Права и обязанности граждан в условиях Чрезвычайной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

Файлы: 1 файл

бжд реферат.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и  аварии с многочисленными человеческими  жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.

Человечество ежедневно  сталкивается со множеством суровых  природных явлений. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем  современности. Умелые действия по спасению людей, оказание им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить чи погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьши материальные потери. В связи с этим актуальной становятся проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

 

Чрезвычайная  ситуация (ЧС) – обстановка, сложившаяся на данной территории (на объекте, у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлёк за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей.

Конституция страны декларирует  права и обязанности граждан, которые гарантируют их безопасность. Личная безопасность граждан неотделима от обеспечения общественной, государственной и национальной. Для этого предусмотрены специальные государственные структуры, которые призваны решать проблемы безопасности.

     В соответствии с Законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» граждане страны имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

• использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться  в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

• обращаться лично, а  также направлять в государственные  органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения  по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

• участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;

• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу  вследствие ЧС;

• на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

• на бесплатное государственное  социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

• на пенсионное обеспечение  по случаю потери кормильца, погибшего  или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

 

   Граждане обязаны:

• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты , субъектов в области защиты населения и территорий от ЧС:

• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

• изучать основные способы  защиты населения и территорий от ЧС, приемы первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования  коллективными и индивидуальными  средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

• выполнять установленные  правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

• при необходимости  оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Защита населения  и территорий в ЧС

 

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации ЧС

 

В соответствии с законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

- признание факта невозможности  исключить риск возникновения  ЧС;

- соблюдение принципа превентивной  безопасности, предусматривающего  снижение вероятности возникновения  ,ЧС;

- приоритет профилактической работе;

- комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

- построение системы на правовой  основе с разграничением прав  и обязанностей участников.

 

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).

 

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС. (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают  в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Например, экологическая безопасность возложена на Министерство природных  ресурсов; наблюдение и контроль за стихийными явлениями — на Росгидромет; контроль обстановки на потенциально опасных объектах.

 

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайны ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:

-силы и средства наблюдения и контроля;

-силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль природной среды, опасных объектов, здоровья людям.

 

 Организация работы комиссии по ЧС объекта

Режим деятельности КЧС. Деятельность КЧС( по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС)

Режим повседневной деятельности —  функционирование системы в мирное время при нормальной производствен. но-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий — это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных 8 экологических бедствий.

В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие  угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению  планов их действий.

При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления  причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации  ликвидации чрезвычайной ситуации в  случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной  группы (ОГ) определяют зашла временно, в нее входят руководитель ОГ —  заместите председателя комиссии (главный  инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начала противопожарной службы, заместитель начальника ото ГО и ЧС.  

Основные задачи подготовки, в том числе и в  военное время, следующие:

-обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;

- обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;

- практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других работ (ДНР) и методов их проведения.

Подготовка специальных  невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего става, специалистов, командно-начальствующего и лично состава формирований осуществляется на занятиях, КЧС, штабных тренировках, командно- штаба учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках). Подготовка персонала объекта, не входящего в состав снов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы.

 

 

 

 Осуществление  мероприятий по защите персонала  объекта при угрозе и возникновении ЧС

 

Мероприятия по защите персонала. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Комиссия по ЧС с момента  получения данных об угрозе возникновения  ЧС должна:

-обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки;

- принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

-выбрать мероприятия и осуществить их в последотельности, определяемой обстановкой.

Осуществление мероприятий  по защите персонала проекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможно- ущерба от них комиссия проводит на основе Плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносят уточная с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

- розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуацию (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (опасных мест);

- оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;

- локализацию очага поражения, ликвидацию пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся до полного  их завершения. При необходимости  председатель КЧС (руководитель работ  на участке) организует смену и отдых  личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.

Председатель КЧС объекта  осуществляет общее руководство  формированиями и проведением мероприятий  структурных подразделениях с пункта управления объем или непосредственно  на участках работ.

В этом случае руководит  работой комиссии в пункт управления заместитель председателя комиссии — начальник отдела ГО и ЧС.

При необходимости и  наличии возможности непосредственно  в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

Связь является основным средством, обеспечивающие управление службами, формированиями и структурны подразделениями объекта. Она осуществляется в соответствие с решением председателя КЧС и указаниями начала, отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по вышестоящих КЧС.

Ответственность за организацию  связи и оповещу, несет начальник отдела, а непосредственно организует объекта.

-обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

- создание условий для нормальной деятельности пред приятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;

- организацию учета и распределения материальной помощи;

- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- проведение работы среди населения по снижению п следствий психического воздействия ЧС, ликвидации состояний;

- расселение эвакуируемого населения в безопасно районах, обеспечение продовольствием, предметами пер вой необходимости, медицинской помощью.

О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее окончательных результатах  в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и органы управления ГО и ЧС

Информация о работе Права и обязанности граждан в условиях Чрезвычайной ситуации