Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 15:43, реферат
Проблема продовольственной безопасности привлекает внимание мирового сообщества начиная с 70-х гг. XX в., когда обнаружился дефицит мировых продовольственных ресурсов. Эта проблема носит глобальный характер: производство, распределение и торговля продуктами питания волнуют каждое государство независимо от того, страдает ли его население от голода и недоедания или обеспечено продовольственными товарами в достаточном или избыточном количестве.
Актуальность темы исследования обуславливается первостепенной значимостью проблемы продовольственной безопасности изучаемой страны, как важной составляющей национальной безопасности, решаемой государством в неблагоприятных условиях: дефицита природных ресурсов (прежде всего земли) и ограниченности производственного потенциала, когда опора на импорт является важнейшим фактором сбалансирования общественного спроса и предложения продовольствия и количественно, и по ассортименту.
Дроздовой Анны
Продовольственная безопасность Японии.
Проблема продовольственной
безопасности привлекает внимание мирового
сообщества начиная с 70-х гг. XX в.,
когда обнаружился дефицит
Актуальность темы исследования обуславливается первостепенной значимостью проблемы продовольственной безопасности изучаемой страны, как важной составляющей национальной безопасности, решаемой государством в неблагоприятных условиях: дефицита природных ресурсов (прежде всего земли) и ограниченности производственного потенциала, когда опора на импорт является важнейшим фактором сбалансирования общественного спроса и предложения продовольствия и количественно, и по ассортименту.
Особенностью продовольственного положения Японии на современном этапе является наличие диспропорции между продовольственными потребностями населения и производственным потенциалом страны. Уровень продовольственного самообеспечения Японии является самым низким среди аналогичных показателей индустриально развитых стран. Указанная специфика привела к формированию сильной политики аграрного протекционизма, с одной стороны, с другой - к гибкой и эффективной политике внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продукцией моря. Оба эти направления политики оказываются тесно взаимосвязанными.
Поскольку большую
(больше половины) часть своих продовольственных
потребностей Япония покрывает за счёт
импортных поставок, такая серьезная
опора на импорт делает её уязвимой
в плане экономической и
Учитывая все негативные
последствия импорта и
В Японии - стране с ограниченной площадью
земли пригодной для
Для государственного регулирования агропродовольственного сектора Японии характерна высочайшая степень аграрного протекционизма. Доминирование в отрасли страны мелкого и мельчайшего производства неизбежно предполагает весьма высокие издержки производства, определяющие отставание сельского хозяйства по фактору производительности труда от других, более динамично развивающихся отраслей народного хозяйства Японии, а также от аграрного сектора других индустриально развитых стран. К основным мерам государственной поддержки сельского хозяйства страны относятся установление гарантированных закупочных цен и государственные закупки сельскохозяйственной продукции, серьезная поддержка сельскохозяйственной науки (селекции и др.), сельскохозяйственного машиностроения и пр. Без преувеличения можно сказать, что закупочный механизм государства, действующий в аграрной сфере, создаёт «парниковую» зону для экономической деятельности японских фермеров. В 80-90-е гг. Япония столкнулась с проблемой бюджетного дефицита и необходимостью сокращения уровня поддержки сельского хозяйства. Хотя определенная часть ценовой поддержки была снижена, уровень внутренних цен на продовольствие намного превышает мировой.
Объективно говоря, правительство Японии учло недостатки своей политики в области обеспечения продовольствием, и в 1999 г. был принят «основной закон о продовольствии^ сельском хозяйстве и сельских районах» взамен устаревшего закона от 1961 г. Новый закон в отличие от своего старого предшественника, который был посвящён лишь экономике сельского хозяйства и работникам этой сферы, помимо этого затрагивает проблемы обеспечения страны продовольствием и все сопутствующие этому вопросы, интересы потребителей и проблемы развития сельских районов. Проблема ведения сельского хозяйства с учётом защиты и сохранения окружающей среды была объявлена приоритетной в 90-е гг. и продолжает оставаться таковой по сей день.
Беспокойство в Японии, как и во всём мире, в настоящее время вызывают так называемые генетически модифицированные продукты (ГМП). Большинство японских экспертов склонны считать, что дальнейшее распространение ГМ-культур в производстве продовольствия и расширение масштабов употребления подобных продуктов в пищу может привести к непредсказуемым последствиям и нанести колоссальный ущерб природным биоценозам и, более того, отразиться на здоровье людей.
В целом можно отметить, что японское правительство очень серьёзно относится к проблемам безопасности продовольствия и это, безусловно, имеет важное значение для стимулирования производства продовольствия в стране и уровень обеспеченности, как продовольствием, так и кормами. Несомненно, качественная отечественная продукция сможет на равных конкурировать с импортными аналогами, но всё же по-прежнему главным средством подъема конкурентоспособности, т.е. роста производительности труда и снижения издержек производства, продолжает оставаться, прежде всего, курс на укрупнение размеров хозяйствования, как индивидуальных дворов, так и разного рода объединений. Задачи эти очень сложные, но и очень важные для Японии, ибо проблема продовольственной безопасности в стране стоит достаточно остро. В такой стране как Япония, естественно, нет возможностей для создания крупных по земельной площади хозяйственных единиц, как, например, в США или России, но цель по доведению средних размеров землепользования до 10 - 15 га не является недостижимой.
