Правовой аспект урегулирования религиозного экстремизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

В современном мире проблема религиозного экстремизма одна из наиболее острых и обсуждаемых в СМИ. Религиозный экстремизм выступает крайней формой социального деструктивного действия, создает угрозу безопасности государства, основам стабильного развития общества. Идеология экстремизма ведет к искажению мировоззрения личности и серьезным психическим аномалиям. В большинстве случаев под внешним фактором религиозного экстремизма скрываются политический экстремизм и международный терроризм. Религиозный экстремизм проявляет себя и как орудие подрывной деятельности в тайной политической борьбе стран и цивилизаций. В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Понятие, признаки экстремизма и сущность его религиозности……3
3. Религиозный экстремизм в России………………………………….….6
4. Правовой аспект урегулирования религиозного экстремизма в России…………………………………………………………………….….9
5. Заключение………………………………………………………………13
6. Список используемых источников…………………………………….14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………..2

2. Понятие, признаки экстремизма и сущность его религиозности……3

3. Религиозный экстремизм  в России………………………………….….6

4. Правовой аспект урегулирования  религиозного экстремизма в России…………………………………………………………………….….9

5. Заключение………………………………………………………………13

6. Список используемых  источников…………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире проблема религиозного экстремизма одна из наиболее острых и обсуждаемых в СМИ. Религиозный экстремизм выступает крайней формой социального деструктивного действия, создает угрозу безопасности государства, основам стабильного развития общества. Идеология экстремизма ведет к искажению мировоззрения личности и серьезным психическим аномалиям. В большинстве случаев под внешним фактором религиозного экстремизма скрываются политический экстремизм и международный терроризм. Религиозный экстремизм проявляет себя и как орудие подрывной деятельности в тайной политической борьбе стран и цивилизаций. В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Результаты анализа современной практики правоохранительных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму показывают устойчивый рост активности ряда религиозных экстремистских организаций по всему миру.

Если религиозному экстремизму не оказывать должного противодействия, он может привести к разрушению социального порядка и даже гибели государства.

 

1. Понятие, признаки экстремизма  и сущность его религиозности.

 

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность  личности, далекую от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жесткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» – это всегда субъективный и политический вопрос.

Основные признаки экстремизма:

1. публичные призывы к установлению в России диктатуры, то есть строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан России;

2. публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя или к захвату власти;

3. создание вооруженных формирований;

4. разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам;

5. представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии;

6. публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и политики.1

В последнее время термин «религиозный экстремизм» употребляется все шире, под ним понимается агрессия, исходимая от религии. Однако этот термин концептуально противоречив: религия по своей сути не может нести агрессию. Следовательно, к религии примешивается некое иное содержание, с которым связана агрессия. Но нельзя отрицать, что этот экстремизм активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии. Отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным. Не менее очевидно, что так называемый «религиозный экстремизм» не может быть чисто религиозным. В любом случае в его состав входят социально-политические и экономические составляющие.2 

Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Как показывает мировая практика, конфликты, в основе которых лежат религиозные мотивы и убеждения, характеризуются особой активностью протекания и острым неприятием противоборствующей стороны. Следовательно, проявления религиозного экстремизма возникают там, где сталкиваются интересы субъектов, противостоящих друг другу в идеологическом и мировоззренческом плане.

Среди причин, являющихся в определенном смысле катализатором религиозных экстремистских проявлений в России, на наш взгляд, можно выделить внешние и внутренние детерминанты.

К внешним факторам проявления религиозного экстремизма в современном российском обществе следует отнести:

- социально-экономический  кризис;

- ослабление государственной  власти и отсутствие опыта  цивилизованной политической борьбы;

- террористическую активность  отдельных групп и организаций;

- религиозную неграмотность  населения;

- обострение национальных  проблем;

- неоднородность конфессиональной  структуры населения Российской  Федерации;

- несовершенство антиэкстремистского законодательства;

- нарушения прав религиозных  и этнических меньшинств;

- рост псевдорелигиозных культов;

- отсутствие контроля  со стороны государственных структур  за деятельностью неорелигиозных течений и неопределенность места и роли правоохранительных органов в системе мер по противодействию религиозному экстремизму.

В свою очередь, внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение религиозного экстремизма в России, по нашему мнению, являются:

- конфессиональные противоречия;

- политическая амбициозность отдельных религиозных лидеров;

- отсутствие межрелигиозного (межконфессионального) диалога.3

Тенденции роста и распространения религиозного экстремизма, кроме всего прочего, обусловливаются наличием и возникновением целого ряда дополнительных факторов исторического, этнического и религиозного характера.

 

 

 

2. Проявления религиозного  экстремизма в России.

 

Количество религиозных организаций различных конфессиональных направлений в России неуклонно растет. Основной и непосредственной причиной развития терроризма в России следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза.

В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках «исламизма», или «политического ислама»), которые, во имя чистоты веры, как они ее понимают, выступают против т.н. традиционного российского ислама, как он сложился в нашей стране на протяжении столетий.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии. Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман. 

Наглядным примером проявления деятельности исламистской организации на территории России может служить следующее: на протяжении ряда лет на территории Республики Татарстан и некоторых других субъектов РФ осуществляло деятельность международное религиозное объединение «Нурджулар», которое было основано в Турции после Первой мировой войны муллой Саидом Нурси, проповедовавшим крайне радикальные взгляды. 

«Нурджулар» является многоуровневой, четко структурированной организацией. Одним из главных направлений ее деятельности являются внедрение и продвижение своих адептов в органы власти и управления как в Турции, так и в России и других странах СНГ. Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде в различных странах исламских и пантюркистских идей путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Так, в России было открыто более 20 учебных заведений.

 Общая направленность воспитания и общения в них, учитывая их ярко выраженную антироссийскую направленность, преследует цель создания протурецки настроенной прослойки российского общества. Последователи «Нурджулар» осуществляют на территории России издание, перевод и распространение книг С. Нурси, которые содержат информацию, направленную на возбуждение религиозной розни (между верующими и неверующими людьми), а также информацию, обосновывающую и оправдывающую необходимость распространения указанных утверждений и заявлений.4

Признание в судебном порядке книг С. Нурси экстремистской литературой (судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда 18 сентября 2007 г. решение Коптевского районного суда г. Москвы оставлено без изменения) явилось одним из оснований для обращения Генерального прокурора РФ в Верховный Суд РФ с заявлением о признании международного религиозного общества «Нурджулар» экстремистским и о запрете его деятельности на территории России. Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2008 г.5 требования Генерального прокурора РФ удовлетворены на основании требований ч.2 ст.9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Суд пришел к выводу, что деятельность структурных подразделений «Нурджулар» на территории Российской Федерации угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе, территориальной целостности государства.

Другой исламистской группировкой в России является «Джамаат», действовавшей на территории Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик с начала 90-х годов. Основной целью «Джамаата» являлся захват власти и организация на Северном Кавказе исламского государства — халифата, в том числе с применением вооруженных методов. Помимо попытки вооруженного переворота доказано также организация ими терактов в Ставропольском крае, унесших жизни десятков невинных граждан. 6

В то же время, вопреки сложившемуся стереотипу, не следует сводить проявления экстремизма исключительно к деятельности мусульманских организаций. Негативный резонанс в обществе вызывает деятельность разного рода псевдорелигиозных организаций, некоторых последователей неоязычества, оккультизма, сатанизма и других группировок, которые не всегда афишируют и раскрывают свою деятельность. Известно, что в находящихся под их влиянием общинах насаждается религиозный фанатизм, совершаются изуверские обряды, акты вандализма, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов. Зачастую религиозный экстремизм напрямую связывают с сектантством.

Элементы религиозного экстремизма имеют определенное распространение и в среде православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде «теории заговора», религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства. Так, например, существуют религиозные группы, призывающие верующих к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

 

 

 

3. Правовой аспект урегулирования проблемы религиозного экстремизма в России

 

25 июля 2002 г. Государственная  Дума приняла федеральный закон "О противодействии экстремистской  деятельности", устанавливающие  новые признаки этой деятельности.

Ныне действующий закон рассматривает как проявления экстремизма различные общественно опасные действия, которые и ранее квалифицировались как тяжкие преступления: попытки насильственного свержения власти, терроризм, массовые беспорядки, возбуждение национальной розни и т.д. Предлагаемые поправки заметно расширяют этот перечень.

В июне 2006 в Госдуму внесено предложение, существенно расширившее перечень деяний, рассматриваемых как экстремистские. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

1. деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

- воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;

Информация о работе Правовой аспект урегулирования религиозного экстремизма в России