Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:54, реферат
Цель БЖД – получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Задачи БЖД: обучение населения основным защитам от опасностей, разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности, разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей, оптимизация условий деятельности и отдыха человека, моделирование и прогнозирование развития ЧС, непрерывный контроль и мониторинг среды обитания, разработка и рациональное использование средств защиты человека от негативного воздействия техногенных и стихийных явлений.
Вопрос 1. Предмет БЖД, цели и задачи его изучения. 90-е г. Xx в возникла и набирает силу новая наука о БЖД человека в среде обитания. БЖД – наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Объект познания БЖД - человек как объект защиты от опасностей избыточных потоков веществ, энергии и информации. Предмет исследования БЖД – опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека и коллектива людей. Цель БЖД – получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей. Задачи БЖД: обучение населения основным защитам от опасностей, разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности, разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей, оптимизация условий деятельности и отдыха человека, моделирование и прогнозирование развития ЧС, непрерывный контроль и мониторинг среды обитания, разработка и рациональное использование средств защиты человека от негативного воздействия техногенных и стихийных явлений.
Вопрос 2. Опасность. Номенклатура опасностей, причины и следствия. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, объекты и их свойства, способные в определенных условиях нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу и даже уничтожить их; нанести вред их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию. Опасность может проявляться в различных формах – в виде намерений, планов, подготовки действий, ограбление, подчинение, ослабление, уничтожение объектов безопасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, физически, химически и биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие нормальному функционированию жизнедеятельности человека. Именно поэтому любя опасность носит потенциальный характер. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью. Угроза – это совокупность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Как и в любой науке, в БЖД существует номенклатура опасностей – система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В БЖД выделяют несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная. Значение номенклатур состоит в том, что они содержат перечень потенциальных опасностей, облегчают их идентификацию и имеют профилактическую направленность. В настоящее время достаточно полная классификация опасностей не разработана. Обычно ее проводят по следующим признакам: по сфере проявления – бытовые, производственные, спортивные, военные; по локализации – атмосферные, космические, литосферные; по вызываемым последствиям – утомление, заболевание, по происхождению – природные, техногенные, экологические, социальные. Угрозы могут быть классифицированы по: объектам – человек, общество, государства; направлениям – экономические, социальные, политические, информационные; величине ущерба – предельный, значительный, незначительный; причинам появления – стихийные, преднамеренные. Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные последствия, ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, вред окружающей среде. Каждое явления должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений. Принцип – это идея, мысль, основное положенное. Метод – это способ достижения цели. Выбор методов и принципов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности и других критериев. По признаку реализации их условно делят на 4 класса – ориентирующие, технические, управленческие и организационные. Ориентирующие принципы – основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие информационной базой. Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Среди них можно выделить: принцип слабого звена, принцип экранирования, принцип прочности. Управленческие принципы – определяют взаимосвязи и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. Наиболее значимыми среди них являются: принцип плавности, принцип эффективности, принцип стимулирования. К организационным принципам относятся реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности: принцип несовместимости, принцип нормирования, принцип защиты временем. Обеспечение безопасности происходит тремя методами: 1)Метод А – состоит в пространственном и/или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации труда; 2)Метод Б – состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами коллективной защиты; 3)Метод В – включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к существующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, средств индивидуальной защиты.
Вопрос 3. Характеристика и классификация основных форм деятельности человека. Деятельность человека подразделяется на физический и умственный труд. Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет и ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью и длительным отдыхом (до 50% рабочего времени). Физический труд: 1)Труд, требующий значительной мышечной активности – имеет место при отсутствии механизации. При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предметов труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека при обслуживании станка ограничивается выполнением простых операций: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты такого труда – монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала; 2)Конвейерный труд – состоит из операций, заданных ритмом, строгой последовательностью их выполнения, автоматической подачей деталей рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению; в)Труд, связанный с дистанционным управлением – включает человека в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях и речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник должен находится в основном в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. Различают следующие категории работ по тяжести труда: легкие, средней тяжести и тяжелые. Легкие физические работы: 1)категории 1а – работы, выполняемы сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением с энергозатратами до 139 Вт; 2)категории 1б – работы, выполняемы сидя, стоя или связанные с ходьбой с сопровождающиеся физическим напряжением, требующим энергозатрат не более 174 Вт. Работы средней тяжести категории 2а – работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения. Работы средней тяжести категории 2б – работы, связанные с ходьбой. Перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением с энергозатратами до 290 Вт. Тяжелые физические работы – работы, с затратами энергии более 290 Вт, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий. Умственный труд включает работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий преимущественного напряжения сенсорного мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к повышению эмоционального напряжения. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность – ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной). Интеллектуальный труд: операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся, студентов. Работа операторов отличается большой ответственностью и высоким эмоционально-нервным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой за короткое время большого объема информации и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки. Творческий труд – наиболее сложный вид трудовой деятельности, требующий значительного объема памяти, напряжения, внимания.
Вопрос 4. Физиология труда. Естественные системы защиты человека. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда: исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ, изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности. Среди вопросов современной проблемы «человек-среда обитания» одним фундаментальных является адаптация (приспособление) – процесс приспособления организма к природным, производственным и бытовым условиям. Наряду с термином адаптация широкое распространение получил термин акклиматизация, как частный случай адаптации. В более широком понимании адаптация определена как процесс установления соответствия. Это непрерывный процесс. В БЖД рассматриваются вопросы медицинской адаптации – приспособление организма человека к факторам среды обитания, в том числе и к производственным. В процессе приспособления организма человека среде обитания принимают участие все структурно-функциональные системы жизнеобеспечения, но основная роль отводится внешней нервной системе. Организм человека получает информацию о внешней среде и внутреннем состоянии организма за счет центральной нервной системы, которая имеет специализированные к восприятию раздражений органы рецепции (органы чувств). Одним из наиболее важных элементов обеспечения эффективности трудовой деятельности человека является оптимизация параметров производственной среды (микроклимат, освещение и т.д.). Микроклимат производственных помещений – это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей. Главным фактором в создании оптимального микроклимата является температура воздуха, которая в наибольшей степени определяет влияние окружающей среды на человека. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек- -43С, минимальная - +25С. Свет является естественным условием жизни человека, сохранения его здоровья. Сохранение зрения человека, состояние его центральной нервной системы зависит от условий освещения. С точки зрения гигиены труда основной светотехнической характеристикой является освещенность. К гигиеническим требованиям, отражающим качество производственного освещения, относятся: ограничение или устранение колебаний светового потока, ограничение прямой и отраженной блесткости, равномерное распределение яркостей в поле зрения и ограничение теней. В производственных помещениях используется 3 виды освещения: естественное (источником его является солнце), искусственное (когда используются искусственные источники света), совмещенные (одновременное сочетание естественного и искусственного освещения). Естественное освещение создается природными источниками света – прямыми солнечными лучами. Естественное освещение является биологически наиболее ценным видом освещения, к которому максимально приспособлен глаз человека. В производственных помещениях используются следующие виды естественного освещения: боковое – через окна в стенах, верхнее – через световые фонари в перекрытиях, комбинированное – через световые фонари и окна. Искусственное освещение на промышленных предприятиях осуществляется лампами накаливания и газоразрядными лампами, которые являются источниками искусственного. Искусственное освещение подразделяется на следующие виды: рабочее, аварийное, эвакуационные, дежурные и охранное. Рабочее освещение – освещение, обязательное для всех помещений и освещаемых территорий для обеспечения нормальной работы, прохода людей и движения транспорта. Аварийное освещение – освещение, устраиваемое для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения и связанное с этим нарушение нормального обслуживания могут вызвать пожар, отравление людей, длительное нарушение технологического процесса и т.п., т.е. те ситуации, в которых недопустимо прекращение работ. Эвакуационное освещение следует предусматривать для эвакуации людей из помещений при аварийном отключении рабочего освещения в местах, опасных для прохода людей, на лестничных клетках, вдоль основных проходов в производственных помещениях, в которых работает более 50 человек. Для охранного освещения площадок предприятий и дежурного освещения помещений выделяется часть светильников рабочего или аварийного освещения. Светильники – источники света, заключенные в арматуру, - предназначены для правильного распределения светового потока и защиты глаз от чрезмерной яркости источника света.