- Понятие, содержание и сущность глобальных проблем современности.
Одна из характерных особенностей
современного мира - обострение глобальных
проблем, которые по своему характеру
выходят за рамки интересов различных
классов и общественных систем, и
от решения которых в решающей
степени зависит будущее, более
того само существование человечества.
Сам термин «глобальные проблемы»
вошел в международный лексикон
во второй половине 60-х г., он происходит
от латинского «глобус», - то есть Земля.
По своему характеру глобальные проблемы
современности различны: от угрозы
ядерной войны до экологической
катастрофы, от растущего раскола
мира на «богатые» и «бедные» страны
и народы до перспективы истощения
традиционных и необходимости поиска
новых источников энергии. В современном
научном творчестве оформилось особое
направление исследования общечеловеческих
проблем - глобалистика. В мире, например,
ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных
анализу только экологической проблемы.
Глобальные проблемы привлекали и привлекают
все большее внимание ученых. От
того насколько плодотворными будут
научный анализ системы глобальных
противоречий и эффективность практических
мероприятий по их разрешению, зависят
перспективы общественного прогресса
на пороге третьего тысячелетия. По различным
подсчетам сейчас выделяют до трех
десятков глобальных проблем различных
типов. Поэтому речь должна идти не
о каком-то одном признаке или
критерии глобальности, а системе
таких критериев, по крайней мере
о нескольких интегральных факторах,
объединяющих столь разнородные
проблемы под понятием «глобальные».
Среди некоторых отечественных
и зарубежных исследователей в 70-е
годы было распространено мнение, что
необходимое и достаточное условие
признания проблемы «глобальной» состоит
в порождаемой ею угрозе для человека
и человечества в целом. Другие в
качестве главного критерия глобальности
принимали географические масштабы
распространения проблемы. Узость данного
подхода была преодолена в монографических
изданиях, увидевших свет на протяжении
80-х годов двадцатого столетия. В
них определено, что глобальными
являются проблемы, которые по своей
сути, затрагивают интересы всего
человечества; приобретают всемирный
характер, охватывая все основные
регионы Земли; создают реальную
угрозу для будущего человечества;
требуют для своего решения международного
сотрудничества в самом широком
масштабе. Обратимся к одному
из наиболее распространенных определений
глобальных проблем: «Глобальные проблемы
- современные проблемы существования
и развития человечества в целом - предотвращение
мировой термоядерной войны и обеспечение
мира для всех народов; преодоление разрыва
в уровне социально-экономического развития
между развитыми и развивающимися странами;
устранение голода, нищеты и неграмотности;
регулирование стремительного роста населения
в развивающихся странах; предотвращение
катастрофического загрязнения окружающей
среды; обеспечение человечества необходимыми
ресурсами - продовольствием, промышленным
сырьем, источниками энергии; предотвращение
отрицательных последствий развития науки
и техники. Глобальные проблемы порождены
противоречиями общественного развития,
резко возросшими масштабами воздействия
деятельности человечества на окружающий
мир и связаны также с неравномерностью
социально-экономического и научно-технического
развития стран и регионов. Решение глобальных
проблем требует признания необходимости
международного сотрудничества» (стр.286). Можно использовать,
например, определение политолога В.А.
Мальцева: «Глобальные проблемы современности
являются комплексными и всеобъемлющими.
Они тесно переплетены между собой, с региональными
и национально-государственными проблемами.
В их основе - противоречия глобального
масштаба, затрагивающие основы существования
современной цивилизации. Обострение
противоречий в одном звене ведет к деструктивным
процессам в целом, порождает новые проблемы.
Разрешение глобальных проблем осложняется
также и тем, что пока еще низок уровень
управления глобальными процессами со
стороны международных организаций, их
осознавания и финансирования со стороны
суверенных государств. Стратегия выживания
человека на основе решения глобальных
проблем современности должна вывести
народы на новые рубежи цивилизованного
развития». Иными словами,
глобальная проблема, как правило, не возникает
«вдруг». Она становится следствием развития
общества, может быть увидена до того как
превратится в проблему, требующую решения.
