Правовые и теоретические основы прохождения военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 17:30, реферат

Описание работы

Правовой основой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.22 Федеральный Закон « О воинской обязанности и военной службе». Ст. 3.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

Заключение

Военная служба устанавливается в целях обеспечения обороны и военной безопасности государства, решения иных стоящих перед государством специфических задач как в военное, так и в мирное время, требующих высокой степени организованности и связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с оружием в руках и с риском для жизни.

Выявлению правовых основ и особенностей военной службы, изучению правовых норм, определяющих статус военнослужащего, а также исследованию порядка прохождения военной службы военнослужащими по призыву и по контракту посвящена данная курсовая работа.

В ходе написания курсовой работы, особое внимание уделялось анализу тех изменений, которые были внесены в законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.

По итогам проделанной работы целесообразно выделить следующие положения, характеризующие военную службу:

1. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный  характер и является особым  видом государственной службы, имеющим  свои принципы построения и  особенности осуществления. Поэтому  ей присущи все основные свойства  государственной службы: деятельность  в составе государственных организаций  и органов; военнослужащие, выполняя  специфические задачи в соответствии  с законодательно закрепленными  за государственными органами  функциями, действуют от имени  и в интересах государства  и общества в целом; взаимоотношения  военнослужащих строятся на основе  характерных для государственной  службы отношений власти и  подчинения; правовое положение  военнослужащих, порядок исполнения  и прохождения военной службы  определяются государством.

2. В военной службе  можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной  службы.

а) Социологический аспект, т.е. военная служба как социальная категория - это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.

б) Под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфере жизни общества - обороны и безопасности государства.

в) Юридический аспект представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.

3. Правовое регулирование  прохождения военной службы включает  в себя Конституцию РФ, Федеральные  Законы «О воинской обязанности  и военной службе», «О статусе  военнослужащих», «Положение о порядке  прохождения военной службы»  и иные законодательные акты, закрепляющие особенности прохождения  военной службы в Вооруженных  Силах РФ, других войсках, воинских  формированиях и органах, а также  международные договоры Российской  Федерации в указанной области.

4. К особенностям  военной службы, кроме выполнения  специфических функций и задач, принято относить: принятие военнослужащими  Военной присяги; наличие у военнослужащих  воинских званий; обязательный характер  военной службы для отдельных  категорий граждан; детальность  правового регулирования военно-служебных  отношений; беспрекословность воинского  повиновения; особенности в защите  прав участников военно-служебных  отношений; право на хранение, ношение, применение и использование оружия; специфику ограничений военнослужащих  в гражданских, личных, политических  и социально-экономических правах.

5. С особенностями  военной службы тесно связан  статус военнослужащих.

Статус военнослужащего - это его положение в обществе, определяемое местом в структуре общественных отношений и важностью военной службы для обеспечения безопасности государства. Он обеспечивается предоставлением ему особых прав и гарантий, а также возложением на него особых обязанностей и ответственности.

Служебные обязанности по своему содержанию подразделяются на общие, должностные, специальные.

Исполнение служебных обязанностей военнослужащими несет в себе большую ответственность. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

6. Порядок прохождения  гражданами военной службы зависит  от оснований зачисления их  на военную службу. Основными  критериями отличия военной службы  по призыву и по контракту  являются: порядок поступления граждан  на военную службу; определение  должностного положения военнослужащих; присвоение и лишение их воинских  званий, снижение и восстановление  в воинских званиях; военно-профессиональное  обучение и подготовка; исполнение  военнослужащими обязанностей военной  службы, определение и предоставление  им времени отдыха; аттестация  военнослужащих; увольнение военнослужащих  с военной службы; выполнение  военнослужащими особых обязанностей  при введении чрезвычайного положения, военного положения и в условиях  вооруженных конфликтов.

7. Изменения в  законодательства, касающиеся правого  статуса военнослужащих, значительно  расширяют права органов исполнительной  власти в регулировании правового  положения военнослужащих.

8. Военнослужащие  лишаются многих натуральных  льгот, которые планируется заменить  денежными выплатами, однако механизмы  компенсации утраченных льгот  еще не определены. В случае  не своевременного принятия правовых  мер по компенсации утраченных  льгот, социальное положение военнослужащих  ухудшится, что может привести  к социальной напряженности.

Таким образом, военная служба как особый вид государственной службы является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.

Список нормативных актов и литературы

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. - М.: «Омега», 2002

2. Федеральный закон  от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

3. Федеральный закон  от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

4. Федеральный закон  от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа 2004 г.). Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

5. Федеральный закон  от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.). Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

6. Федеральный Закон  РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г. Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

7. Положение о  порядке прохождения военной  службы (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.). Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237. Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

8. Приказ Министра  обороны РФ от 16 января 2001 г. №30 «Об утверждении руководства по комплектованию ВС РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами». Справочная правовая система «Гарант», версия от 6. 11. 2004 года.

Учебная и научная литература:

Военная администрация. Учебник. - М.: ВКИ, 1990

Военное право. Учебник для военно-учебных заведений ВС РФ / Под редакцией Кузнецова Н.И. - М., 1996

Военное право. Учебник / Под редакцией Мигачева Ю.И., Тихомирова С.В. - М.: Изд «Бизнес Консалтинг центр», 1998

Периодическая печать:

1. Военное  право: состояние и перспективы  развития./ «Круглый стол» журнала  «Государство и право» // Государство и право, 1994, №№


Информация о работе Правовые и теоретические основы прохождения военной службы