Применение информационных технологий в сфере управления безопасностью образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, доклад

Описание работы

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Файлы: 1 файл

ДРеферат Кузнецову.docx

— 24.81 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

 

Институт естественных наук

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

Д О К Л А  Д

«Применение информационных технологий в сфере управления безопасностью образовательных учреждений».

 

Выполнил:

Магистрант II курса направления «БЖ»

ИЕН ГБОУ ВПО МГПУ,

Мотроненко Инна Константиновна

Руководитель:

__________________________________

__________________________________


 

Москва 2013

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование  объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в  данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области  или города, а также районные отделы образования.

Образовательная школа как  сложная динамическая социальная система  выступает объектом внутришкольного  управления. Следовательно, мы можем  говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей  системы — образовательной школы. Такими подсистемами являются целостный  педагогический процесс, занятия, система  воспитательной работы школы, система  эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы. Управление школой, неразрывно связано с развитием общеуправленческих идей. Отсюда выделялись и различные предметы исследований науки управления. Так классическая теория представляла процесс управления как реализацию определенного набора управленческих функций. Качество реализации этих функций связывалось, прежде всего, с характером организационной структуры управления. Основным предметом изучения в данном случае была связь между характеристиками организационной структуры и результатами реализации функций управления.

Исходя из этого, управление школой можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала  и ее направленность на достижение образовательных целей и целей  развития школы. Наука должна отвечать на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления, как особой научной дисциплины, являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Исследования формирующего типа имеют иную логику и строятся иначе. При этом типе исследований разрабатываются  модели новой управленческой деятельности, затем на их основе перестраивается  практика управления в конкретных школах, и анализируются последствия  сделанных изменений. То есть, если первый тип исследований идет от выявления  и анализа эмпирических фактов к  построению теоретических обобщений (от частного к общему), то при формирующем  типе исследований логика движений обратная – от теоретических моделей к  их единичным реализациям (от общего к частному). Разрабатываемые первоначально  теоретические модели являются по сути гипотезами. Если предсказываемые следствия реально возникают, то теоретическая модель признается адекватной действительности, но не той, которая уже есть, а той, которая может возникнуть в результате изменения практики управления. Формирующее исследование направлено не на объяснение того, что есть, а на формирование того, что должно быть. Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля. Обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.

 Принципы управления  являются конкретным проявлением  и отражением закономерностей  управления. Один из принципов, - объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами предполагает, что эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются  с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.

 С внедрением технических  средств и компьютеризации существенно  сократились сроки сбора и  обработки материалов. Усилия школьной  администрации должны быть сосредоточены  на разработке и внедрении  внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и педагоги. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, триместровая, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

 

ГЛАВА 2. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  УЧРЕЖДЕНИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждений остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

К обеспечению безопасности образовательного учреждения можно  отнести много критериев, основные из них: противопожарная безопасность, антитерроризм, соблюдение внутреннего  режима учреждения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация мероприятий по гражданской  обороне, состояние защиты сотрудников  и обучающихся, охрана труда, профилактика правонарушении.

В связи с широким кругом решаемых задач, появляется необходимость  внедрения информационных технологий для автоматизации информационных данных системы управления безопасности конкретного образовательного учреждения.

К современным технологиям  данной темы на сегодняшний день относят технологии, связанные с применением технических средств, специализированных компьютерных программных средств, а также представлению и обработки информации в электронно-формальном варианте. Поэтому в настоящем разделе мы будем рассматривать виды технологий в форме электронных инструментов управления, к которым относятся следующие основные категории:

I. Технические комплексы:

1) Оборудование для СКУД (контрольно-пропускные системы) 
2) Сигнализационное оборудование

3) Противопожарное оборудование

4) Медицинское оборудование

5) Интегрированные системы  безопасности.

II. Программные комплексы:

1) Информационно-поисковые  справочные системы, - данные системы  можно отнести к разделу автоматизации  баз данных учебного назначения, а также к гипертекстовым и  гипермедиа программным комплексам. Данные системы обеспечивают  рациональную иерархическую организацию  информационных данных учебного  назначения.

2) Электронные учебные тренажеры - предназначены для непосредственной отработки полученных умений и навыков по направлению «БЖ». Такого рода тренажеры, как правило, используются для отработки навыков решения задач, где есть краткая теоретическая информация, необходимая для реализации необходимой тренировки. В данную категорию можно отнести электронную тетрадь по дисциплине «ОБЖ» или тренажер на отработку знаний ПДД.

3) Сервисные программные комплексы общего назначения - необходимы для получения сложных вычислений в автоматическом режиме, а также для оформления различной документации управленческого характера.

4) Программные комплексы для имитационного моделирования,- позволяют производить учебно-экспериментальные исследования, а также инструктажи по технике безопасности. Данные комплексы позволяют существенно экономить в закупке специального лабораторного оборудования.

5) Экспертные обучающие системы - специальные системы учебного назначения, технологически реализуемые на основе искусственного интеллекта. Данные системы обеспечивают комплекс ответов на поставленные задачи человека с наличием решений по определенной тактике и стратегии. Одним из недостатков данной системы является отсутствие самостоятельного поиска решения поставленной задачи.

6) Интеллектуальные обучающие системы,- основаны на экспертных обучающих системах, но имеют более высокий уровень организации программных средств. Данные системы предусматривают управление решения задачи на всех этапах (постановка, поиск решения, вариации решения, выбор оптимального варианта). Они обеспечивают диалоговое взаимодействие (присутствует наличие обратной связи). Интеллектуальные обучающие системы не содержат в себе готовых решений поставленных задач, все пути решения задачи генерируются в индивидуальном порядке.

7) Средства автоматизации профессиональной деятельности,- рассматриваются в качестве средств обучения для решения специализированных профессионально-ориентированных задач. В них входят пакеты прикладных программ, CALS-системы и другие подобные программные средства.

8) Мультимедиа-инструменты учебного назначения,- прикладные программные средства, позволяющие осуществлять интеграцию разнообразных видов информации (звуковую, текстовую, графическую) и применять навыки умения и знания в области конкретной учебной дисциплины. К данному инструментарию можно отнести звуковые технологии (звуковой учебный диалог, аудио-конференция), графические технологии (иллюстративная, когнитивная, деловая и научная графика), видеотехнологии (учебные семинары, видеоконференции, спецкурсы в режиме реального времени).

9) Интернет и телекоммуникационный инструментарий учебного характера,- рассматривается в качестве непосредственного коммуникационного общения в оперативном режиме реального времени, позволяющего заметно ускорить процесс получения необходимых данных, а также дистанционно дополнить знания информационными данными. К вышеуказанному инструментарию можно отнести: электронную почту, социальные сети, учебные видео-инструменты (видео-разборы конкретных задач определенной области знаний, видео-семинары, видео-лекции), электронную доску объявлений и другие телекоммуникационные средства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научн. тр. / под ред. А.В. Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.- 327 с.
  2. Лейбницев А.П. Безопасность в образовательном учреждении 2010. / М.: Изд. Лаборатория Знаний, 2010.- 362 с.
  3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Компьютер и Интернет 2013. / М.: Изд. ОлмаМедиаГрупп, 2013.- 960 с.
  4. "Инфо-стратегия 2013", международная научно-практическая конференция, Инфо-стратегия 2013. Общество. Государство. Образование. / V Международная научно-практическая конференция, 30 июня - 3 июля 2013 г. : сборник материалов / Изд. Самара-книга, - 2013, 434 с.
  5. Кипелов В. В., Развитие информационных технологий в системе управления и обеспечения безопасности в ходе учебного процесса. Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02- 2006, - М.: 2006, 551 с.
  6. Григорьев С. Г., Методология использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза: учебное пособие. / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.П. Колошеин - Воронеж: Изд-во Научная книга, 2012, 47 с.: ил. 20.
  7. Кузнецов А.А., Образовательные электронные издания и ресурсы: метод. пособие. / А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун.- М.: Дрофа, 2009.-156 с.- (информатизация образования).

Информация о работе Применение информационных технологий в сфере управления безопасностью образовательных учреждений