Основные положения теории риска. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных ра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

В основу научной проблемы обеспечения БЖД положена следующая аксиома: любой вид деятельности потенциально опасен. Из этой аксиомы следуют два вывода: невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности; ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека. Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь человека посредством нанесения ущерба здоровью человека непосредственно или косвенно. Количественной характеристикой опасности является риск.

Содержание работы

ГЛАВА.I Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск
1.1 Основные положения теории риска
1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск
ГЛАВА.II Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ
2.1 Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах
2.2 Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ
2.3 Требования безопасности к производственным (технологическим) процессам
2.4 Требования к местам погрузочно-разгрузочных работ
2.5 Режим труда и отдыха
2.6 Заключение
Задача для расчета риска
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

по теме: Основные положения теории риска.

                  Безопасность труда при транспортировке  грузов             

                   и погрузочно-разгрузочных работ.

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление  ГМУ

Профиль         ГМУ

Группа            ГМУ – 13 КТ

Ф.И.О              Власова Я.П.

 

 

 

 

 

 

2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА.I Основные положения  теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

1.1 Основные положения  теории риска

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

ГЛАВА.II Безопасность труда  при транспортировке грузов и  погрузочно-разгрузочных работ

2.1 Нормативная база обеспечения  безопасности труда при погрузочно-разгрузочных  работах

2.2 Общие требования обеспечения  безопасности труда при транспортировке  грузов и погрузочно-разгрузочных  работ

2.3 Требования безопасности  к производственным (технологическим)  процессам

2.4 Требования к местам  погрузочно-разгрузочных работ

2.5  Режим труда и  отдыха

2.6 Заключение

Задача для расчета  риска

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный (коллективный) риск.

 

1.1 Основные положения теории риска

 

В основу научной проблемы обеспечения БЖД положена следующая  аксиома: любой вид деятельности потенциально опасен. Из этой аксиомы  следуют два вывода: невозможно разработать  абсолютно безопасный вид деятельности; ни один вид деятельности не может  обеспечить абсолютную безопасность для  человека. Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь человека посредством  нанесения ущерба здоровью человека непосредственно или косвенно. Количественной характеристикой опасности является риск.

Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск -

ожидаемая частота или вероятность возникновения опасностей определенного класса, или же размер возможного ущерба (потерь, вреда) от нежелательного события, или же некоторую комбинацию этих величин.

Риск возникает при  следующих необходимых и достаточных  условиях:

-существование фактора  риска (источник опасности);

-присутствие данного  фактора риска в определенной, опасной (или вредной) для объектов  воздействия дозе;

-подверженность (чувствительность) объектов воздействия к факторам  опасностей.

Риск является неизбежным, сопутствующим фактором промышленной деятельности. Риск объективен, для  него характерны внезапность, неожиданность наступления, что предполагает прогноз риска, его анализ, оценку и управление – ряд действий по недопущению факторов риска или ослаблению воздействия опасности.

Анализ риска – процесс  идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп  населения, объектов, окружающей природной  среды и других объектов рассмотрения. В ходе анализа решаются три вопроса:

1.Что плохого может произойти?

2.Как часто это может  случиться?

3.Какие могут быть последствия?

Таким образом, должны рассматриваться  все технические и социальные аспекты в их взаимосвязи. При этом возможно обеспечить приемлемый риск, который сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Выделяют, 4 методических подхода к определению риска.

1.Инженерный – опирающийся на статистику.

2.Модельный – основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, профессиональные группы и так далее.

3.Экспертный – когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов.

4.Социологический – основанный на опросе населения.

 Кроме того, существуют  понятия: мотивированный и немотивированный  риск.

Под мотивированным риском понимают необходимость с риском для жизни проведения тех или  иных мероприятий важных для общества. Немотивированный риск – нежелание  людей руководствоваться требованиями безопасности, что приводит к травмам  и формирует предпосылки аварий.

Ожидаемый или прогнозируемый риск – произведение частоты реализации конкретной опасности на произведение вероятностей нахождения человека в  зоне риска. Знание уровней риска  позволяет сделать заключение о  целесообразности дальнейших усилий для  повышения безопасности того или  иного рода деятельности.

Критерии риска:

-  недопустимый (чрезмерный) характеризуется исключительно  высоким уровнем, который в  большинстве случаев приводит  к негативным последствиям;

-  нежелательный (гранично-допустимый) – это максимальный риск, который  не должен превышаться, независимо  от ожидаемого результата;

-  допустимый с проверкой  (приемлемый риск) – это такой  уровень риска, который общество  приемлет (может позволить), учитывая  технико-экономические и социальные  возможности на данном этапе  своего развития. Он объединяет  технические, экономические, социальные  и политические аспекты и является  определенным компромиссом между  уровнем безопасности и возможностями  его достижения. Суть концепции  приемлемого риска заключается  в желании создать настолько  незначительные опасности, которые  в данный момент может воспринять  общество.

-  допустимый без проверки (пренебрегаемый) – риск имеет  настолько низкий уровень, что  он находится в пределах допустимых  отклонений природного уровня.

 

 

1.2 Индивидуальный и социальный (коллективный) риск

 

 

Одной из наиболее часто  употребляемых характеристик опасности  является индивидуальный риск - вероятность (или частота) поражения отдельного индивидуума в результате воздействия  исследуемых факторов опасности  при реализации неблагоприятного случайного события.

 Значение индивидуального риска не характеризует масштаб катастрофы и используется для количественной оценки потенциальной опасности конкретного рабочего места, вида деятельности, рабочей зоны.

Этот вид риска рассматривается  в качестве первичного и основного понятия.  Во - первых, в связи с приоритетом человеческой жизни как высшей ценности и, во-вторых, в связи с тем, что именно индивидуальный риск может быть оценен по большим выборкам с достаточной степенью достоверности, что позволяет определять другие важные категории риска (например, потенциальный территориальный) при анализе техногенных опасностей и осуществлять установление приемлемого и неприемлемого уровней риска. Риск каждого вида опасности для отдельного человека определяется по следующей формуле:

R=n/N,

где R – величина риска; n – число несчастных случаев, связанных с данным видом деятельности; N – кол-во человек, участвующих в этом виде деятельности.

Источниками индивидуального  риска являются: внутренняя среда  организма человека, привычки, социальная экология, профессиональная деятельность, социальная среда, непрофессиональная деятельность, окружающая природная  среда.

 

Количественной интегральной мерой опасности является коллективный риск, определяющий масштаб ожидаемых  последствий для людей от потенциальных  аварий или других негативных воздействий. Социальный или коллективный риск - это зависимость числа погибших людей от частоты возникновения события, которое вызывает поражение этого числа людей. Социальный риск является интегральной количественной оценкой опасности промышленного объекта, характеристикой масштаба возможных аварий. Коллективный риск – зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей, рассчитывается по формуле:

R=n/t,

где t – время, за которое произошли несчастные случаи.

Фактически коллективный риск определяет ожидаемое число  смертельных исходов в результате аварий на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Источниками коллективного  риска являются: урбанизация экологически неустойчивых территорий, промышленные технологии и объекты повышенной опасности, социальные и военные  конфликты, эпидемии, снижение качества жизни.

Современный мир пришел к  понятию приемлемого риска. Приемлемый риск – это такой низкий уровень  смертности, травматизма или инвалидности людей, который не оказывает влияние  на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижения, т.е. между вложениями в модернизацию производства и затратами на социальную сферу производства. За его единицу во всем мире принята величина 10-6 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работ

 

    1. Нормативная база обеспечения безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

 

К нормативным документам, регламентирующим требования безопасности, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ относятся:

1.      ГОСТ 12.3.009-76(2000) (СТ СЭВ 3518-81) Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;

2.      ГОСТ 12.3.020-80(2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов  на предприятиях. Общие требования  безопасности;

3.      Межотраслевые  правила по охране труда при  погрузочно-разгрузочных работах  и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;

4.      Правила  устройства и безопасной эксплуатации  грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92;

5.      РД 10-231-98 Стропы  грузовые общего назначения. Требования  к устройству и безопасной  эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями ПОТ Р М-007-98, ПБ-10-14-92 и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, и соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

 

 

    1. Общие требования обеспечения безопасности труда при транспортировке  

      грузов и погрузочно-разгрузочных работ

 

Организация работ должна обеспечивать безопасное производство работ, надлежащий контроль, за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности, локализацию и ликвидацию последствий аварий и инцидентов на опасном производственном объекте в случае их возникновения и определять порядок технического расследования их причин, разработки и реализации мероприятий по их предупреждению и профилактике.

Ответственность за организацию  погрузочно-разгрузочных работ в  организации должна быть возложена  приказом на специалиста, организующего  эти работы. На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его  обязанностей должно быть возложено  приказом на работника, замещающего  его по должности.

Руководители и специалисты, обеспечивающие содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии  и их безопасную эксплуатацию, и  работники, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны руководствоваться инструкциями, разработанными на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек) и других правил Ростехнадзора.

Лицо, руководящее производством  погрузочно-разгрузочных работ, обязано:

-     перед началом  работы обеспечить охранную зону  в местах производства работ,  проверить внешним осмотром исправность  грузоподъемных механизмов, такелажного  и другого погрузочно-разгрузочного  инвентаря. Работа на неисправных  механизмах и неисправным инвентарем  запрещается;

-     проверить  у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений  и других документов на право  производства этих работ;

-     следить за  тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов  соответствовал требованиям безопасного  производства работ;

-     при возникновении  аварийных ситуаций или опасности  травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

Служба охраны труда организации  должна осуществлять постоянный контроль, за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывать разработчикам (подразделениям) методическую и организационную помощь и содействие.

Основными опасными и вредными производственными факторами, определяемыми  по ГОСТ 12.0.003, при погрузочно-разгрузочных работах и при складировании  грузов являются:

-        загазованность  и запыленность воздуха рабочей  зоны;

-        повышенная  или пониженная температура воздуха  рабочей зоны;

-        повышенный  уровень шума на рабочем месте;

-        повышенная  или пониженная влажность воздуха;

-        повышенная  или пониженная подвижность воздуха;

-        недостаточная  освещенность рабочей зоны;

-        прямая  и отраженная блесткость;

-        расположение  рабочего места на значительной  высоте;

-        движущиеся  машины и механизмы, подвижные  части кранового оборудования, поднимаемый  и перемещаемый груз, канаты, цепи, балансиры, захваты и т.д.

-        для  кранов на автомобильном шасси  или шасси автомобильного типа  токсические воздействия этилированного  бензина и др.

Погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов кранами должны выполняться по технологическим  картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном  порядке.

Информация о работе Основные положения теории риска. Безопасность труда при транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных ра