Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.17 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф  обострили проблемы, связанные с  обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям  в чрезвычайных ситуациях.

 

Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние  десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом  промышленного оборудования, который  дает по оценке экспертов на некоторых  производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).

 

Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия  опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени  тяжести.

 

Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно настоящее время  также от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в  ходе международных конфликтов и  локальных воин.

 

Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических  потерь от природных и техногенных  чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших – 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.

 

Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая  важность образования населения  в этом направлении Правительство  Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определило, что обучение населения Российской Федерации  должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области  гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и  организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

 

Поэтому так актуально знание личным составом ГПС способов действий и  мер защиты в условиях проявления ЧС природного и техногенного характера.

 

 

1. Принципы и способы защиты  населения и сотрудников в  ЧС 

 

1.1 Органы управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным  ситуациям

 

Органами управления по делам гражданской  обороны и чрезвычайным ситуациям  являются:

 

• на федеральном уровне – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов  исполнительной власти субъектов РФ;

 

• на региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению  пожарной безопасности (КЧС);

 

• на территориальном и местном  уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при  органах исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и при органах  местного самоуправления;

 

• на объектовом уровне – отделы (секторы  или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

 

1.2 Подготовка населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций

 

Проблема безопасности взрослых и  детей в современных условиях особенно актуальна. Для ее решения  необходимо обучать население основам  безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование у  обучающихся сознательного и  ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознавать и оценивать факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные  последствия ЧС.

 

Порядок подготовки населения в  области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства  Российской Федерации от 24 июля 1995 г. №738 с изменениями в Федеральном  законе от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335.

 

В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:

 

• население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных  учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования;

 

• руководители федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области  защиты от ЧС;

 

• работники федеральных органов  исполнительной власти, органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций  в составе сил Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации ЧС;

 

• население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

 

Основными задачами подготовки в области  защиты от ЧС являются:

 

• обучение всех групп населения  правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания медицинской  помощи пострадавшим, правилам пользования  средствами коллективной и индивидуальной защиты;

 

• обучение (переподготовка) руководителей  всех уровней к действиям по защите населения от ЧС;

 

• выработка у руководителей  и специалистов федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Единую государственную  систему предупреждения и ликвидации ЧС;

 

• практическое усвоение работниками  в составе сил Единой государственной  системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях  в ЧС.

 

1.3 Принципы защиты населения  в чрезвычайных ситуациях

 

В основу защиты населения в ЧС и обеспечения его жизнедеятельности  заложены следующие принципы:

 

• заблаговременная подготовка и  осуществление защитных мероприятий  по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;

 

• дифференцированный подход к определению  характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости  от вида источников опасных и вредных  факторов, характерных для данного  региона;

 

• комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что  обуславливается большим разнообразием  опасных и вредных факторов среды  обитания и заключается в эффективном  применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д.

 

 

2. Содержание основных мероприятий  защиты в ЧС

 

Для защиты жизни и здоровья населения  в ЧС следует применять следующие  основные мероприятия гражданской  обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:

 

- укрытие людей в приспособленных  под нужды защиты населения  помещениях производственных, общественных  и жилых зданий, а также в  специальных защитных сооружениях;

 

- эвакуацию населения из зон  ЧС;

 

- использование средств индивидуальной  защиты органов дыхания и кожных  покровов;

 

- проведение мероприятий медицинской  защиты;

 

- проведение аварийно-спасательных  и других неотложных работ  в зонах ЧС.

 

Укрытие населения в приспособленных  помещениях и в специальных защитных сооружениях следует проводить  по месту постоянного проживания или временного нахождения людей  непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а  также при угрозе их возникновения.

 

2.1 Эвакуация населения из зон  ЧС

 

Эвакуацию следует проводить в  случае угрозы возникновения или  появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.

 

Эвакуацию следует осуществлять путем  организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов  и населенных пунктов и оборудованные  в соответствии с требованиями и  нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.

 

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов

 

Средства индивидуальной защиты органов  дыхания и кожи (СИЗ) в системе  защитных мероприятий в зонах  ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных  и вредных аэрозолей, газов и  паров, попавших в окружающую среду  при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также  снижать нежелательные эффекты  действия на человека светового, теплового  и ионизирующего излучений.

 

2.2 Проведение мероприятий медицинской  защиты

 

Мероприятия медицинской защиты населения  при ЧС следует проводить с  целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни  и здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов стихийных  бедствий, аварий и катастроф, а также  для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в  местах дислокации эвакуированных. Эти  цели должны достигаться применением  профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием квалифицированной  медицинской помощи пораженным и  их специализированным стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой  среди категорий лиц повышенного  риска инфицирования и проведением  других противоэпидемических мероприятий.

 

Мероприятия медицинской защиты в  природных и техногенных ЧС следует  планировать и осуществлять с  использованием наличных сил и средств  министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской  помощи, санитарно-эпидемиологического  надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений.

 

Первую медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в  очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с  участием заранее формируемых для  такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи и способных  организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных  условиях.

 

В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты населения в ЧС следует заблаговременно  создавать также специальные  медицинские формирования и учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать медицинские средства защиты, медицинского и специального имущества и техники для оснащения  медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические мероприятия  и прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть; разрабатывать режимы поведения и действия населения  в ЧС.

 

2.3 Проведение аварийно-спасательных  и других неотложных работ  в зонах ЧС

 

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС следует проводить  с целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось  непосредственного или косвенному воздействию разрушительных и вредоносных  сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения  масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.

 

Комплексом аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить поиск  и удаление людей за пределы зон  действия опасных и вредных для  их жизни и здоровья факторов, оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых  условий физиологически нормального  существования человеческого организма.

Информация о работе Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС