Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:16, реферат
Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.
Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.
Введение.......................................................................................................................................... 3
Основная часть..............................................................…………………………………………………….4-11
Заключение................................................................................................................................... 12
Список использованной литературы......................................................................................... 13
ГБОУ ВПО «Нижегородская
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра мобилизационной подготовки и экстремальной медицины
Реферат
на тему:
«Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в РФ»
г. Нижний Новгород
2012г.
Содержание:...................
Введение......................
Основная часть................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Наука о безопасности жизнедеятельности
исследует мир опасностей, действующих
в среде обитания человека, разрабатывает
системы и методы защиты человека
от опасностей. В современном понимании
безопасность жизнедеятельности изучает
опасности производственной, бытовой
и городской среды как в условиях
повседневной жизни, так и при возникновении
чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного происхождения.
Основой законодательного обеспечения
безопасности является основной закон
государства – Конституция Российской
Федерации.
В конституции Российской Федерации базовой
статьей является статья 37: "труд свободен".
Каждый имеет право распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать вид деятельности;
запрет принудительного труда.
Каждый имеет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности
и гигиены…"
Ст.41 Конституции Российской Федерации
провозглашает: утверждение права каждого
на охрану здоровья и медицинскую помощь;
"Сокрытие должностными лицами фактов
и обстоятельств, создающих угрозу для
жизни, здоровья людей влечет за собой
ответственность в соответствии с федеральным
законом".
В Трудовом кодексе Российской Федерации
устанавливаются права и обязанности
работодателей и работников в отношении
охраны труда; оговариваются ограничения
к труду в особо тяжелых условиях некоторых
групп населения (беременных женщин и
т.д.).
Основная часть
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативно-правовая база обеспечения
безопасности жизнедеятельности населения
и защиты территорий регламентирует
обязанности и права государственных
органов, общественных организаций, должностных
лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует
устройство и назначение специальных
органов управления в области защиты от
ЧС, определяет
ответственность всех уровней власти
и граждан. Она направлена на то, чтобы
каждый гражданин страны знал основные
положения законодательства и был защищен
им, чтобы его жизненная позиция, повседневное
поведение строго соответствовали правовым
предписаниям.
«Человек охватил своей жизнью,
своей культурой всю верхнюю оболочку
планеты, всю биосферу, - писал русский
ученый Вернадский, - биосфера переходит
в новое эволюционное состояние – ноосферу,
перерабатывается научной мыслью социального
человечества … через организованный
человеческий труд». Жизнь человечества
стала единой, связь и транспорт охватили
всю планету. В эпоху ноосферы человек
уже может и должен «мыслить и действовать
в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи, государства, но и в планетном
аспекте». В этих словах заложен активный
оптимизм, вера в разумное регулирование
отношений человека и природы. Этот оптимизм
должен быть закреплен и правовыми нормами.
Ибо только право является тем барьером,
который ограничивает беззаконие и произвол
как властных и хозяйствующих структур,
так и отдельных граждан.
Нормативно-правовая база в области
защиты населения и территорий от ЧС активно
разрабатывалась в последнее десятилетие
с учетом требований мировых стандартов
и четко вписывается в общее законодательное
поле государства. Однако, как показывает
практика, реальная жизнь часто опережает
законодательные инициативы. Поэтому
проблемы законодательного обеспечения
безопасных условий жизнедеятельности
в ряде случаев требуют своего решения.
В частности, проблемы ядерной и экологической
безопасности, рационального использования
природных ресурсов и многие другие.
Особое место занимают законодательные
инициативы, связанные с обеспечением
безопасности жизнедеятельности в условиях
природных и техногенных ЧС. Анализ показывает
их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря
2001 года на территории РФ произошло 64 ЧС,
в которых пострадало 152 человека, из них
81 погиб. Такое положение дел не вызывает
оптимизма и требует своего решения во
всех властных структурах: и законодательных,
и исполнительных.
Одним из важнейших принципов обеспечения
безопасных условий жизнедеятельности
является строгое соблюдение законности.
Только опираясь на твердое и глубокое
знание законов РФ, иных правовых актов,
современный руководитель может добиться
высокой организованности, создать и обеспечить
безопасные условия жизнедеятельности
для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью
и обществом, руководителем и коллективом
в этом случае выступает право, т.е. государственная
воля, выраженная в системе общеобязательных
норм (правил поведения), установленных
или санкционированных государственными
органами и охраняемых от нарушений, при
необходимости, государственным принуждением.
Правовой основой
законодательства в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности является
Конституция – Основной закон государства.
Законы и иные правовые акты, принимаемые
в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом
Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности являются:
Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
№ 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.
Настоящий закон определяет общие для
РФ организационно-правовые нормы в области
защиты граждан РФ, иностранных граждан
и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ, всего земельного, водного,
воздушного пространства в пределах РФ
или его части, объектов производственного
и социального назначения, а также окружающей
природной среды от ЧС природного и техногенного
характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне»
№ 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон определяет
задачи в области гражданской обороны
и правовые основы их осуществления, полномочия
органов государственной власти РФ, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления, организаций
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а также силы
и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства
Органами законодательной и исполнительной
власти принят еще ряд важных правовых
актов в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности. На уровне субъектов
РФ приняты правовые акты в развитие федеральных
законов применительно к условиям данного
региона. На данный момент они приведены
в соответствие с федеральным законодательством.
Основной проблемой в обосновании правового
регулирования безопасности жизнедеятельности
является унификация первых вышеуказанных
законов.
Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности
Экологическая безопасность.
Обеспечение экологической
безопасности на территории РФ, формирование
и укрепление экологического правопорядка
основаны на действии с марта 1992 г. Федерального
закона «Об охране окружающей природной
среды» в комплексе с мерами организационного,
правового, экономического и воспитательного
воздействия. Закон содержит свод правил
охраны окружающей природной среды в новых
условиях хо зяйственного развития и регулирует
природоохранительные отношения в сфере
всей природной среды, не выделяя ее отдельные
объекты, охране которых посвящено специальное
законодательство.
Задачами природоохранительного
законодательства являются: охрана природной
среды (а через нее и здоровья человека);
предупреждение вредного воздействия
хозяйственной или иной деятельности;
оздоровление окружающей природной среды,
улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются
через три группы норм:
К нормативам качества
окружающей природной среды относятся
предельно допустимые нормы воздействия
(химического, физического, биологического):
ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного
воздействия, нормы остаточных химических
веществ в продуктах питания и др. Нормативы
утверждаются специально уполномоченными
органами государства (Госсанэпиднадзор)
и обязательны для всех хозяйствующих
субъектов.
Экологические требования предъявляются
всем хозяйствующим субъектам независимо
от форм собственности и подчиненности,
гражданам РФ. Органы охраны окружающей
среды и санэпиднадзора имеют право экологического
контроля и наложения запрета деятельности
на всех стадиях – проектирования, размещения,
строительства, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации объектов. Закон гарантирует
право граждан на здоровую и благополучную
природную среду, закрепляет полномочия
граждан и общественных экологических
объединений по охране окружающей природной
среды: требовать представления экологической
информации, назначения экологической
экспертизы, обращаться в административные
и судебные органы с заявлением о приостановлении
или прекращении деятельности экологически
вредных объектов, обращаться с исками
о возмещении вреда, причиненного здоровью
и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается
в сочетании экономических методов хозяйствования
с административно-правовыми мерами обеспечения
качества окружающей природной среды.
Экономический механизм охраны окружающей
среды предполагает финансирование, кредитование,
льготы при внедрении экологически чистых
технологий, при начислении налогов. С
другой стороны, он осуществляется через
изъятие части денежного дохода в качестве
платы за пользование ресурсами, налога
на экологически вредную продукцию или
продукцию, выпускаемую с применением
экологически опасных технологий. Административно-правовое
воздействие реализуется через экологическую
экспертизу, экологический контроль, меры
административно-правового пресечения
вредной деятельности, ответственность
за экологические правонарушения. Финансирование
и осуществление хозяйственных проектов
производится только после положительного
заключения экологической экспертизы.
В случае несоблюдения экологических
требований закон предусматривает приостановление
деятельности и одновременное прекращение
финансирования со стороны кредитно-финансовых
учреждений.
Система экологического
контроля состоит из государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей
природной среды (мониторинг), государственного,
производственного, общественного контроля
(Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз
в части мониторинга загрязнения почв,
Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству,
Комитет по геологии, Федеральный надзор
России по ядерной и радиационной безопасности).
