Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:27, реферат
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.
Прогнозирование
чрезвычайных ситуаций
Прогнозирование чрезвычайных
ситуаций возможно только на основе решения
задач мониторинга. Мониторинг окружающей
среды - это система наблюдений и контроля,
проводимых регулярно, по определенной
программе для оценки состояния окружающей
среды, анализа происходящих в ней процессов
и своевременного выявления тенденций
ее изменения.
Прогнозирование чрезвычайных
ситуаций - опережающее отражение вероятности
возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций на основе анализа возможных
причин ее возникновения, ее источника
в прошлом и настоящем. Прогнозирование
может носить долгосрочный, краткосрочный
или оперативный характер.
В зависимости от масштаба
чрезвычайных ситуаций различают мониторинг
глобальный, региональный, импактный,
базовый.
Глобальный мониторинг -
слежение за общемировыми процессами
и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование
возможных изменений.
Региональный мониторинг
- слежение за процессами и явлениями в
определенных регионах, в которых эти
процессы и явления отличаются по природному
характеру или по антропогенным воздействиям
от естественных биологических процессов,
их оценка и прогнозирование возможных
изменений.
Импактный мониторинг - слежение
за процессами и явлениями в особо опасных
зонах и местах, непосредственно примыкающих
к источникам загрязняющих веществ, их
оценка и прогнозирование возможных изменений.
Базовый мониторинг - слежение
за состоянием природных систем, на которые
практически не влияют региональные антропогенные
воздействия, их оценка и прогнозирование
возможных изменений. Это, как правило,
удаленные от промышленных районов территории,
биосферные заповедники.
Функционирование системы
мониторинга и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций обеспечивается министерством
по чрезвычайным ситуациям Республики
Беларусь при взаимодействии с иными органами
исполнительной власти и их территориальными
органами.
Основными задачами системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций являются:
- оперативный сбор, обработка
и анализ информации о потенциальных источниках
ЧС природного и технического характера;
- прогнозирование возможного
возникновения ЧС и их последствий на
основе оперативной фактической и прогностической
информации, поступающей от ведомственных
и иных служб наблюдения за состоянием
окружающей среды, обстановкой на потенциально
опасных объектах и прилегающих к ним
территориях;
- лабораторный контроль,
проводимый с целью обнаружения и индикации
радиоактивного, химического, биологического
(бактериологического) заражения (загрязнения)
объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
- разработка и оценка эффективности
реализации мер по предотвращению или
устранению ЧС;
- разработка сценариев развития
ЧС;
- информационное обеспечение
управления и контроля в области предупреждения
и ликвидации ЧС;
- создание специализированных
геоинформационных систем, банка данных
по источникам ЧС и других информационных
данных.
Прогнозирование стихийных
бедствий, чрезвычайные ситуации техногенного
характера.
В зависимости от времени
упреждения стихийного бедствия прогнозы
подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные прогнозы
(менее 12-15 дней) стихийных бедствий, таких
как наводнения, производятся, как правило,
посредством решения уравнений гидродинамики.
Исходными данными для прогноза наводнений
являются гидрографы (зависимости расходов
воды от времени) в различных фиксированных
створах рассматриваемого речного бассейна.
В результате выдается информация об ожидаемых
максимальных расходах и уровнях воды
в интересующих пользователя створах.
Долгосрочные гидрологические
прогнозы применяются, как правило, для
предсказания масштабов действия половодья.
Наиболее эффективный метод разработки
долгосрочных прогнозов весеннего половодья
- водно-балансовый метод, который базируется
на установлении закономерности процессов
формирования стока в речном бассейне
за периоды снеготаяния и половодья.
Прогнозирование бурь, смерчей
и ураганов производится на основе синоптического
прогноза.
Прогнозирование лесных
и торфяных пожаров осуществляется на
основе оценки синоптического прогноза
состояния погоды в определенном районе,
степени посещаемости лесных массивов
людьми, ведения лесоразработок и т.д.
Стихийные бедствия возникают
внезапно, однако, их последствия могут
быть предотвращены или существенно уменьшены
при осуществлении предупредительных
мер:
- заблаговременного прогнозирования
бедствий и их последствий;
- своевременное предупреждение
населения, а в необходимых случаях организации
его эвакуации;
- отгона и укрытия животных;
- вывоза материальных ценностей.
Прогнозирование ЧС техногенного
характера - научно обоснованное предсказание
вероятности возникновения ЧС, их развития,
характера, масштабов и последствий и
т.д.
Экологическое прогнозирование
Под экологическим прогнозированием
понимается основанное на оценке экологической
обстановки на определенной территории
научное предсказание о ее изменении и
воздействии на организм человека факторов
природной среды обитания.
Биологическое прогнозирование
Прогнозирование и оценка
биологической (бактериологической) обстановки
проводятся штабами соединений и частей
ГО до и после применения противником
бактериологического оружия или при возникновении
очагов заражения опасными болезнями
в мирное время. Для оценки санитарно-эпидемиологического
состояния территории проводится ее санитарно-эпидемиологическая
разведка.
Санитарно-эпидемиологическое
состояние территории оценивается как
благополучное, если:
- инфекционные заболевания
не связаны друг с другом и появились в
течение срока, превышающего инкубационный
период;
- состояние эпизоотической
(энзоотической) обстановки не представляет
опасности для населения и спасателей;
- отсутствуют условия для
широкого распространения инфекционных
заболеваний;
- нет массовых инфекционных
заболеваний среди населения соседних
районов, а единичные заболевания не представляют
непосредственной опасности для людей.
Санитарно-эпидемическое
состояние территории оценивается как
неустойчивое, если:
- возникли отдельные, не
регистрировавшиеся ранее, инфекционные
заболевания;
- незначительно повысился
спорадический уровень инфекционной заболеваемости
или отдельных групповых заболеваний;
- нет тенденции к дальнейшему
распространению инфекционных заболеваний;
- отсутствуют инфекционные
заболевания, за исключением спорадических
при наличии эпизоотических (энзоотических)
очагов зоонозных инфекций, могущих представлять
угрозу для населения и спасателей при
неудовлетворительном санитарном состоянии
территорий, объектов водоснабжения, некачественном
проведении противоэпидемических мероприятий
и т.д.;
- имеются очаги инфекционных
заболеваний без выраженного развития
эпидемии;
- территория расположена
в непосредственной близости от очага
опасных инфекций.
Санитарно-эпидемическое
состояние территории оценивается как
неблагоприятное, если:
- появились групповые опасные
инфекционные заболевания или очаги чумы,
холеры, желтой лихорадки и т.д. на соседних
территориях при наличии условий для их
дальнейшего распространения;
- возникли единичные особо
опасные инфекционные заболевания (чума,
холера и др.);
Санитарно-эпидемическое
состояние территории оценивается как
чрезвычайное, если:
- в короткий срок нарастает
число опасных инфекционных заболеваний
среди населения;
- возникли групповые заболевания
особо опасными инфекциями;
- активизировались природные
очаги чумы, туляремии и появились заболевания
среди людей.