Пожарная безопасность производств, связанных с обращением горючих газов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Данные типы пожаров являются наиболее сложными в тушении, так как сопровождаются такими опасными факторами пожара как: высокая температура, взрывы, растеканием и загазованностью на значительных площадях. Создаются современные средства тушения, он и основными проблемами являются способы их доставки в очаги пожара, а так же тушение данных пожаров требует большого привлечения, прежде всего личного состава и техники. Наибольшую трудность вызывает тушение в пути следования на ЖД и автотранспорте в отдалении от водоисточников и подразделений пожарной охраны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Основная часть
1. Пожарная безопасность основных производственных процессов предприятий, связанных с использованием горючих газов …………………………..…………………………………..4
2. Технологические установки очистки и осушки газа…………..7
3. Печи огневые нагревательные……………………………..…..10
4. Компрессорные станции……………………………………….12
5. Технологические трубопроводы…………………………..…..15
6. Факельное хозяйство…………………………………………...16
7. Товарно-сырьевые парки…………………………………….…17
8. Предприятия по транспортировке газа………………………..18
9. Кустовые базы и газонаполнительные станции сжиженного газа (КБСГ и ГНС)………………………………………….…..21
10. Резервуарные парки сжиженных газов под давлением………23
11. Насосно-компрессорные отделения по перекачке сжиженных газов……………………………………………………………...26
12. Прием и слив сжиженных газов…………………………….…28
13. Наполнение баллонов и автоцистерн сжиженными газами…30
14. Хранение и перевозка сжиженных газов……………………...33
15. Практическая часть………………………………………….….35
Заключение…………………………………………………………………..…..41
Список литературы…………………………………………………....................42
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

ПБ газов.docx

— 639.77 Кб (Скачать файл)

До начала слива сжиженных газов  из цистерн на сливной эстакаде необходимо закрепить цистерны на рельсовом  пути специальными деревянными или  металлическими, но не дающими искры  башмаками; выставить знаки на железнодорожных  путях, запрещающие проезд, запретить  все огневые работы на расстоянии ближе 100 м от цистерн; заземлить  цистерны, резинотканевые рукава, при  помощи которых производится слив, а также пути в месте нахождения цистерн.

Отсоединение цистерн от заземляющего устройства разрешается только после  окончания слива и установки  заглушек на штуцеры вентилей цистерн.

Слив сжиженных газов из цистерн  в резервуары допустим только после  тщательной проверки правильности открытия и закрытия задвижек, используемых при данной операции.

Категорически запрещается оставлять  без наблюдения цистерну со сливными трубопроводами, резервуары, в которые  принимается сливаемый из цистерн  газ, и работающие во время слива  насосы и компрессоры.

Для присоединения цистерн к  сливоналивным устройствам эстакады должны применяться резинотканевые рукава класса Б (1) по ГОСТ 18698-79, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа и имеющие паспорт завода-изготовителя.

Запрещается подтягивать соединения резинотканевых рукавов, находящихся  под давлением. Отсоединять их разрешается  только после отключения цистерны.

В случае срыва или разрыва рукавов  следует немедленно перекрыть вентили  на цистерне и коммуникациях сливных  устройств, отключить насосно-компрессорное  оборудование и принять меры к  исправлению повреждений.

Удалять остатки газа из резинотканевых рукавов нужно в систему технологических  трубопроводов или продувочные  свечи.

При возникновении огня вблизи железнодорожных  цистерн со сжиженным газом их следует немедленно вывести в  безопасное место; если это сделать  невозможно, то цистерны следует поливать водой для охлаждения.

Сливоналивные эстакады КБСГ и ГНС  должны иметь стационарные установки  орошения дренчерного типа.

Сливоналивные эстакады можно орошать  посредством стационарных лафетных стволов.

 

 

 

 

 

Наполнение  баллонов и автоцистерн сжиженными газами

Отпуск сжиженных газов потребителям с КБСГ и ГНС производится в  баллоны и автоцистерны, специально предназначенные для сжиженных  газов и отвечающие требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под  давлением".