Можно также, во-вторых, предположить,
что некие глобальные процессы пока еще
не стали глобальными проблемами, но, вероятно,
могут ими стать.
Сегодня, например, такой глобальный проблемой
(и не только для России) может быть стать
катастрофический рост внешней задолженности,
или подмена Североатлантическим союзом
функций Совета безопасности ООН. В-третьих,
глобальные процессы в отличие от глобальных
проблем не всегда создают непосредственную
угрозу человечеству. Они, безусловно,
влияют на развитие человечества. И влияют,
как правило, по нарастающей. Но это влияние
может не только не нести угрозы, но, более
того, сказываться позитивно на развитии
человечества. Либо нести в себе как отрицательные,
так и положительные черты. Например, глобальный
процесс роста значения образования, превращение
образования в ведущую производительную
силу, в отрасль экономики, обладающей
эффективностью, в т.ч. и рентабельностью.
По сути дела меняется сам предмет воздействия,
когда основные усилия инвестиций вкладываются
уже не в средства производства, а в человека.
В-четвертых, Россия отнюдь не всегда может
решать глобальные проблемы, хотя бы потому,
что у нее просто нет ресурсов. А главное,
что этого сегодня делать может быть и
не нужно. Иными словами вовлеченность,
степень участия России в решение мировых
глобальных проблем должна быть внимательно
изучена. Например, насколько Россия сегодня
может считать себя ответственной за происходящее
во всех регионах мира. А может быть, с
учетом наших приоритетов и возможностей,
пересмотреть ряд своих внешнеполитических
обязательств и амбиций? В-пятых, процесс,
а тем более процессы, могут и должны идти
неравномерно. Как следствие - неравномерность
экономического развития. Более того,
процесс, в т.ч. и глобальный может останавливаться
и даже идти вспять. С проблемой это допустить
сложно. Проблемы, как правило, сами по
себе не решаются. Что же касается глобальных
процессов, то можно, например, предположить,
что опережающие темпы экономического
развития США, характерные в последнее
десятилетие, отнюдь не обязательно сохранятся
и в будущем десятилетии. Как и лидерство
в информатике и связи (если, например,
допустить, что найдется умное правительство
у какого-нибудь развитого государства,
обладающего запасом фундаментальных
исследований и НИОКР, которое захочет
«перескочить» через технологические
этапы). В-шестых, среди глобальных процессов
трудно выделить главный (например, экономический,
финансовый, международный), хотя авторы
и считают, что основной процесс глобализации
все-таки научно-технический, еще конкретнее
- информационно-коммуникационный. Так, например,
одним из важнейших глобальных процессов,
влияющих на человеческую цивилизацию,
является информатизация человечества.
Как важнейшая часть - интернетализация.
Последствия этого процесса во всех областях
- военной, политической, культурной, экономической
- трудно переоценить. По мере усиления
с конца 80-х годов, процесс интернетализации
прошел несколько стадий - охватил научную
и военную элиту США, вышел за пределы
этой страны, наконец, превратился в глобальный
процесс. Уже в конце 90-х годов многие политики
и ученые увидели, что в результате его
лавинообразного роста могут появляться
не только положительные, но и отрицательные
проблемы глобального характера для человечества.
В ноябре 1999 года, например, в рамках ЕЭС
проходила конференция, на которой политические
и экономические лидеры стран Западной
Европы весьма обеспокоено анализировали
будущие глобальные проблемы, связанные
с распространением интернет. Были предприняты
и решительные меры для устранения его
негативных последствий. Примечательно,
что российские ученые и политики, исследующие
тему глобальных проблем в 90-е годы, даже
не назвали процесс информатизации в качестве
возможной глобальной угрозы. Иными словами
налицо отставание российской элиты в
осмыслении, сущности и последствий глобализации.
Этот разрыв превращается в пропасть,
когда речь идет о практических шагах. Итак, глобальные
проблемы представляют собой причудливое
переплетение на общепланетарном, общемировом
и общечеловеческом уровне социально-экономических,
политико-идеологических, культурных,
биосоциальных и социоприродных противоречий
в современном мире. Этот тезис станет
более понятным при рассмотрении причин
возникновения глобальных проблем современности.
