Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:42, контрольная работа
Психофизиологические способности человека достаточно хорошо защищают его от опасностей. Но полагаться только на естественную систему защиты нельзя. Её необходимо дополнить надёжными техническими средствами, создаваемыми на основе практики с учётом новейших достижений науки и техники. Техническая направленность в развитии цивилизации породила проблему защиты человека от им же созданной техносферы. Эта проблема имеет много аспектов. Важнейшим из них является задача обеспечения безопасности человека в производственных условиях.
1.Основные
понятия безопасности
Мероприятия по защите населения от факторов ЧС могут быть разделены на отдельные группы по видам в зависимости от критерия классификации .
Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Психофизиологические способности человека достаточно хорошо защищают его от опасностей. Но полагаться только на естественную систему защиты нельзя. Её необходимо дополнить надёжными техническими средствами, создаваемыми на основе практики с учётом новейших достижений науки и техники.
Техническая направленность в развитии цивилизации породила проблему защиты человека от им же созданной техносферы. Эта проблема имеет много аспектов. Важнейшим из них является задача обеспечения безопасности человека в производственных условиях.
Существует три стратегических метода защиты от опасностей на производстве.
Пространственное или
временное разделение ноксосферы (пространство,
в котором с высокой
Нормализация ноксосферы, то есть
обеспечение безопасного
Адаптация человека к ноксосфере, то есть усиление защитных свойств человека. Для решения этой проблемы используют средства индивидуальной защиты (СИЗ), что позволяет опускаться в глубины моря, выходить за пределы космической станции, выдерживать 500°С при пожаре и др. Наряду с СИЗ, применяют методы, обеспечивающие адаптацию человека к производственной среде, например, обучение работающих безопасным приёмам работы, инструктирование и т.п.
Принципы обеспечения
Ориентирующие принципы определяют направление поиска безопасных решений. При этом используется системность в подходе к решению проблем, принцип возможности замены человека в опасной зоне промышленными роботами, принцип сбора информации об объекте и классификации опасностей (например, классификация зданий по пожароопасности), принцип нормирования (нормы освещённости, шума) и некоторые другие.
Группа технических принципов включает в себя:
защиту расстоянием и временем;
экранирование опасности;
слабое звено (предохранители, клапаны);
блокировку и др.
К организационным относятся
несовместимости (например, правила хранения некоторых химических веществ);
компенсации (предоставления льгот лицам, работающим в опасных зонах);
нормирования и др.
В группу управленческих входят принципы:
плановости (планирование профилактических и иных мероприятий);
обратной связи, подбора кадров, стимулирования;
контроля и ответственности.
Поясним некоторые принципы обеспечения безопасности труда.
НОРМИРОВАНИЕ - установление параметров, соблюдение которых обеспечит защиту человека от опасностей, например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски тяжестей, продолжительность рабочего времени и др.;
СЛАБОЕ ЗВЕНО - в систему специально включают слабый элемент для обеспечения безопасности всей системы, например, клапаны, предохранители, молниеотводы, защитное заземление и др.
Средства обеспечения безопасности делятся на две группы:
средства коллективной защиты;
средства индивидуальной защиты.
Например, палатка - это средство коллективной защиты, а накомарник - средство индивидуальной защиты.
В свою очередь средства коллективной и индивидуальной защиты делятся по разным признакам:
по характеру опасностей;
конструкции;
области применения и др.
В настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды и др.
Анализ показывает, что отказы в
техносфере обычно внезапны, случайны
и независимы между собой. Это
позволяет применять при
Под управлением БЖД будем понимать такое воздействие на систему "Человек - Среда обитания", которое организовано с определённой целью. Чаще, управляя БЖД, переводят систему (объект) из более опасного состояния в менее опасное.
Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности - научный замысел, научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторская работа (ОКР), создание проекта, реализация проекта, испытания, производство, эксплуатация, модернизация, консервация, ликвидация и захоронение.
При управлении безопасностью
анализ и оценка состояния объекта;
прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей и задач управления БЖД;
формирование управляемой и управляющей систем;
контроль за ходом управления безопасностью;
определение эффекта от запланированных мероприятий;
стимулирование участников управления творчески решать проблемы управления.
При управлении безопасностью
мировоззренческий;
физиологический;
социальный;
психологический;
воспитательный;
организационно-оперативный;
экономический;
юридический и др.
Соответственно указанным аспектам существуют различные средства управления БЖД. К ним относятся:
воспитание культуры безопасного поведения;
обучение населения;
применение технических
и организационных средств
применение индивидуальных средств защиты;
использование системы льгот и компенсаций и др.
11.ПМП порядок оказания.
Первая медицинская помощь - это оперативная помощь пострадавшему при получении травмы или внезапном приступе заболевания, которая оказывается до тех пор, пока не будет возможно получение более квалифицированного медицинского содействия. Существует четыре основных правила оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях: осмотр места происшествия, первичный осмотр пострадавшего, вызов «скорой помощи», вторичный осмотр пострадавшего.
Осмотр места происшествия. При осмотре места происшествия обратите внимание на то, что может угрожать жизни пострадавшего, вашей безопасности и безопасности окружающих: оголенные электрические провода, падение обломков, интенсивное дорожное движение, пожар, дым, вредные испарения, неблагоприятные погодные условия, глубина водоема или быстрое течение и многое другое. Если вам угрожает какая-либо опасность, не приближайтесь к пострадавшему. Немедленно вызовите «скорую помощь» или службу спасения. В ситуации повышенной опасности помощь должна оказываться профессиональными сотрудниками службы «скорой помощи», службы спасения, которые имеют соответствующую подготовку и снаряжение.
Постарайтесь определить характер происшествия. Обратите внимание на детали, которые могли бы вам подсказать вид полученных травм. Они особенно важны, если пострадавший находится без сознания. Посмотрите, нет ли на месте происшествия других пострадавших.
Приблизившись к пострадавшему, постарайтесь успокоить его. Находитесь на уровне его глаз, говорите спокойно, спросите: «Кто Вы?», предложите помощь, проинформируйте о том, что собираетесь делать. Прежде чем приступать к оказанию первой помощи по возможности получите на это разрешение пострадавшего.
Первичный осмотр пострадавшего. В процессе первичного осмотра необходимо выяснить, в каком состоянии находится дыхательная и сердечно-сосудистая система.
Проверка дыхания. Если пострадавший в бессознательном состоянии, обратите внимание на наличие у него признаков дыхания. Грудь при дыхании должна подниматься и опускаться. Кроме того, необходимо почувствовать дыхание, чтобы убедиться, что человек действительно дышит. Для этого положите свою руку на грудь пострадавшего и визуально наблюдайте за движениями грудной клетки. Время, которое отводится для этого, не должно быть более 5 с. Если пострадавший не дышит, Вы обязаны сделать искусственную вентиляцию легких.
Если ваши усилия увенчались успехом, и у пострадавшего, который находится без сознания, стали определяться дыхание и пульс, не оставляйте его лежать на спине, за исключением травмы шеи или спины. Переверните пострадавшего на бок, чтобы его дыхательные пути были открыты
В этом положении язык не закрывает дыхательные пути. Кроме того, в этой позе рвотные массы, выделения и кровь могут свободно выходить из ротовой полости, не вызывая закупорки дыхательных путей.
Вызов «скорой помощи». «Скорая помощь» должна вызываться в любой ситуации. Особенно в случаях: бессознательного состояния или с изменяющимся уровнем сознания; проблем с дыханием (затрудненное дыхание или его отсутствие); непрекращающихся болей или ощущения давления в груди; отсутствия пульса; сильного кровотечения; сильной боли в животе; рвоты с кровью или кровянистыми выделениями (с мочой, мокротой и т.д.); отравления; судорог; сильной головной боли или невнятной речи; травм головы, шеи или спины; вероятности перелома костей; внезапно возникших нарушений движения.
Звонящий должен сообщить диспетчеру «Скорой помощи» следующую информацию: точное нахождение места происшествия, адрес или местоположение, названия населенного пункта или ближайших пересекающихся улиц (перекрестков или дорог), ориентиры; свои фамилию, имя, отчество; что произошло (ДТП, пожар и т.д.); число пострадавших; характер повреждений (боли в груди, затрудненное дыхание, отсутствие пульса, кровотечение и т.п.).
Находясь один на один с пострадавшим, громким голосом позовите на помощь. Крик может привлечь внимание прохожих, которые могли бы вызвать «скорую помощь». Если никто не откликается на ваш крик, постарайтесь сами как можно быстрее позвонить по телефону «03»,сейчас это стало ещё проще с сотового набрать 030 . После этого возвратитесь к пострадавшему, продолжите оказание первой медицинской помощи.
Вторичный осмотр пострадавшего. После вызова «скорой помощи» и уверенности в том, что у пострадавшего нет состояний, угрожающих его жизни, переходят к проведению вторичного осмотра. Вновь опросите пострадавшего и присутствующих о случившемся. Проверьте у него признаки жизни и проведите общий осмотр. К признакам жизни относятся: наличие пульса, дыхания, реакция зрачка на свет и уровень сознания. Важность вторичного осмотра заключается в обнаружении проблем, которые не представляют угрозы жизни пострадавшего непосредственно, но могут иметь серьезные последствия, если их оставить без внимания и оказания первой медицинской помощи.
По завершении вторичного
осмотра пострадавшего и
21. Международное сотрудничество в области БЖД.
Международное сотрудничество
в области охраны окружающей среды
возникло в начале 70-х гг. прошлого
столетия, когда в отношениях общества
и природы возникли серьезные
проблемы, несущие глобальную угрозу жизни и существованию
земной цивилизации, в биосфере планеты
произошли необратимые изменения и задача
сохранения природной среды — естественной
среды жизнедеятельности человека — стала
носить всеобщий, интернациональный характер.
В этих условиях стало очевидным, что
решить проблемы обеспечения качества
и экологической безопасности окружающей
среды только на национальном уровне не
представляется возможным. Природный
комплекс каждой страны, особенно небольшой
по размеру занимаемой территории, неразрывно
связан с природным комплексом соседних
государств или даже является их составной
частью. Единство и взаимосвязь биосферных
процессов, не признающих государственных
границ, приводит к тому, что ни одна самая
образцовая страна, в смысле бережного
отношения к природе, с самым разумным
природоохранным законодательством и
законопослушными гражданами не может
быть ограждена от ухудшения качественного
состава воды, воздуха, почвы, гибели животного
и растительного мира, если эта политика
не будет осуществляться всеми странами
мира одновременно и целенаправленно.
Разведка, рациональная добыча и использование
нево-зобновляемых ресурсов, охрана и
воспроизводство возобновляемых по мере
их истощения и загрязнения все больше
превращается из внутреннего дела каждой
страны в общечеловеческую проблему обеспечения
выживаемости, требующую налаживания
соответствующих международных отношений,
принятия и исполнения конкретных международных
соглашений по ее активному решению.
В настоящее время на одно из первых мест
в международных отношениях выходит проблема
рационализации природопользования и
охраны окружающей среды. Сложившиеся
и реализуемые в мировом сообществе модели
экономического развития являются энергоемкими,
природоразрушаю-щими и усугубляющими
неблагоприятную экологическую обстановку
и кризисные экологические явления, возникающие
в различных регионах Земли. Объединение
усилий и сотрудничество государств в
области природоохранной деятельности
осуществляется и развивается как на двухсторонней,
так и многосторонней основе. Активное
участие в сохранении глобальных общественных
благ планеты, решении мировых экологических
проблем принимает такая международная
организация, как ООН и ее структуры.
Впервые ООН поставила и рассмотрела
проблему охраны окружающей среды в глобальном
аспекте на своей конференции в Стокгольме
в 1972 г. В соответствии с ее решениями был
создан самостоятельный орган, на который
возлагались организация и обеспечение
международного сотрудничества в данной
области жизнедеятельности в мировом
масштабе. Этот орган получил название
"Программа ООН по окружающей среде
— ЮНЕП". Она занимается мониторингом
окружающей среды, координацией всех видов
международной природоохранной деятельности,
разработкой научных основ управления
ресурсами биосферы и поиском путей решения
острых экологических проблем современности,
таких, как сокращение биологического
разнообразия, вырубка лесов, деградация
почв, нарушение озонового слоя Земли,
потепление климата и др.
В связи с тем, что охрана окружающей
среды является проблемой многогранной
и комплексной, отдельными ее аспектами
занимается также ряд следующих специализированных
организаций под эгидой ООН, имеющих статус
автономных, в том числе:
— ЮНЕСКО — выполняет работу по программе
"Человек и биосфера", проводит исследования
социально-экономических факторов развития
и взаимосвязи между человеком и окружающей
средой;
— ФАО — имеет своей целью улучшение
производства и переработки продукции
сельскохозяйственного производства,
лесоводства и рыболовства, содействует
инвестициям в агросферу, рациональному
использованию почвы и водных ресурсов,
удобрений и пестицидов, освоению новых
и возобновляемых источников энергии;
— ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
— осуществляет работу по решению проблем
здравоохранения и окружающей среды, питьевого
водоснабжения и санитарии, загрязнения
воздуха;
— ЮНИДО — содействует промышленному
развитию и установлению нового международного
экономического порядка;
— МАГATE — разрабатывает нормы безопасности
и защиты от радиации, включая безопасную
транспортировку радиоактивных материалов
и утилизацию отходов.
Решение региональных проблем является
целью деятельности комиссий ООН, изучающих
социально-экономическое положение в
различных странах и частях мира, вырабатывающих
рекомендации для правительств стран,
участвующих в реализации проектов. Такие
комиссии существуют для Азиатского и
Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), Латинской
Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках
которых существуют Комитеты по экологической
политике.
Все более важную роль в решении глобальных
экологических проблем играет такая международная
организация, как Глобальный экологический
фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX
в., указанный фонд предназначен для оказания
помощи в основном развивающимся странам
при решении экологических проблем планетарного
характера. В деятельности ГЭФ участвуют
три международные структуры: Программа
ООН по развитию, Программа ООН по окружающей
среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных
направлений финансирования выделены
четыре, как-то: глобальное потепление
климата, загрязнение международных вод,
уменьшение биоразнообразия и истощение
озонового слоя.
Имеются проекты ГЭФ и по Российской
Федерации. В 1996 г. нашей стране был предоставлен
пятилетний грант на сохранение биоразнообразия
в России и охрану Байкальского региона
общей суммой более 20 млн долл., 60 млн долл.
было выделено для поэтапного сокращения
производства и потребления озоноразрушающих
веществ, а также перевода российской
промышленности на озонобезопасные технологии.
В последние годы получили широкое распространение
такие формы межгосударственного и международного
сотрудничества, как конвенции, двух- или
многосторонние договоры, соглашения,
резолюции, программы, что возлагает на
страны соответствующие обязательства
по различным аспектам природоохранной
деятельности.
Наиболее значимыми из них являются Конвенции
о трансграничном загрязнении воздуха
на большие расстояния (1979), об охране озонового
слоя (1985), по предотвращению загрязнения
моря сбросами отходов и других материалов
(1972), по защите Черного моря от загрязнения
(1992), о биологическом разнообразии (1992),
о международной торговле видами дикой
фауны и флоры, о водно-болотных угодьях,
по защите морской среды региона Балтийского
моря, об охране всемирного культурного
и природного наследия, по борьбе с опустыниванием,
об изменении климата, о принятии международных
мер в отношении отдельных стойких органических
загрязнений, по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных
озер и другие.
Плодотворной формой международного
сотрудничества являются двухсторонние
связи, которые существуют в рамках принятых
межправительственных соглашений в области
охраны окружающей среды. У России такие
соглашения заключены с Великобританией,
Германией, США, Францией, Финляндией,
Данией и рядом других стран. Как правило,
двухсторонние договоренности предусматривают
реализацию конкретных целей или проектов,
привязанных к конкретным регионам, с
выделением соответствующего финансирования
с обеих сторон или оказанием помощи. Проекты,
реализуемые совместно, многообразны.
В качестве примеров в данном плане можно
привести реконструкцию Мурманского завода
по переработке жидких низкоактивных
отходов (США, Норвегия), реализацию проектов
"Интегрированный контроль загрязнений"
и "Стратегия управления отходами"
(Британский экологический фонд "Know-how"),
"Организация ландшафтного планирования
в Байкальском регионе", "Научные
основы комплексного глобального экосистемного
мониторинга окружающей среды" (Германия),
создание новых природных заповедников
и биологических станций, совершенствование
управления охраной окружающей среды,
управление отходами, улучшение качества
водных ресурсов в ряде регионов страны
(Нидерланды), проекты по водоподготовке
и водопотреблению, переработке бытовых
отходов.
Важным аспектом международного сотрудничества
является предоставление финансовых средств
со стороны ряда международных организаций
национальным правительствам для эффективной
реализации различных эколого-экономичес-ких
программ. Эта финансовая поддержка оказывается,
как правило, в виде грантов, займов или
кредитов. Среди специализированных учреждений,
оказывающих подобную помощь, можно выделить
Международный банк реконструкции и развития
(МБРР), Международный валютный фонд, Международный
фонд сельскохозяйственного развития,
Фонд ЮНЕП и другие организации. Поддержка
экологических проектов осуществляется
также по линии Европейского союза.
Вопросами сохранения биологического
разнообразия активно занимается Всемирный
фонд дикой природы.
С середины 1995 г. реализовался заем МБРР,
предоставленный России для финансирования
проекта по управлению окружающей средой
на сумму 110 млн долл. Основной целью проекта
являлось создание в течение 3—5 лет организационно-правовых,
нормативных и технических условий для
снижения экологического ущерба в Российской
Федерации, в частности в трех регионах
страны — на Верхней Волге, Среднем Урале
и на Нижнем Дону с распространением впоследствии
полученного опыта и на другие регионы.
В рамках проекта было предусмотрено создание
информационных систем поддержки принятия
решений в сфере природопользования, формирование
приоритетов природоохранной деятельности
на региональном и федеральном уровнях,
совершенствование новых нормативно-правовых
и экономических механизмов управления
окружающей средой и использованием природных
ресурсов, стимулирование привлечения
финансовых средств на охрану окружающей
среды.
В последние годы Россия принимает непосредственное
участие практически во всех формах международного
сотрудничества в области природоохраны,
основные принципы которого отражены
в Федеральном законе "Об охране окружающей
среды". С учетом их положений Россия
исходит в своей политике в данном направлении
из необходимости обеспечения всеобщей
экологической безопасности и развития
международного природоохранного сотрудничества
в интересах настоящего и будущих поколений
и должна руководствоваться при этом следующим:
• каждый человек имеет право на жизнь
в наиболее благоприятных экологических
условиях;
• каждое государство имеет право на
использование природной среды и природных
ресурсов для целей развития и обеспечения
нужд своих граждан;
• экологическое благополучие одного
государства не может обеспечиваться
за счет других государств или без учета
их интересов;
• хозяйственная деятельность, осуществляемая
на территории государства, не должна
наносить ущерб природной среде как в
пределах, так и за пределами его юрисдикции;
• недопустимы любые виды хозяйственной
деятельности, экологические последствия
которой непредсказуемы;
• должен быть установлен контроль на
глобальном, региональном и национальном
уровнях за состоянием изменения окружающей
среды и природных ресурсов на основе
международно-признанных критериев и
параметров; должен быть обеспечен свободный
международный обмен научно-технической
информацией по проблемам окружающей
среды и природосберегающих технологий;
• государства должны оказывать друг
другу помощь в чрезвычайных экологических
ситуациях.
Указанные принципы полностью согласуются
с принципиальными положениями поведения
государств по отношению к природной среде,
изложенными во Всемирной хартии природы,
принятой Генеральной Ассамблеей ООН.
Для России и других стран, входящих в
СНГ, особое значение имеет создание в
1992 г. Межгосударственного экологического
совета, координирующего природоохранную
деятельность и содействующего в разрешении
экологических споров между Россией, Беларусью,
Молдовой и рядом других государств Содружества.
Среди международных неправительственных
организаций важнейшей является Международный
союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП), учрежденный в 1948 г., основными направлениями
усилий которого являются издание Красных
книг о редких и исчезающих видах организмов,
организации заповедников и национальных
природных парков, экологическое просвещение
и другие виды деятельности.
Огромный вклад в осмысление современного
кризисного состояния биосферы внес "Римский
клуб" — международная научная неправительственная
организация, созданная в 1984 г. и объединяющая
около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую
славу этой организации принесли работы
по математическому моделированию будущего
развития человечества, его взаимоотношений
с биосферой и определению путей, которые
помогли бы избежать грозящей в недалеком
будущем экологической катастрофы.
Одной из самых известных международных
общественных организаций, связанных
с сохранением качества биосферы, является
"Гринпис" — "Зеленый мир", главным
направлением деятельности которой является
противодействие радиоактивному загрязнению
окружающей среды.
Всего в настоящее время в мире действует
несколько сотен международных природоохранных
организаций, что создает определенные
предпосылки, возможности и перспективы
в поисках и осуществлении мероприятий
по экологизации мирового развития, его
гармонизации с законами и жизнью природы.
Информация о работе Основные понятия безопасности жизнедеятельности