Автоцистерны для перевозки  сжиженных газов до начала эксплуатации должны зарегистрироваться в органах  Госгортехнадзора России.

Наполнение баллонов сжиженным  газом в закрытом помещении наполнительного  отделения разрешается только при  работающей приточно-вытяжной вентиляции.

Не допускается заполнение автоцистерн  и баллонов выше установленной нормы.

При переполнении автоцистерн избыток  газа должен сливаться в незаполненные  резервуары парка КБСГ и ГНС. Избыток  газа из баллонов должен сливаться  в специальные емкости, размещаемые  возле наполнительного отделения. Слив сжиженного газа в открытую тару или производственную канализацию  запрещается.

Не допускается выпускать избыток  газа в атмосферу.

Все наполненные баллоны должны проверяться на герметичность вентиля  и резьбового соединения. Какой-либо ремонт заполненного или недегазированного пустого баллона запрещается.

После проверки вентиля на герметичность  на горловину баллона должен надеваться предохранительный колпак.

Ремонтировать баллоны разрешается  только в специально оборудованном  ремонтном отделении КБСГ и ГНС, размещаемом, как правило, в блоке  вспомогательных помещений.

В ремонтное отделение должны поступать  баллоны, освобожденные от сжиженных  газов и неиспарившихся остатков, тщательно пропаренные, промытые и  только после анализа на отсутствие в них газа.

Проведение пропарки, промывки и  данные анализа должны фиксироваться  в специальном журнале с указанием  номера баллона и даты.

В наполнительных отделениях категорически  запрещается складирование и  хранение наполненных баллонов. Складирование  и хранение наполненных баллонов следует осуществлять на погрузочно-разгрузочных площадках, пристроенных непосредственно  к наполнительному отделению  только у глухих несгораемых стен.

Для тушения пожаров баллононаполнительного отделения необходимо применять автоматическую систему пожаротушения.

При транспортировке сжиженного газа в автоцистернах должны соблюдаться  все требования действующих "Правил автомобильных перевозок".

При наполнении сжиженными газами автоцистерн  нужно внимательно следить за уровнем жидкости. Переполнение цистерн  выше допустимой нормы запрещается. После налива цистерны следует предусматривать  удаление остатков газа из шлангов, а  паровой и жидкой фаз наливных колонок в систему трубопроводов  или на продувочную свечу.

При заполнении цистерны на штуцеры  вентилей должны устанавливаться заглушки и пломбы. Снимать заглушки со сливных  штуцеров разрешается только после  остановки двигателя автоцистерны; включение двигателя разрешается  после отсоединения наливных шлангов  и установки заглушек на штуцеры (не раньше чем через 10 мин после  этих операций).

При наполнении и опорожнении автоцистерны ее двигатель не должен работать. Исключение делается для автомашины, оборудованной  насосом по перекачке сжиженного газа с приводом от двигателя этой автомашины. В этом случае на выхлопной  трубе автомашины необходимо иметь  исправный искрогаситель.

Запрещается использовать автоцистерны для перевозки газа без искрогасителей и с глушителями, не выведенными  вперед под радиатор.

Водитель автоцистерны обязан следить  за давлением газа в цистерне по манометру. При давлении газа в цистерне более 1,6 МПа следует принять меры к ее охлаждению (укрыть в тени от солнечных лучей, поливать холодной водой). Запрещается наполненную сжиженным газом цистерну останавливать возле мест с открытым огнем, а также курить у автоцистерны и в ее кабине. При возникновении огня вблизи автоцистерны ее следует вывезти за пределы опасной зоны, а если это невозможно - поливать цистерну водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хранение  и перевозка сжиженных газов

Максимальная общая вместимость  наполненных баллонов, хранимых на одном складе, не должна превышать 100 м3 сжиженных газов (или 2400 баллонов в пересчете на 50 л).

Температура в закрытых складских  помещениях для баллонов со сжиженными газами не должна превышать 35°С.

При температуре выше 35°С необходимо принимать меры к охлаждению помещения склада сквозным проветриванием (особенно на уровне пола).

Транспортировать контейнеры и  поддоны с баллонами по территории КБСГ следует автопогрузчиками, оборудованными искрогасителями или электрокарами, в закрытых помещениях складов - электрокарами, привод которых выполнен во взрывобезопасном исполнении.

При погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке и хранении баллонов должны приниматься меры, предупреждающие  их падение и повреждение. Снимать  баллоны с автомашины следует  только колпаками вверх.

Перевозить баллоны, как правило, нужно на автомашинах типа "Клетка" или со специальным кузовом, исключающим  возможность падения баллонов и  ударов друг о друга.

Перевозка баллонов на автомашинах  с обычным кузовом допускается  при использовании специальных  устройств (деревянных брусков с  гнездами, резиновых или веревочных колец и т.д.).

У автомашин для перевозки баллонов и автоцистерн выхлопная труба  от двигателя должна выводиться к  их передней части и иметь съемный  искрогаситель, который устанавливается  на выхлопную трубу при въезде автомашин на территорию КБСГ и ГНС.

Погрузка и выгрузка баллонов должны проводиться при выключенном  двигателе автомашины.

Если в составе транспортной службы кустовой базы сжиженных газов  находятся автомобили для перевозки  сжиженного газа в баллонах или автоцистерны, то после окончания рабочей смены их следует устанавливать в специально предусмотренных на территории КБСГ гаражах.

Автомобилям потребителей разрешается  въезд на территорию КБСГ для налива цистерн и погрузки баллонов только при наличии свободного рабочего места у наливных стояков или  погрузочной рампы. Для этих автомобилей  следует предусматривать открытую стоянку за ограждением КБСГ.

При проведении операций по приему, хранению, наполнению и перевозке сжиженных  газов необходимо выполнять требования инструкций, разработанных предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Расчет избыточного давления взрыва для горючих газов, паров  легковоспламеняющихся и горючих  жидкостей 

 
Избыточное давление взрыва дельта Р для индивидуальных горючих веществ, состоящих из атомов С, Н, О, N, CI, Вr, I, F, определяется по формуле 
  
  
     ,  
  
  
    где P_max- максимальное давление взрыва стехиометрической газовоздушной или паровоздушной смеси в замкнутом объеме, определяемое экспериментально При отсутствии данных допускается принимать P_max равным 900 кПа; P_0 - начальное давление, кПа (допускается принимать равным 101 кПа); m- масса горючего газа (ГГ) или паров легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ); Z - коэффициент участия горючего во взрыве, который может быть рассчитан на основе характера распределения газов и паров в объеме помещения согласно приложению..; V_св - свободный объем помещения, м3; ро_г,п - плотность газа или пара при расчетной температуре t_p, кг·м(-3), вычисляемая по формуле  
  
  
     ,  
  
  
    где M - молярная масса, кг·кмоль(-1); V_0 - мольный объем, равный 22,413 м3·кмоль(-1); t_p - расчетная температура, °С. В качестве расчетной температуры следует принимать максимально возможную температуру воздуха в данном помещении в соответствующей климатической зоне или максимально возможную температуру воздуха по технологическому регламенту с учетом возможного повышения температуры в аварийной ситуации. Если такого значения расчетной температуры t_p по каким-либо причинам определить не удается, допускается принимать ее равной 61 °С; С_ст - стехиометрическая концентрация ГГ или паров ЛВЖ и ГЖ, % (об.), вычисляемая по формуле  
  
  
     , 
  
  
    где  - стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания; n_C, n_H, n_O, n_X - число атомов С, Н, О и галоидов в молекуле горючего; K_H- коэффициент, учитывающий негерметичность помещения и неадиабатичность процесса горения. Допускается принимать K_H равным 3. 
  