Было бы неверно полагать, что только во
второй половине ХХ века человечество
столкнулось с феноменом глобальных проблем.
В свое время предельно актуальными для
населения Земли были эпидемии инфекционных
болезней, нашествия, войны. Вечной является
проблема взаимоотношения человека с
окружающей средой, освоения природы и
овладения ее стихийными силами, проблема
установления прочного мира между народами,
гарантий социально-экономического, политического
и культурного прогресса. Многие глобальные
проблемы возникли изначально, другие
наметились и назревали давно, но проявились
более явно и на глобальном уровне лишь
с утверждением капитализма т.е. в ХVП -
ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма
интернационализация всех общественных
отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного
мира. Причины возникновения глобальных
проблем следует искать в историческом
процессе развития человечества. История
человечества представляет собой сопряженное
развитие двух типов отношений определяющих
всю жизнедеятельность людей. Первый из
них - отношения человека и окружающей
его среды (система «человек - природа»):
вторая отношения между людьми в обществе,
то есть социальные отношения. «Историю
можно рассматривать с двух сторон - писали
в работе «Немецкая идеология» к. Маркс
и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю
природы и историю людей. Однако обе эти
стороны неразрывно связаны; до тех пор,
пока существуют люди, история природы
и история людей взаимно обуславливают
друг друга». Обе эти линии развития органически
связаны, и разделить их можно лишь в абстракции.
Тем не менее, в научном исследовании их
необходимо разделить, ибо без этого не
возможно понять предпосылок и причин
возникновения глобальных проблем. Именно
в рамках системы «человек - природа» осуществляется
процесс производства. Развивая производство,
то есть, осваивая природу, добиваясь своего
господства над ней человек постепенно
все больше нарушал естественное развитие
компонентов. Сам человек, оставаясь частью
природы, стал одновременно явлением принципиально
нового типа - воплощением совокупности
общественных отношений, которые сложились
в ходе человеческого общения на базе
производственной деятельности, то есть
на основе принципиально новых отношений,
сложившихся между человеком и остальной
природой. Гармония между человеком и
природой на ранних этапах развития человечества
оставалась незыблемой. Это было с одной
стороны результатом неразвитости самого
человека, его средств труда, с другой
- следствием достигнутого к тому времени
невысокого уровня развития общественных
отношений. В условия собирательного способа
производства не могло существовать сколько-нибудь
острых конфликтов человека с окружающей
его природой. Социальная однородность
тогдашнего общества не порождала условий
для нерационального использования природных
богатств в ущерб самой природе и обитающему
в ее среде человеку. Таким образом, на
первом этапе взаимодействия общества
с природой, когда его экономика была еще
присваивающей, когда с социальной точки
зрения оно было однородным, сохранялись
как согласованность в самих общественных
отношениях, так и гармония в отношениях
человека и природной среды. И речь здесь
идет не о случайном совпадении этих двух
компонентов, а об их закономерном сочетании.
В результате развития самого человека
общество получило возможность добывать
основные средства жизни за счет преобразовательной
деятельности, материального производства.
Произошел переход от «предпроизводства»
(собирательство и охота) к производству
в собственном смысле слова и переработке
посредством труда предметов природы
для нужд потребления. Материальное производство
стало основным источником жизнеобеспечения
людей. Уровень развития производственных
сил в конечном итоге определяет характер
производственных отношений, а последние
в свою очередь оказывают направляющее
воздействие на тип отношений общества
к окружающей его природной среде. Возникшая,
таким образом, взаимосвязь отношений
между человеком и природой, обществом
и природой и отношениями внутри общества
полностью подтвердилась на всех последующих
этапах общественного развития. Переход
человечества от собирательного способа
производства к земледельческому, а затем
и к промышленному, привел к значительному
усложнению производительных сил, к их
коренному изменению по существу и по
форме. Место естественных производительных
сил заняли общественные производительные
силы, которые по мере развития принимали
все более антагонистическую форму. Рабовладельческой,
феодальной и капиталистической общественноэкономическим
формациям соответствовали адекватные
их сущности формы социально-экономических
и политических отношений между людьми
и, естественно, формы и типы отношений
между обществом и природой, человеком
и природой. Каждая ступень
развития антагонистических отношений
означала новый качественный этап во взаимоотношениях
человека, общества и природы. Вывод, что
развитие человеческой цивилизации и
материальной ее культуры объективно
порождает конфликты общества с остальной
природой в целом правомерен. Однако никакой
фатальности в развитии этого конфликта
не существует. Он может быть успешно разрешен
в том случае, когда человек, овладев закономерностями
развития природы, приводит свою деятельность
в соответствии с этими закономерностями,
учитывает их, предвидит последствия своих
действий. Однако сама история человечества
говорит о том, что одних только научно-технических
предпосылок для решения конфликтных
ситуаций в отношениях человека и природы
еще недостаточно. Для этого нужны и определенные
социальные условия, которые делают возможным
оптимальное использование данных предпосылок.
Таких условий господство классических
частнособственнических отношений не
создало. Утверждение частнособственнических
общественных отношений означало прежде
всего ликвидацию социального единства
общества, его раскол на антагонистические
классы. Главной социальной целью эксплуататорского
способа стало присвоение прибавочного
продукта. Социальной предпосылкой обострения
глобальных проблем современности, как
показывают исследования истории системы
капиталистического хозяйства, являются
отношения частной собственности на средства
производства. Они и определили практику
капиталистического отношения к природе
и человеку. Частнособственническая экономика
руководствуется главным стимулом - стремлением
к получению максимальной прибыли. В свое
время этот стимул сыграл немаловажную
роль в прогрессивном развитии цивилизации,
способствовал динамичному развитию всех
форм человеческой деятельности. Однако,
превратившись в самоцель, стремление
к прибыли оказалось оторванным от более
значимых с точки зрения социального прогресса
устремлений. Именно эта цель господствующих
в антагонистическом обществе классов
обусловила, во-первых, угнетение трудящихся
слоев населения, постоянное насилие над
ними в интересах стабилизации существующего
строя. Во-вторых, она породила угнетение
одних народов другими, захват чужих территорий
и экономическую экспансию. В-третьих,
цель наживы порождала и порождает безудержную
эксплуатацию природных богатств. Таким
образом, именно на почве государства
частнособственнических цивилизаций
и под их влиянием сложилась система современных
глобальных проблем. Возникновение и углубление
глобальных проблем происходило с одной
стороны, в результате развития человека
и его деятельности, его отношений с остальной
частью природы, то есть в результате совершенствования
способа производства материальной жизни.
С другой же стороны возникновение и углубление
этих проблем стало результатом социального
прогресса, перехода человечества с одной
ступени общественного развития на другую
на базе частнособственнических отношений.
То есть, собственно в философском плане
само возникновение глобальных проблем
является результатом опережающего научно-технического
прогресса с прогрессом социальным и нравственным.
Глобальные проблемы, которые зародились
в начальный период социального развития
человечества, приобрели опасный характер
для будущего существования человеческого
рода на вполне определенном историческом
этапе развития человечества. Их интенсивное
развитие пришлось на 60-80гг. ХХ века. Здесь
следует отметить, что одним из факторов
усугубления противоречий глобального
масштаба было противоборство двух общественных
систем. Глобальные проблемы современности,
как уже неоднократно отмечалось, не признают
государственных границ, проявляются
в государствах всех общественных систем.
В силу своего содержания и взаимосвязанности
процесса развития человечества, разрешение
глобальных проблем возможно лишь в общемировом
масштабе. Вторую группу
глобальных проблем современности составляют
проблемы оптимизации, гармонизации и
гуманизации отношения общества к природе
для сохранения и приумножения ресурсного
потенциала человечества. Их можно определить,
например, как «общепланетарные глобальные
проблемы», и выделить 8 типов. Третья группа
глобальных проблем отражает процессы
гуманизации отношений общества и личности,
вопросов ее освобождения и разностороннего
развития, гарантий ее лучшего будущего.
Глобальные проблемы современности имеют
общечеловеческий характер в самом широком
смысле этого слова, ибо они затрагивают
интересы всего человечества, влияют на
будущее человеческой цивилизации, причем
самое непосредственное, не делающее никаких
временных отсрочек. Общечеловеческое
- это те факторы к предпосылки, те ценности,
которые действительно способствуют выживанию,
сохранению и развитию человечества, созданию
благоприятных условий для его бытия,
для раскрытия его потенций. Общечеловеческое
в условиях обострения проблем самосохранения
и выживания становится нравственным
императивом, отражается в сознании и
психологии людей, в ломке их устоявшихся
представлений, социальных ожиданий и
ценностных ориентаций. Оно рассматривается
как необходимая предпосылка продолжения
истории, общественного прогресса. Дело
в том, что процесс освобождения старого
общества от классовых и социальных антагонизмов
заметно все больше отстает от стремительного
нарастания глобальных проблем, опасности
самоуничтожения цивилизации. Поэтому,
наблюдается возрастание значения общечеловеческих
целей и задач, понимание того, что без
их решения просто невозможно существование
любых народов, классов, государств. Общечеловеческий
характер глобальных проблем современного
этапа общественного развития отчетливо
проявляется в процессе анализа глобальных
противоречий. Здесь следует отметить,
что деление глобальных проблем на отдельные
группы, приведенное ранее, весьма условно.
В объективной реальности мы имеем дело
не с совокупностью, а с целостной системой
глобальных проблем, ибо они тесно и глубоко
связаны между собой.
2. Глобализация
как тенденция современного мирового
развития.
Существует огромное разночтение
в понимании самой сущности глобализации.
Это касается буквально всех аспектов
сущности глобализации, начиная от
самого факта ее признания, позитивного,
либо негативного восприятия, истории,
а тем более конкретных, специфических
процессов глобализации - экономических,
международных и т.д. Отчетливо
этот тезис прозвучал в докладе
на Совете по внешней и оборонной
политике академика Е.М. Примакова,
таким образом охарактеризовавшего
свое отношение: «Я сначала постарался
познать, что такое глобализация,
для себя. Прочел много материалов,
написанных на эту тему. В общем,
оценки совершенно различны. Некоторые
считают, что процессы глобализации
начались практически до Первой мировой
войны и были ею прерваны. Другие
считают, что от глобализации отошли
только после Второй мировой войны,
когда началась политика протекционизма.
Третьи считают, что глобализация охватывает
все и вся, а первым глобалистом
стал Кант, который заявил о том,
что мир един и нужно мировое
правительство. В общем, оценки чрезвычайно
разнообразные, и они в принципе
не дают возможности сразу же остановиться
на каком-то одном варианте, который
совершенно точно попытался бы всесторонне
охватить это явление, столь часто
употребляемое во всех научных работах,
столь модное и сейчас, и в 90-е
годы». Итак, история вопроса вызывает
немало споров: кто-то считает, что глобальные
процессы начались с эпох великих географических
открытий, кто-то - с Э.Канта, а кто-то с
книгопечатания. Думается, что первые
предпосылки возникновения глобальных
проблем, или начало процесса глобализации,
можно отнести ко второй половине XX века,
точнее 1945-75 годам. (Хотя Е.М. Примаков,
например, относит этот период к временам
Э.Канта). И вот почему. Вторая мировая
война стала по сути дела первой глобальной
войной, в которую в той или иной степени
оказались вовлечены все континенты. Сразу
же после войны была создана по сути дела
глобальная международная организация
- ООН. В эти же годы стала рушиться колониальная
система и возник комплекс социально-экономических
проблем развивающихся независимых государств.
В эти же годы процессы научно-технической
революции, в т.ч. связи и информации, не
только сложились, но и стали влиятельным
политическим и экономическим фактором.
Примечательно, что еще в начале 40-х годов
В.И. Вернадский предсказал, спрогнозировал
появление ноосферы, как «сферы разума»,
т.е. появление принципиально нового фактора,
влияющего на развитие человеческой цивилизации.
Можно сказать, таким образом, что первый
период формирования глобальных процессов
пришелся на третью четверть XX века. Второй
период - 1970-ые - 1990-ые гг. можно охарактеризовать,
как переход процессов глобализации в
формально признанное мировым сообществом
состояние, когда «вдруг» человечество
столкнулось с комплексом глобальных
проблем, назвало их, и предприняло первые
робкие попытки их решения, например, в
области международной безопасности,
помощи развивающимся странам, экономического
и гуманитарного сотрудничества.
С конца 90-х годов начался
третий период глобализации, у которого
появились существенные особенности:
Во-первых, достижения НТР
в области информатики и связи,
развитии международных контактов,
в особенности, бурное развитие Интернет,
привело к созданию глобального
мирового сообщества, когда национальные
границы во все большей степени
становятся условностями. Во всяком случае,
сохранение закрытых, авторитарных обществ,
ограничение передачи знаний, информации
и передвижений людей становятся
практическим невозможными. Само по себе
это уже не просто позитивное явление,
но и проблема, а иногда угроза национальной
идентичности, т.е. национальной безопасности;
- во-вторых, очевидный рост влияния США - не только политического, экономического, финансового, но и информационного, технологического, осознанное стремление использовать это влияние в соответствии с национальными интересами и ценностями США, придает особую специфику всем без исключения глобальным проблемам. Позиция США, их роль в решении глобальных проблем, становится в ряде случаев не просто важной, но и решающей. Очевидно, что далеко не всегда американские интересы и ценности совпадают с интересами других стран;
- в-третьих, многие нации и государства справедливо обнаружили в процессах глобализации явную угрозу своему развитию, даже существованию. В целом ряде стран появилась озабоченность правящих элит, сформировались социальные группы противодействия процессам глобализации. Иными словами, произошла серьезная переоценка, когда эти процессы стали восприниматься в том числе и исключительно с негативными характеристиками. В условиях нынешнего монополярного мира тенденция к глобальной унификации отчасти компенсируется раличиями крупных образований, объединяющих их, - региональными, культурными, социально-экономическими. С превращением мира в однополярный, в котором доминирует одна сверхдержава, действие этих компенсирующих факторов во многом снимается и начинаются негативные черты глобализма. В такой глобальной обстановке (а после распада Советского Союза и системы Варшавского Договора в мире существует именно она) происходит и вульгаризация идеи глобализма. Сегодня на практике глобализация означает фактически трансформацию значительной части мира в своего рода Pax Americana со стандартизированным образом и идеалами жизни, формами политической самоорганизации общества, типом массовой культуры, жизненными ценностями и др. В этой связи необходимо повторить, что отнюдь не однозначно к глобализации относятся на Западе, в т.ч. и в США. Так, Н.Извеков справедливо пишет: «В настоящее время в серьезных изданиях США в той или иной форме ведется дискуссия на весьма актуальную тему об усиливающемся процессе глобализации и корпоратизации мировой экономики. При этом просматриваются два основных подхода к этой объективной тенденции, обусловленной в первую очередь активным процессом научно-технического прогресса в последние десятилетия. Происходящие ныне процессы часто именуют также «технологической революцией». С одной стороны в США громко звучат мнения о том, что глобализация и сопутствующая ей модернизация несут с собой всеобщий прогресс и процветание, которые также приведут к утверждению «западных» культурных, моральных и иных ценностей повсюду в мире. Тезис об увеличении социального неравенства подкрепляется ссылкой на данные Бюро статистики США за июнь 1996 г., согласно которым разрыв между богатыми и бедными в этой стране достиг максимальной величины за весь период после окончания второй мировой войны. По расчетам американских экономистов, в нынешних условиях лишь незначительное меньшинство (около 20%) населения в той или иной мере может выиграть либо сохранить социальный статус в процессе реализации технологической революции, а подавляющее большинство рискует оказаться за пределами «прогресса», причем около трети уже ощутило на себе подобный негативный эффект. Эти подсчеты, однако, относятся лишь к развитым странам, в то время как в развивающихся государствах с их быстрым ростом населения соотношение «имущих» и «неимущих» может оказаться еще более неблагоприятным, а, следовательно, проблема окажется еще острее. Опасность такого «глобализма» не только в том, что он нарушает права народов на самостоятельное развитие. Тем самым ограничиваются и ресурсы поливариантного развития человечества, необходимые как гарантия корректности хода и перспектив его развития в возможных кризисных ситуациях.» В этом смысле возникает, может быть, самый главный конфликт глобальных процессов. С одной стороны, основным предметом воздействия, основным средством производства становится интеллект человека, а значит его личность, самобытность, творческий потенциал, которые должны стремится к развитию полной реализации. А с другой - всемирная унификация, стремящаяся усреднить все и вся.