Государственные стандарты являются
основными нормативно-техническими документами,
устанавливающими общие требования к
конкретным видам природопользования.
Они дают признаки и методики определения
степени воздействия на окружающую среду
различных загрязнителей. Так, система
стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00
устанавливает требования к природопользователям
элементов биосферы (атмосферы, гидросферы,
почвы).
Проблема охраны окружающей
среды, непосредственно связанная с обеспечением
безопасности жизнедеятельности, имеет
глобальный характер. Декларация Стокгольмской
конференции ООН (1972 г.) провозгласила
право человека на жизнь в благоприятной
среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро
единодушно приняла Декларацию по окружающей
среде и развитию, провозгласившую цель
– установить новое, справедливое глобальное
партнерство для сохранения, защиты и
восстановления здорового состояния и
целостности экосистемы Земли.
Охрана
труда.
Основы законодательства
РФ об охране труда, как составной части
обеспечения безопасных условий жизнедеятельности
гражданина, обеспечивают единый порядок
регулирования отношений в области охраны
труда между работодателями и работниками
на предприятиях, в учреждениях и организациях
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и ведомственной
подчиненности. Основы законодательства
устанавливают гарантии осуществления
права на охрану труда и направлены на
создание условий труда, отвечающих требованиям
сохранения жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности и в
связи с ней.
Законодательство РФ об охране
труда состоит из соответствующих норм
Конституции РФ, требований Федерального
закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс
Российской Федерации» (вступил в силу
с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии
с ними законодательных и иных нормативных
актов.
Раздел 10 «Охрана труда» определяет
основные понятия, требования по охране
труда, организацию и обеспечение прав
работников на охрану труда. В ст.211 прямо
указано: «Государственными нормативными
требованиями охраны труда … устанавливаются
правила, процедуры и критерии, направленные
на сохранение жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности».
В 1994 г. была создана межведомственная
комиссия на уровне заместителей министров
и ведомств РФ для координации деятельности,
привлечения компетентных организаций,
ученых и специалистов в целях реализации
Основ законодательства РФ об охране труда.
На федеральном уровне установлено, что
в РФ действует система правовых
актов, содержащих единые нормативные
требования по охране труда, которые должны
соблюдаться федеральными органами исполнительной
власти, предприятиями, учреждениями и
организациями всех форм собственности
при проектировании и эксплуатации объектов,
конструировании машин, механизмов и оборудования,
разработке технологических процессов,
организации производства и труда. В нее
входят:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- система стандартов безопасности труда
(ССБТ);
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
- санитарные правила СП;
- гигиенические нормативы ГН;
- правила безопасности ПБ;
- инструкции по безопасности ИБ;
- правила по охране труда отраслевые ПОТО;
- типовые отраслевые инструкции по охране
труда ТОИ.
Предприятия, учреждения и организации
разрабатывают и утверждают стандарты
предприятия системы ССБТ, инструкции
по охране труда для работников и на отдельные
виды работ (ИОТ) на основе государственных
правовых актов.
ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов,
направленных на обеспечение безопасности
труда, сохранения здоровья и работоспособности
человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы
по видам опасных и вредных производственных
факторов:
- к производственному оборудованию;
- к производственным процессам;
- к средствам защиты работающих.
Система стандартов безопасности
труда ССБТ насчитывает несколько сот
государственных и отраслевых стандартов.
На основе ССБТ создаются новые безопасные
техника и технологии, планируются и осуществляются
мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических
условий труда на рабочих местах, осуществляется
контроль состояния условий и охраны труда.
Ответственность за состояние
условий и охраны труда на предприятии
возлагается на работодателя. В обязанности
последнего входит обеспечение безопасности
оборудования, технологических процессов
и применяемых сырья и материалов, выполнение
требований законодательства и нормативных
актов, в частности организация медицинских
осмотров при поступлении на работу и
периодических осмотров в процессе работы.
В целом, как показывает практика,
законодательная база на федеральном
уровне отвечает требованиям обеспечения
безопасности жизнедеятельности, а несчастные
случаи на производстве являются следствием,
как правило, грубого нарушения требований
безопасности.
Информация о работе Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в РФ