Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, доклад
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Департамент образования города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт естественных наук
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Д О К Л А Д
«Применение информационных технологий в сфере управления безопасностью образовательных учреждений».
Выполнил: Магистрант II курса направления «БЖ» ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ, Мотроненко Инна Константиновна Руководитель: ______________________________ ______________________________ |
Москва 2013
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Образовательная школа как
сложная динамическая социальная система
выступает объектом внутришкольного
управления. Следовательно, мы можем
говорить об управлении школой и ее
отдельными компонентами или частями,
выступающими подсистемами более общей
системы — образовательной
Исходя из этого, управление
школой можно определить как особую
деятельность, в которой ее субъект,
посредством решения
Исследования формирующего типа имеют иную логику и строятся иначе. При этом типе исследований разрабатываются модели новой управленческой деятельности, затем на их основе перестраивается практика управления в конкретных школах, и анализируются последствия сделанных изменений. То есть, если первый тип исследований идет от выявления и анализа эмпирических фактов к построению теоретических обобщений (от частного к общему), то при формирующем типе исследований логика движений обратная – от теоретических моделей к их единичным реализациям (от общего к частному). Разрабатываемые первоначально теоретические модели являются по сути гипотезами. Если предсказываемые следствия реально возникают, то теоретическая модель признается адекватной действительности, но не той, которая уже есть, а той, которая может возникнуть в результате изменения практики управления. Формирующее исследование направлено не на объяснение того, что есть, а на формирование того, что должно быть. Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля. Обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.
Принципы управления
являются конкретным
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических
средств и компьютеризации
ГЛАВА 2. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждений остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
К обеспечению безопасности
образовательного учреждения можно
отнести много критериев, основные
из них: противопожарная безопасность,
антитерроризм, соблюдение внутреннего
режима учреждения, профилактика детского
дорожно-транспортного
В связи с широким кругом
решаемых задач, появляется необходимость
внедрения информационных технологий
для автоматизации
К современным технологиям данной темы на сегодняшний день относят технологии, связанные с применением технических средств, специализированных компьютерных программных средств, а также представлению и обработки информации в электронно-формальном варианте. Поэтому в настоящем разделе мы будем рассматривать виды технологий в форме электронных инструментов управления, к которым относятся следующие основные категории:
I. Технические комплексы:
1) Оборудование для СКУД (контрольно-пропускные
системы)
2) Сигнализационное оборудование
3) Противопожарное оборудование
4) Медицинское оборудование
5) Интегрированные системы безопасности.
II. Программные комплексы:
1) Информационно-поисковые
справочные системы, - данные системы
можно отнести к разделу
2) Электронные учебные тренажеры - предназначены для непосредственной отработки полученных умений и навыков по направлению «БЖ». Такого рода тренажеры, как правило, используются для отработки навыков решения задач, где есть краткая теоретическая информация, необходимая для реализации необходимой тренировки. В данную категорию можно отнести электронную тетрадь по дисциплине «ОБЖ» или тренажер на отработку знаний ПДД.
3) Сервисные программные комплексы общего назначения - необходимы для получения сложных вычислений в автоматическом режиме, а также для оформления различной документации управленческого характера.
4) Программные комплексы для имитационного моделирования,- позволяют производить учебно-экспериментальные исследования, а также инструктажи по технике безопасности. Данные комплексы позволяют существенно экономить в закупке специального лабораторного оборудования.
5) Экспертные обучающие системы - специальные системы учебного назначения, технологически реализуемые на основе искусственного интеллекта. Данные системы обеспечивают комплекс ответов на поставленные задачи человека с наличием решений по определенной тактике и стратегии. Одним из недостатков данной системы является отсутствие самостоятельного поиска решения поставленной задачи.
6) Интеллектуальные обучающие системы,- основаны на экспертных обучающих системах, но имеют более высокий уровень организации программных средств. Данные системы предусматривают управление решения задачи на всех этапах (постановка, поиск решения, вариации решения, выбор оптимального варианта). Они обеспечивают диалоговое взаимодействие (присутствует наличие обратной связи). Интеллектуальные обучающие системы не содержат в себе готовых решений поставленных задач, все пути решения задачи генерируются в индивидуальном порядке.
7) Средства автоматизации профессиональной
деятельности,- рассматриваются в качестве
средств обучения для решения специализированных
профессионально-
8) Мультимедиа-инструменты учебного назначения,- прикладные программные средства, позволяющие осуществлять интеграцию разнообразных видов информации (звуковую, текстовую, графическую) и применять навыки умения и знания в области конкретной учебной дисциплины. К данному инструментарию можно отнести звуковые технологии (звуковой учебный диалог, аудио-конференция), графические технологии (иллюстративная, когнитивная, деловая и научная графика), видеотехнологии (учебные семинары, видеоконференции, спецкурсы в режиме реального времени).
9) Интернет и телекоммуникационный инструментарий учебного характера,- рассматривается в качестве непосредственного коммуникационного общения в оперативном режиме реального времени, позволяющего заметно ускорить процесс получения необходимых данных, а также дистанционно дополнить знания информационными данными. К вышеуказанному инструментарию можно отнести: электронную почту, социальные сети, учебные видео-инструменты (видео-разборы конкретных задач определенной области знаний, видео-семинары, видео-лекции), электронную доску объявлений и другие телекоммуникационные средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: