Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 17:53, реферат
Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "трудовое право".
Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права………………………1
Конституционно-правовые нормы, правоотношения, источники конституционного права РФ………………………………………………………………………………………………2
Наука конституционного права……………………………………………………………....4
Учение о Конституции………………………………………………………………………...5
Основы конституционного строя РФ…………………………………………………………8
Основы правового положения личности………………
Учение о Конституции
Конституция - это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.
В докапиталистических формациях действовали фактические, т.е. неписанные конституции, отражавшие сложившиеся основы конституционного строя, разрозненные законы, а также обычаи и традиции государственного руководства обществом. Первой писаной конституцией стала Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 г.
В России попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали "Основные государственные законы", прнятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Однако первой писаной конституцией стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и закрепившая победу Октябрьской революции, диктатуру пролетариата и основы социалистической экономики.
После образования Союза ССР была принята Конституция СССР 1924 г., а РСФСР и другие союзные республики привели в соответствие с ней свои основные законы.
В 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР принимает следующую Конституцию СССР, призванную закрепить построение основ социализма. В 1937 г. все союзные и автономные республики страны также принимают свои новые конституции. Наконец в 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР, закрепившая провозглашенный Коммунистической партией этап построения развитого социализма и общесоюзного государства, а в 1978 г. вновь принимаются конституции союзных и автономных республик.
С конца 80-х гг. в конституционное законодательство стали вноситься многочисленные изменения, отвечавшие реалиям периода перестройки, когда же распался Союз ССР и рухнула авторитарная командно-административная система, строившаяся на безраздельной власти КПСС, встал вопрос о подготовке новой Конституции РСФСР, равно как и других бывших республик Союза. С принятием Декларации о государственном суверенитете приступили к пересмотру своего конституционного законодательства также бывшие автономные республики.
Проект новой Конституции РСФСР подготовило образованное по Указу Президента РСФСР Конституционное совещание; 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации.
Юридические признаки Конституции РФ:
1. Высшая юридическая
сила: все нормативные правовые
акты на территории РФ не
должны противоречить
2. Особый порядок принятия
и изменения. Конституция РФ принимается
либо посредством референдума, либо
Конституционным собранием, специально
образуемым для решения
При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь поле подписания Президентом РФ, а затем - одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ - жесткая Конституция, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено.
3. Конституция является
нормотворческой базой
4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.
По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.
Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание его присяги.
В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.
Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.
В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.
Основы конституционного строя РФ
Конституционный строй - это упорядоченная система господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.
Основные вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т.е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами главы 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.
Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т.е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т.е. экономическая система общества) и социально-культурную, т.е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.
Политическая система российского общества - это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и в первую очередь государство. Среди институтов политической власти оно занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять свою власть суверенно, т.е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство - это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.
Современное российское государство - это государство демократическое, т.е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т.е. не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т.е. должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.
По форме правления Российская Федерация - президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству и др.)
Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества - системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.
В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те из них, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т.е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.
Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т.п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.
Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Минюста.
Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.
В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например, "Отечество - Вся Россия" и региональные ("Иттифак" в Татарстане), парламентские ("Яблоко") и непарламентские ("Трудовая Россия"), организационно оформленные (КПРФ) и неформальные (ДВР).
В ряду институтов, осуществляющих политическую власть, видную роль играет референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум - это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в Конституции понятие "референдум" обозначает только одну его разновидность - императивный референдум.
Референдум, как и выборы, - это форма прямой, т.е. непосредственной демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т.е. органов представительной демократии, например, парламентов, куда избираются представители народа, этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.
Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления полтической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.
Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.
Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности - частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.
Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.
Общественно-полезный труд - это правомерная трудовая деятельность. Но, поощряя такую деятельность, Конституция закрепляет и свободу труда, защищает принудительный труд.
Информация о работе Отрасли права, конституционное право как отрасль российского права