1.Боевое развертывание -
действия личного состава по приведению
прибывших к месту вызова пожарных машин
в состояние готовности к выполнению боевых
задач по тушению пожаров. Боевое развертывание
включает в себя следующие этапы:
- подготовку к боевому
развертыванию; - предварительное боевое
развертывание; - полное боевое развертывание.
Выполнение того или иного
этапа зависит от полноты сведений
об обстановки на пожаре и
решающего направления в действиях
подразделений. Принятый этап
боевого развертывания должен
соответствовать результатам оценки
обстановки на пожаре на данный
момент времени и выполняться
рациональным и экономичным способом.
Полное боевое развертывание
предусматривает прокладку рукавных
линий для подачи огнетушащего
средства к месту пожара и
выхода ствольщиков на боевые
позиции. Каждый этап боевого
развертывания регламентирован
БУПО. Максимальная численность
боевых расчетов составляет: на
автоцистернах 5 – 6 человек, на
автонасосах 7 – 9 человек, однако
численность боевых расчетов
бывает значительно меньше. Учитывая,
что тактико-технические данные
пожарных автомобилей значительно
шире физических возможностей
боевых расчетов, а уровень механизации
трудоемких работ, связанных с
боевым развертыванием подразделений,
недостаточный, в гарнизонах применяют
различные приемы боевого использования
основных пожарных автомобилей
и взаимодействия между номерами
боевых расчетов в отделениях
и между ними. Поскольку процесс
тушения пожара в зависимости
от сложившейся обстановки и
имеющихся в наличии сил и
средств может быть осуществлен
в один или несколько этапов,
ему должны сопутствовать одна
или несколько вполне законченных
и четких операций по боевому
развертыванию отделения. Поэтому
руководитель тушения пожара, отдавая
приказание на боевое развертывание,
должен правильно расставить
сил и средства с учетом
объема предстоящей работы и
времени, необходимого на выполнение
той или иной операции. Боевое
развертывание на пожарных автоцистернах
и автонасосах (насосно-рукавных
автомобилях) осуществляется в
соответствии со статьями 26-28 БУПО.
При этом боевое развертывание
от первой прибывшей на место пожара
автоцистерны осуществляется с подачей
первого ствола на решающем направлении.
Боевое развертывание на других пожарных
машинах проводится согласно инструкциям
по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям)
по тушению пожаров (ст.25 БУПО).
2.Этапы боевого развертывания:
Подготовка к боевому
развертыванию - проводится непосредственно
по прибытии к месту вызова (пожара).
При этом выполняются следующие
действия:
- установка пожарного
автомобиля на водоисточник и приведение
пожарного насоса в рабочее состояние;
- открепление необходимого
пожарно-технического вооружения;
- присоединение рукавной
линии со стволом к напорному
патрубку насоса, если иное не
установлено РТП. Другие подготовительные
действия осуществляются по указанию
начальника караула и РТП (ст.26
БУПО).
Предварительное боевое развертывание - на месте вызова (пожара) проводят в
случаях, когда очевидна дальнейшая организация
боевых действий или получено указание
РТП. При предварительном боевом развертывании:
- выполняют действия, предусмотренные
подготовкой к боевому развертыванию;
- прокладывают магистральные
рукавные линии;
- устанавливают разветвления,
возле которых размещают рукава
и стволы для прокладки рабочих
линий, другое необходимое пожарно-техническое
вооружение (ст. 27 БУПО). Полное боевое
развертывание - на месте вызова (пожара)
проводят по указанию РТП, а также в случаях
очевидной необходимости подачи огнетушащих
веществ. При полном боевом развертывании:
- выполняют действия, предусмотренные
предварительным боевым развертыванием;
- определяют боевые позиции ствольщиков,
к которым прокладывают рабочие рукавные
линии; - заполняют огнетушащими веществами
магистральные и рабочие (при наличии
перекрывных стволов) рукавные линии (ст.
28 БУПО). Схема: полного боевого развертывания.
При боевом развертывании и последующих
боевых действиях для обеспечения безопасности
участников тушения пожара, возможности
маневра прибывающей пожарной техники,
установки резервной пожарной техники
могут быть проведены необходимые действия
по эвакуации транспортных средств, ограничению
или запрещению доступа посторонних лиц
к месту пожара, а также движения транспорта
на прилегающей к нему территории. До прибытия
соответствующих служб органов внутренних
дел эти действия могут выполняться личным
составом в порядке, определяемом РТП
(ст.29 БУПО).
На осуществление боевого развертывания,
т.е. на этап введения сил и средств
на тушение пожара, воздействует много
факторов: - удаленность водоисточников;
- низкие внешние температуры; - сильный
ветер; - снегопад и др. условия усложняющие
этот этап боевых действий. Например, при
недостатке воды руководитель подразделения,
должен выбрать оптимальную схему подачи
огнетушащего средства, позволяющую подавать
огнетушащее средство в основном на решающем
направлении, применять перекрывные стволы,
постоянно вести разведку водоисточников,
использовать схемы подачи воды с помощью
перекачки или подвоза ее. При подаче огнетушащих
средств в условиях низких температур
магистральные и рабочие линии необходимо
прокладывать с использованием рукавов
диаметром 66 или 77мм, применять стволы
«А» или лафетные, обеспечивать непрерывную
подачу, утеплять разветвление или устанавливать
его внутри зданий, при замене рукавов
не прекращая подачу воды, уменьшать давление
на насосе, не применять перекрывных стволов.
При прокладке рукавных линий на высоты
необходимо избегать их прокладку по пожарным
лестницам или прокладывать рукавные
линии вблизи к лестницам во избежания
их обливания водой. Основные схемы боевого
использования пожарных автомобилей при
подаче воды.
3.При прокладке рукавных
линий необходимо: выбирать кратчайшие,
наиболее удобные пути к позициям ствольщиков,
не загромождая путей эвакуации людей
и имущества;
- обеспечивать их сохранность
и защиту от повреждений, в
том числе путем установки
рукавных мостиков и использования
рукавных задержек;
- устанавливать разветвления
вне проезжей части дорог;
- создавать запас пожарных
рукавов для использования на
решающем направлении боевых
действий. Прокладку рукавных линий
с использованием рукавного автомобиля
необходимо проводить в соответствии
с инструкцией по его эксплуатации
(ст. 30 БУПО). В целях обеспечения
мер безопасности при боевом
развертывании оперативными должностными
лицами обеспечивается: · выбор
наиболее безопасных и кратчайших
путей прокладки рукавных линий,
переноса инструмента и инвентаря;
· установка пожарных автомобилей
и оборудования на безопасном
расстоянии от места пожара
так, чтобы они не препятствовали
расстановке прибывающих сил
и средств. От недостроенных
зданий и сооружений, а так
же от других объектов, которые
могут обрушиться на пожаре, пожарные
автомобили устанавливают на
расстоянии, равным не менее высоты
этих объектов; · остановка при
необходимости всех видов транспорта
(остановка железнодорожного транспорта
согласуется в установленном
порядке); · установка единых сигналов
об опасности и извещение о них
всего личного состава подразделений
ГПС, работающего на пожаре; · вывод личного
состава подразделений ГПС в безопасное
место при явной угрозе взрыва, отравления,
радиоактивного облучения, обрушения,
вскипания и т.д.; · организация постов
безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного
полотна, для наблюдения за движением
составов и своевременным оповещением
личного состава подразделений ГПС об
их приближении, в случае прокладки рукавных
линий под железнодрожными путями. При
проведении боевого развертывания запрещается:
· начинать его проведение до полной остановки
пожарного автомобиля; · использовать
для освещения колодцев пожарных гидрантов,
газо – и теплокоммуникаций открытый
огонь; · спускаться в колодцы газо- и тепло-,
техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной
веревки; · одевать на себя лямку присоединенного
к рукавной линии · пожарного ствола при
подъеме на высоту и при работе на высоте;
находиться под грузом при его подъеме
или спуске на спасательных веревках (инструмент,
ПТВ, и др.); · переносить механизированный
и электрифицированный инструмент в работающем
состоянии,обращенный рабочими поверхностями
(режущими, колющими и т. п.) по ходу движения,
а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
· поднимать на высоту рукавную линию,
заполненную водой; · подавать воду в незакрепленные
рукава до выхода ствольщиков на исходные
позиции или подъема на высоту (вертикальные
рукавные линии должны крепиться из расчета
не менее одной рукавной задержки на каждый
рукав); · подавать воду в рукавные линии
следует постепенно, повышая давление,
чтобы избежать падения ствольщиков и
разрыва рукавов.
Подача огнетушащих средств разрешается
только по приказанию оперативных должностных
лиц на пожаре или непосредственных начальников.
При использовании пожарного гидранта
его крышку открывают специальным крючком
или ломом. При этом следят за тем, чтобы
крышка не упала на ноги. При прокладке
рукавной линии с рукавного и насосно-рукавного
пожарного автомобилей (АР, АНР) водитель
должен контролировать скорость движения
(не более 10 км/час), а пожарный следить
за исправностью световой и звуковой сигнализации,
надежно фиксировать двери отсеков АР,
АНР. При наматывании рукавов на рукавную
катушку, он должен держать за поручни
барабана, не допуская повреждения рук,
следить за надежной фиксацией рукавной
катушки. При использовании пневмоситемы
подъемного механизма укладки рукавов
АР необходимо обеспечивать давление
в тормозной системе не менее 0,55 Мпа. При
погрузке скаток рукавов в АР запрещается
превышать предел грузоподъемности (100
кг) подъемного механизма (не более 2-х
скаток рукавов). При перевозке использованных
рукавов на крыше АР, ограждающие приспособления
(деревянные трапы и поручни) должны быть
надежно закреплены в поднятом положении.
В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании
прокладка рукавных линий личным составом
подразделений ГПС осуществляется перебежками,
используя имеющиеся укрытия (канавы,
стены, обваловки и т.д.). Ручные пожарные
лестницы должны устанавливаться так,
чтобы они не могли быть отрезаны огнем
или не оказались в зоне горения при развитии
пожара. При перестановке ручных пожарных
лестниц следует предупреждать об этом
поднявшихся по ним для работы на высотах,
указать новое место их установки, или
другие пути спуска. Запрещается устанавливать
пожарные автомобили поперек проезжей
части дороги. Остановка на проезжей части
улицы, дороги при создании помех для движения
транспортных средств допускается только
по приказу оперативных должностных лиц,
или начальника караула. При этом на пожарном
автомобиле должна быть включена аварийная
световая сигнализация. Для безопасности
в ночное время стоящий пожарный автомобиль
освещают бортовыми, габаритными или стояночными
огнями.