частично заполненной жидкостью. При воздействии на извещатель теплового потока жидкость в колбе расширяется, давление в воздушном пузырьке колбы нарастает. При определенной температуре колба разрушается, и пружина прибора замыкает контакт цепи сигнализации. Для восстановления рабочего положения извещателя колбу заменяют.

Находят применение на судах извещатели пожара и другого принципа действия. Дифференциальные извещатели срабатывают при превышении установленной скорости повышения температуры. Абсолютное значение температуры на извещатель не влияет. Такие извещатели реагируют на приток теплоты значительно быстрее, чем максимальные. Они могут быть отрегулированы на любую допустимую скорость повышения температуры в зависимости от особенностей охраняемого помещения. К недостаткам этих извещателей следует отнести: ложное срабатывание при резком повышении температуры, вызванного включением обогревательного прибора или проведением работ с применением открытого огня; отсутствие контроля за тлеющей фазой пожара, когда температура растет медленно.

Конструкции    дифференциальных    извещателей    различны. Применяются  пневматические извещатели этого типа. В таком из-вещателе медная трубка небольшого диаметра проходит под подволоком защищаемого помещения. Повышение температуры в помещении вызывает рост давления воздуха в трубке. И если скорость  нарастания  температуры  превышает допустимое  значение, давление воздуха в трубке начинает резко повышаться и воздействует на диафрагму прибора, замыкающую сигнальную цепь - извещатель срабатывает.

Есть также термоэлектрические извещатели, действующие на основе принципа изменения тока в соединении разнородных металлов в зависимости от воздействующего на них потока теплоты. В приборе есть закрытые термопары (покрыты изоляцией) и открытые   термопары.   Закодированные   термопары   воспринимают меньше теплоты, чем открытые термопары. В результате значения возникающего тока различны в разных термопарах. Если разность токов увеличивается  с  контрольной  скоростью, то  сигнализация срабатывает.

Широкое применение на судах нашли комбинированные максимально-дифференциальные,   извещатели.   При   резком повышении температуры давление воздуха в корпусе извещателя резко нарастает, диафрагма 2 под давлением воздуха прогибается вверх и замыкает контакты 1 - срабатывает сигнализация в режиме дифференциального извещателя.  При постепенном повышении температуры  извещатель  срабатывает  только  в  случае достижения максимальной температуры. Под ее действием легкоплавкая вставка 3 расплавляется и освобождает пружину 4, которая давит на диафрагму и замыкает контакты - срабатывает сигнализация в режиме максимального извещателя .

Вместо пружины в некоторых  конструкциях извещателей применяют  биметаллические пластины, что позволяет  многократно его использовать. Преимуществом  комбинированных извещателей является двойная защита, гарантирующая большую  надежность системы обнаружения пожара.

Наиболее   широко   на   судах   применяют   фотоэлектрические  дымовые извещатели двух типов: лучевые  и рефракционные.

В лучевом фотоэлектрическом извещателе источник света 3, установленный в защищаемом помещении, направляет луч света, пересекающий объем помещения и улавливаемый приемником 2 с фотоэлементом. При прохождении светового луча через чистый   воздух  фотоэлемент  приемника  максимально  освещен  и цепь сигнализации  1  разомкнута.  С появлением  в воздухе дыма прохождение света ухудшается, уменьшается освещенность фотоэлемента, что приводит к замыканию цепи и включению сигнала тревоги. В рефракционном фотоэлектрическом извещателе (рис.3.4) источник света 5 направляет световой поток через прозрачную вставку 4 дымовой трубы в приемное устройство 3, не включающее сигнал. Если в отбираемой из защищаемого помещения пробе воздуха появляется дым, то световой поток отклоняется и попадает на фотоэлемент 2, который замыкает цепь 1 и включает сигнал тревоги.     

В ионизационный извещатель поступает отобранная из защищаемого помещения проба воздуха. Небольшой радиоактивный источник ионизирует молекулы воздуха, и при этом возникает небольшой электрический ток. В случае появления дыма в воздухе электрический ток уменьшается, что приводит к включению сигнала тревоги.

В каждой пожарной зоне должен быть хотя бы один ручной извещатель. Ручные извещатели обычно размещают в коридорах, выгородках трапов,  общественных  помещениях и других  аналогичных районах судна. Они должны быть хорошо видимы и легкодоступны в случае необходимости. Извещатель должен быть окрашен в красный цвет, иметь номер, соответствующий номеру пожарной  зоны,  и четкую  надпись  «При  пожаре  разбить  стекло». Ручные извещатели могут быть подключены к кабельным трассам автоматических систем обнаружения пожаров или имеют автономную сеть включения сигналов.

         8.4 . Системы предупреждения взрывов                                                                                                              В емкостях, где хранятся нефтепродукты и другие горючие жидкости, в присутствии воздуха и потока теплоты начинает изменяться концентрация паров (газов) в воздухе. При определенной концентрации паров создаются условия для взрыва. Вероятность взрыва возрастает, если горючие жидкости подогреваются в ходе технологического процесса их использования или от случайного источника теплоты. Взрывоопасность возникает на танкерах и судах-газовозах, где в процессе погрузки-выгрузки создаются воздушные объемы, в которых непрерывно меняется концентрация паров и газов.

Для предупреждения о  появлении опасных концентраций паров и газов на судах применяют системы двух типов: каталитическую и инфракрасную.

Информация о работе Организация противопожарной защиты на судне