Причины возникновения пожаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто.

Файлы: 1 файл

Контрольная по БЖД.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

      Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере укрепления российской государственности, развития хозяйства, роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые причиняли неизмеримый материальный ущерб, уносили тысячи жизней людей. В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV в. в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал сотни дворов, даже не упоминали, такое случалось часто.

    Сегодня, в век технического прогресса, развития науки и технологии в мире происходит множество различного рода аварий, катастроф, непременно связанных с гибелью людей, с разрушением материальных ценностей, с возникновением серьезных нарушений экологии и. т. д.

      Огонь угрожал людям с момента его появления на Земле, и столь же долго мы пытаемся найти защиту от него. Он продолжает уничтожать огромные материальные ценности, как в ранние времена, так и в настоящее время.

     

 

Понятие «пожар».

        Пожар – это горение вне специального очага, которое не контролируется и может привести к массовому поражению и гибели людей, а также к нанесению экологического, материального и другого вреда.                                                      В зависимости  от места возникновения различают:

  • пожары на транспортных средствах;
  • степные и полевые  пожары;  
  • подземные пожары в шахтах и рудниках;
  • торфяные и  лесные пожары;
  • пожары в зданиях и сооружениях.

Пожары  на транспортных средствах.

        По количеству пожаров автомобили занимают второе место после квартир. В России пожары на автотранспорте составляет 11% от всех пожаров.

        Причины пожаров на автотранспорте: 

  • неисправная электропроводка;
  • авария, в результате которой нарушена герметичность трубок и емкостей транспорта;
  • курения водителя во время заправки или за рулем;
  • плохо закрепленный аккумулятор;
  • использование открытого огня для прогревания двигателя в холодное время года.

        Пожар в автомобиле начинается практически незаметно. До возникновения дыма и запаха обнаружить непросто. К моменту обнаружения пожар может достичь размеров, при которых огнетушитель уже не поможет.

        Время, за которое огонь охватит салон, зависит от характера возгорания – от нескольких секунд до 3 минут. А за 10 минут легковой автомобиль может сгореть полностью.

          Большая нагрузка по перевозке не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных, ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации.                                                                                                         

       Основными причинами пожаров на железнодорожном транспорте является:

  • неосторожное обращение с огнём;
  • искры локомотивов;
  • искры печей вагонов – теплушек;
  • искры котлов отопления пассажирских вагонов,                                                                 а также технические неисправности.

       На эту  группу причин приходится более  60% всего количества пожаров. Примерно  по 10% приходится на нарушения  государственных стандартов и  правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки  и т.п.), на попадание неустановленного  источника зажигания внутрь вагонов  и контейнеров или на открытый  подвижной состав.                                                                                                                                                         Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

       Особую опасность представляют собой авиационные происшествия, сопровождающиеся пожаром.                                                                                        Этому способствуют:

  • наличие на борту авиационного топлива и других горючих жидкостей;
  • применение в качестве декоративно-отделочных и материалов конструкций пассажирских салонов легковоспламеняющихся и горючих материалов, обладающих значительной скоростью сгорания, высокой дымообразующей способностью и выделяющих высокотоксичные продукты неполного сгорания;
  • малая огнестойкость обшивки фюзеляжа, приводящая при возгорании

          разлитого вокруг воздушного судна авиационного топлива к быстрому  

          прогару корпуса и проникновению огня внутрь салонов. 
       Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения высокий температурный градиент по высоте помещения и малая (по сравнению с наружными пожарами) температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций высокотоксичных веществ. Пожар в пассажирских салонах может возникнуть вследствие аварий неосторожного обращения с огнем, замыкания электропроводки, провоза пассажирами огнеопасных веществ и др. Одной из основных причин поражения людей внутри салонов при пожарах является отравление продуктами горения. Через 2-3 мин после распространения огня двуокись углерода в салонах достигает смертельной концентрации. В этих условиях помочь пассажирам эвакуироваться могут только быстрые и согласованные действия спасателей.

Степные и полевые пожары.

        Подземные пожары возникают как продолжение низовых или верховых лесных пожаров и распространяются по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью 0,1-0,5 м/мин с выделением большого количества дыма и образованием выгоревших пустот (прогаров). Горение может продолжаться длительное время даже зимой под слоем снега.

Еще одна причина подземного пожара - подземное  тление шахтного угля. Сопровождается существенными экономическими, социальными  и экологическими последствиями. Подземные  пожары могут продолжаться длительные периоды времени (месяцы или годы), пока не истощится тлеющий пласт. Они могут распространяться на значительные площади по шахтным выработкам и трещинам в массиве горных пород. Поскольку они подземные, их чрезвычайно трудно погасить, что не в последнюю очередь связано с трудностью либо невозможностью доступа к очагу горения.

       Степные (полевые) пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом по мере созревания трав (хлебов), реже весной и практически отсутствуют зимой. Скорость их распространения может достигать 20-30 км/ч.

Подземные пожары в шахтах и рудниках.

       Рудничные пожары - пожары возникающие непосредственно в горных выработках, массиве полезных ископаемых и отработанном пространстве. К рудничным пожарам относятся и пожары в надшахтных зданиях, на складах, которые могут распространиться на выработки, или отравить в них атмосферу газообразными продуктами горения. 
По причинам возникновения, рудничные пожары подразделяются:

  • эндогенные (самовозгорание);
  • экзогенные (от внешнего источника). 
    В зависимости от места возникновения рудничные пожары бывают:
  • поверхностные;
  • подземные.

       Подземные рудничные пожары являются одной из наиболее опасных аварий в шахте. Их особенностью является плохая доступность для активного тушения непосредственным воздействием. Наличие за очагами пожаров, по ходу вентиляционной струи, высокой температуры, дыма и других продуктов горения не позволяет организовать тушение горящей выработки с двух сторон. Под действием огня выходит из строя и теряет свою несущую способность крепь горной выработки, что приводит к обрушению пород кровли, ещё больше осложняющему аварию. 
Пожары в шахтах и рудниках, опасных по газу и пыли, могут привести к взрыву газо-пылевой смеси в ходе ведения аварийно-спасательных работ. 
Особенной опасностью рудничных пожаров является распространение по горным выработкам продуктов горения. 
Наиболее опасны экзогенные пожары. Они быстро активизируются и за короткое время могут отравить атмосферу горных выработок на большом протяжении.

Торфяные и  лесные пожары.

       Торф - это горючее полезное ископаемое, используется как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др.  
Торф образуется из скоплений остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Торф приобрел печальную известность в связи с подземными пожарами, известными человечеству на протяжении тысячелетий. Такие пожары практически не поддаются тушению и представляют огромную опасность.

       Торфяные пожары чаще всего бывают в местах добычи торфа, возникают обычно из-за неправильного обращения с огнем, от разрядов молнии или самовозгорания. Кроме того, достаточно часто почвенные торфяные пожары являются развитием низового лесного пожара. В слой торфа в этих случаях огонь заглубляется у стволов деревьев. Горение происходит медленно, беспламенно. Подгорают корни деревьев, которые падают, образуя завалы. Торф горит медленно на всю глубину его залегания. Он может гореть во всех направлениях независимо от направления и силы ветра, а под почвенным горизонтом он горит и во время умеренного дождя и снегопада.

       Лесные пожары представляют неуправляемое горение растительности, распространяющееся по территории леса. В зависимости от того, на каких высотах распространяется огонь, лесные пожары подразделяются на:

  • низовые;
  • подземные; 
  • верховые.

       Низовые лесные пожары развиваются в результате сгорания подлеска хвойных пород, надпочвенного слоя опада ( опавшая хвоя, листья, кора, валежник, пни) и живой растительности (мха, лишайников, трав, кустарников).

Низовые пожары могут быть скоротечными и обычными. Скоротечные пожары характеризуются быстро продвигающимся пламенем и дымом светло-серого цвета. Обычные низовые пожары распространяются относительно медленно. Отличаются полным сгоранием живого и мертвого надпочвенного покрова.

      Верховые лесные пожары представляют собой сгорание надпочвенного покрова и биомассы древостоя. Развиваются из низовых пожаров, когда засуха сочетается с ветреной погодой. Верховые пожары могут быть скоротечными и обычными.

      Подземные (почвенные) лесные пожары являются стадиями развития низовых пожаров. Они возникают на участках с торфяными почвами. Огонь проникает под землю через щели у стволов деревьев. Горение происходит медленно, беспламенно. После сгорания корней деревья падают, образуя завалы.

Поведение огня в лесу зависит от многих факторов и прежде всего от характера самого леса. В сухих сосновых лесах с  покровом из лишайников и зеленых  мхов огонь распространяется быстро и сплошным фронтом. Чем влажнее  почва и чем больше в живом  напочвенном покрове слабогоримых видов, тем распространение огня происходит медленней, причем огонь распространяется не сплошь, а главным образом по сухим местам. А в некоторых типах леса, например в травяных, в период вегетации трав, и в мощных сосняках и ельниках огонь распространяется очень слабо или не распространяется совсем.

 
           Причины возникновения пожаров в зданиях и сооружениях.                              

        Горит все - от квартир и дач до цехов крупнейших заводов и животноводческих ферм. Возьмем объекты оборонного комплекса. Здесь в технологических процессах используются радиационно и химически опасные, а также взрывчатые вещества и материалы. В большинстве же зданий и сооружений, где они применяются, старые системы пожаротушения не заменены на более эффективные современные - нет на это денег. Нет средств для этого даже на объектах ядерной энергетики.                                                 
        На жилой сектор приходится от 70 до 80% от общего числа  пожаров, происходящих ежегодно в Российской Федерации. Основное количество пожаров  в жилье происходит по вине людей, находящихся в состоянии ограниченной дееспособности (состояние опьянения, психические заболевания, возрастная немощь, детская шалость и т. д.).   
К числу объективных  причин относится высокая степень  изношенности жилого фонда, причем здесь  речь идет и о конструкциях зданий, и об их инженерном обеспечении; отсутствие экономических возможностей поддержания противопожарного состояния зданий, низкая обеспеченность жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре, а также современными первичными средствами пожаротушения.  
Наличие в квартирах  и жилых домах легковоспламеняющихся предметов, синтетических изделий и разнообразной бытовой техники, с одной стороны, увеличивает потенциальную возможность возникновения пожаров, а с другой стороны, делает даже самый незначительный пожар опасным для жизни и здоровья людей из-за выделения ядовитых газов при горении синтетических материалов. Другими источниками  пожарной опасности являются: подвалы, чердаки, санитарно-кухонные узлы.  
Наименее опасны в пожарном отношении малоэтажные  здания из несгораемых материалов (кирпича, железобетона), наибольшую же опасность представляют здания из деревянных конструкций. Кроме того, большую опасность представляет применение сгораемых теплозвукоизоляционных материалов (опилок, листьев, торфа и т. п.), в особенности полимерных (пенополистирола, пенополиуретана и др.).   
Большинство малоэтажных  жилых домов имеют печное отопление. По статистическим данным, примерно каждый десятый пожар в жилом доме и надворных постройках происходит от неисправности печей и дымоходов, их неправильного устройства или  эксплуатации.   
Многоэтажные  дома, как правило, основной вид жилья  в крупных населенных пунктах. Особенностью, усугубляющей пожарную опасность жилых  зданий, является наличие встроенных в них помещений иного назначения: учреждений торговли, связи, коммунально-бытового назначения, общественного питания и др. При возникновении пожара во встроенном помещении возникает угроза для жизни людей, живущих на верхних этажах.  
В зданиях высотой более пяти этажей есть мусоропроводы и лифты, которые также могут представлять опасность с точки зрения возможного задымления.  

Информация о работе Причины возникновения пожаров