 

 

 

 

Таблица 1

Вид горючего вещества

Значение Z

Водород

1,0

Горючие газы (кроме водорода)

0,5

Легковоспламеняющиеся и горючие  жидкости, нагретые до температуры  вспышки и выше

0,3

Легковоспламеняющиеся и горючие  жидкости, нагретые ниже температуры  вспышки, при наличии возможности  образования аэрозоля

0,3

Легковоспламеняющиеся и горючие  жидкости, нагретые ниже температуры  вспышки, при отсутствии возможности  образования аэрозоля

0


 

  
Расчет дельтаР для индивидуальных веществ,а также для смесей может быть выполнен по формуле 
  
     , 
    где H_T- теплота сгорания, Дж·кг(-1); ро_В - плотность воздуха до взрыва при начальной температуре Т_0, кг·м(-3); С_р - теплоемкость воздуха, Дж·кг(-1) К(-1) (допускается принимать равной 1,01·10(3) Дж·кг(-1)К(-1)); Т_0 - начальная температура воздуха, К. 
В случае обращения в помещении горючих газов, легковоспламеняющихся или горючих жидкостей при определении значения массы m, допускается учитывать работу аварийной вентиляции, если она обеспечена резервными вентиляторами, автоматическим пуском при превышении предельно допустимой взрывобезопасной концентрации и электроснабжением по первой категории надежности (ПУЭ), при условии расположения устройств для удаления воздуха из помещения в непосредственной близости от места возможной аварии. 
    При этом массу m горючих газов или паров легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, нагретых до температуры вспышки и выше, поступивших в объем помещения, следует разделить на коэффициент K, определяемый по формуле 
  
    K= AT + 1,(5) 
  
    где A - кратность воздухообмена, создаваемого аварийной вентиляцией, с(-1); T- продолжительность поступления горючих газов и паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в объем помещения 
Масса m, кг, поступившего в помещение при расчетной аварии газа определяется по формуле 
  
    m= (V_a+ V_т)ро_г,  
  
    где V_a- объем газа, вышедшего из аппарата, м3; V_т - объем газа, вышедшего из трубопроводов, м3.  
    При этом 
    V_a = 0,01P1V,  
    где P1 - давление в аппарате, кПа; V - объем аппарата, м3; 
  
    V_т = V_1т + V_2т, 
    где V_1т - объем газа, вышедшего из трубопровода до его отключения, м3; V_2т - объем газа, вышедшего из трубопровода после его отключения, м3; 
  
    V_1т = qT, 
    где q - расход газа, определяемый в соответствии с технологическим регламентом в зависимости от давления в трубопроводе, его диаметра, температуры газовой среды и т.д., м3·c(-1); T - время, определяемое по п.7, с; 
  
  
     ,  
    где P2 - максимальное давление в трубопроводе по технологическому регламенту, кПа; r- внутренний радиус трубопроводов, м; L - длина трубопроводов от аварийного аппарата до задвижек, м. 
Масса паров жидкости m, поступивших в помещение при наличии нескольких источников испарения (поверхность разлитой жидкости, поверхность со свеженанесенным составом, открытые емкости и т.п.), определяется из выражения 
    m= m_p + m_вмк + m_св.окр,  
  
    где m_p- масса жидкости, испарившейся с поверхности разлива, кг; m_вмк - масса жидкости, испарившейся с поверхностей открытых емкостей, кг; m_св.окр - масса жидкости, испарившейся с поверхностей, на которые нанесен применяемый состав, кг. 
    При этом каждое из слагаемых определяется по формуле 
  
    M= W(F_и)T,(12) 
  
    где W - интенсивность испарения, кг·с(-1)м(-2); F_и - площадь испарения, м2, определяемая в зависимости от массы жидкости m_п, вышедшей в помещение. 
    Если аварийная ситуация связана с возможным поступлением жидкости в распыленном состоянии, то она должна быть учтена введением дополнительного слагаемого, учитывающего общую массу поступившей жидкости от распыляющих устройств, исходя из продолжительности их работ. 
 
    Интенсивность испарения W определяется по справочным и экспериментальным данным. Для не нагретых выше температуры окружающей среды ЛВЖ при отсутствии данных допускается рассчитывать W по формуле 
  
     ,  
  
  
    где эта - коэффициент, принимаемый по табл.3 в зависимости от скорости и температуры воздушного потока над поверхностью испарения; Р_н - давление насыщенного пара при расчетной температуре жидкости t_p, определяемое посправочным данным в соответствии с требованиями п.3, кПа.

Информация о работе Пожарная безопасность производств, связанных с обращением горючих газов