- Пути и возможности решения глобальных проблем.
Обострение глобальных противоречий
ставит в повестку дня общую для
всех проблему выживания человечества.
Различными специалистами вкладывается
разное содержание понятия выживания.
Например, под последним нередко
понимают притупление социально-классовых
конфликтов с целью преодоления
ядерной войны или экологической
катастрофы. Высказывается также
суждение, что концентрация сил выживания
и развертывания их действий будет
идти наряду с разрешением социально-экономических,
нравственно-этических конфликтов
и противоречий, которые должны постепенно
решаться на гуманистической основе.
Это суждение ближе к реальностям
общественного развития, его объективным
законам. Важно отметить, что само
понятие «выживание» применительно
к человеческому обществу не сводится
только к сохранению оптимальных
физических и естественно-природных
условий существования людей. И
в этом смысле масштаб измерений
выживания предполагает: продолжение
общественного прогресса, дальнейшее
развитие цивилизации; достойное существование
всех стран и народов; гарантию естественного
права на жизнь и развитие каждого
индивида; приоритет естественного
и природного начала над научно-техническим
компонентом. Основным из перечисленных
направлений развития является обеспечение
социального прогресса человечества.
Таким образом, следует вывод, что
для оптимального решения глобальных
проблем современного этапа общественного
развития необходимы две группы предпосылок:
научно-технические и социально-политические.
Содержание первых состоит в обеспечении
научно-технического прогресса в
степени, необходимой для регулирования
естественно природных процессов;
вторых - в создании таких социально-политических
условий, которые дадут возможность
практически решать глобальные проблемы.
Наиболее полное решение глобальных
проблем требует, очевидно, коренного
преобразования общественных отношений
в масштабе мирового сообщества. Значит
на ближайший обозримый период единственным
путем решения глобальных проблем
является развертывание взаимовыгодного,
широкого международного сотрудничества.
Для выработки общей стратегии
выживания, для согласования активной
деятельности человечества с возможностями
биосферы планеты, с возможностью ее
развития потребуются, видимо, неординарные
политические решения и акции. Вполне
возможно, что обстоятельства продиктуют
необходимость не только создания общепланетарного
экономического механизма, совокупных
действий и согласования потребностей
человечества, но и переустройства
всего быта, правил общежития. Жизнь
может стать более суровой, грубой
и бедной. Она потребует не только
лишений, но и ограничения действий
личности в угоду общественной необходимости.
Изменятся отношения собственности.
Во всяком случае понятие «частной
собственности» как собственности,
с которой ее владелец может делать
все, что ему заблагорассудится,-
станет явным анахронизмом. И мы
видим, что уже сейчас общество накладывает
различные ограничения на использование
частной собственности в таких
формах, как государственная, акционерная
или кооперативная формы собственности.
Тотальный отказ от всех благ нынешней
цивилизации невозможен, а система
жестких запретов, скорее всего, не
даст результатов. Лишь глубинные духовные
и материальные процессы внутри народной
жизни смогут дать реальный выход
из кризиса. Надеяться на безболезненность
подобного рода процессов не приходится,
ибо речь об определенной системе
ограничений, о сознательном подчинении
своей индивидуальности определенной
общественной необходимости, новым
принципам нравственности. Иными
словами необходимо переосмысление
всей системы ценностных ориентаций
и смена жизненных установок,
смещение акцентов со средств жизни,
которыми так долго были заняты люди,
на цели жизни. Может быть, эти великие
испытания и приведут не только к
преображению бытия, но и духовному
преображению. И тогда «глобальная
катастрофа» обернется не гибелью
людей, а восхождением их на новую
ступень.