Концепция Новой сельскохозяйственной политики предусматривает, что в рисоводстве, где вопрос конкурентоспособности стоит особенно остро, к 2010 г. общее число хозяйств сократится до 2,5 - 3 млн., в том
Учитывая низкий уровень продовольственного самообеспечения (40%), правительство Японии поставило задачу за счёт структурных реформ и других мер в сельском хозяйстве повысить коэффициент самообеспеченности продовольствием к 2015 году до 45%. С целью повышения обеспеченности страны продовольствием рассматривается формирование такого потенциала сельского хозяйства, при котором в условиях критической ситуации можно было бы в минимально короткие сроки увеличить производство риса, пшеницы, ячменя и других зерновых культур, картофеля и другой продукции.
Отдельно следует выделить проблему влияния участия Японии в международных экономических организациях (в первую очередь ВТО, МВФ, АТЭС) на сельскохозяйственный сектор страны. Ещё в 60-х гг. прошлого века Япония приняла на себя обязательства, вытекающие из уставов МВФ и ГАТТ, согласно которым она должна была проводить постепенную либерализацию ввоза сельскохозяйственной продукции и прекратить его количественные ограничения. Япония является членом АТЭС, официально декларированная цель которой состоит в содействии открытой торговле и практическому экономическому сотрудничеству. Тем не менее, Япония, будучи главным разработчиком Осакской декларации АТЭС от 1995 г., настояла на серьёзном замедлении темпов превращения географического пространства АТЭС в зону свободной торговли путём целенаправленного смещения акцента от либерализации внешнеэкономических связей к выдвижению на первый план принципов гибкости, добровольности и, фактически, необязательности самой этой либерализации. Принятие Осакской декларации по японскому варианту означало поражение США, которые видели АТЭС как организацию, построенную на принципах обязательности, сопоставимости результатов и, самое главное, коллективной либерализации внешней торговли стран-членов организации со строгим временным графиком всех этапов. Именно защитой интересов японских фермеров обосновывается такая активность Японии против быстрой и всеобъемлющей либерализации. США ратовали за создание АТЭС, прежде всего, потому что планировали и планируют превратить эту экономическую организацию с весьма широким числе будут действовать около 150 тыс. индивидуальных хозяйств размером 10 - 20 га и до 20 тыс. - объединенных с 35 - 50 га каждое. На крупные хозяйства должно приходиться не менее 80% производства риса, и в то же время в 2/3 всех хозяйств будет развиваться многоотраслевое производство. По подсчётам специалистов, это позволит почти вдвое снизить себестоимость продукции. географическим ареалом в мощный инструмент для дальнейшего открытия сельскохозяйственных рынков Японии и других стран Восточной Азии.
Внутренний рынок Японии, несмотря на усиление процессов глобализации и интернационализации, по-прежнему традиционно считается более закрытым, чем рынки других развитых стран. Основное объяснение такому положению дел в наличие неконкурентоспособных секторов японской экономики. В случае же большей открытости национальной экономики они могут сильно пострадать, учитывая и без того неважное положение в условиях затянувшейся рецессии. Прежде всего, к таким секторам относятся сельское хозяйство, а также ряд других отраслей промышленности, включая пищевую, преимущественно работающих на внутренний рынок.
Однако с другой стороны, считается, что Япония является одной из стран мира, получивших наибольшие преимущества от либерализации торговли. Благодаря созданию системы свободной торговли и снижению таможенных тарифов различными странами повысилась конкурентоспособность японской продукции, т.е. свободная торговля способствовала дальнейшему наращиванию валового национального продукта страны. Благодаря этому, можно сказать, было обеспечено процветание сегодняшней Японии. Единственной сферой экономики, где Япония не могла конкурировать, было и остаётся сельское хозяйство. Торговля продукцией сельского хозяйства уже в течение многих десятилетий вызывает серьёзные разногласия между многими странами и приводит к обострению межгосударственных торговых отношений. Предметом спора являются разные меры протекционизма и поддержки сельского хозяйства в одних странах и стимулирования экспорта этой продукции в других. Проблемы сельского хозяйства были и являются постоянным предметом обсуждения на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО. Сельскохозяйственное производство в силу своей традиционности и ряда других факторов слишком сильно влияет на социально-политическую обстановку страны. Таким образом, для таких стран-импортёров продовольствия как Япония, вопрос торговли сельскохозяйственной продукцией рассматривается в качестве одной из важнейших задач сохранения политической независимости страны. Вопрос продукции сельского хозяйства в международной торговле превратился в предмет сложных и длительных споров в ходе «Уругвайского раунда» ГАТТ. Поэтому проблемы торговли сельскохозяйственной продукцией были выведены за рамки общих принципов ГАТТ и сформированы в виде отдельного соглашения. И при обсуждении проблем торговли продукцией сельского хозяйства Япония в большинстве случаев была критикуемой стороной.
Правительство Японии проводит
жесткую протекционистскую
Если предположить, что Япония к 2015 году достигнет поставленной цели 45%-го уровня продовольственного самообеспечения или даже пусть 50%-го уровня, то в обозримом будущем Япония по-прежнему будет удовлетворять значительную часть своих потребностей в продовольствии за счёт импорта и, по всей видимости, останется крупнейшим в мире его покупателем. Таким образом, в настоящее время японское правительство решает сложную стратегическую задачу развития и поддержки внутреннего сельскохозяйственного производства, с одной стороны, и дальнейшей либерализации импорта (под давлением ВТО) с наименьшим ущербом для собственного сельскохозяйственного сектора - с другой.