Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа
1. Исходные данные (сценарий возникновения чрезвычайной ситуации на объекте морского транспорта).
Судно-контейнеровоз «Stoyko Peev» стоит у причала № 4 порта Галифакс (Канада). Получено сообщение об инциденте на территории специализированного перегрузочного комплекса для контейнеров: вследствие повреждения запорной арматуры многоэлементного газового контейнера (МЭГК) произошла утечка сжиженного газа - сероводорода. Количество разлившегося сероводорода, являющегося сильнодействующим ядовитым веществом (СДЯВ), 5 т. Характер разлива СДЯВ - «свободно».
Глава «Гражданская защита/оборона»
Прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации
на объекте морского транспорта
1. Исходные данные (сценарий возникновения чрезвычайной ситуации на объекте морского транспорта).
Судно-контейнеровоз «Stoyko Peev» стоит у причала № 4 порта Галифакс (Канада). Получено сообщение об инциденте на территории специализированного перегрузочного комплекса для контейнеров: вследствие повреждения запорной арматуры многоэлементного газового контейнера (МЭГК) произошла утечка сжиженного газа - сероводорода. Количество разлившегося сероводорода, являющегося сильнодействующим ядовитым веществом (СДЯВ), 5 т. Характер разлива СДЯВ - «свободно».
Метеорологические условия на момент аварии: время суток – день, 9.00, температура воздуха 100, скорость ветра 2 м/с, ветер – встречный, сплошная облачность. Расстояние от судна до места аварии – 0,5 км. Характер местности – территория порта.
Выполнить оперативный прогноз химической обстановки на время через 1 час после аварии. Предложить мероприятия по уменьшению возможных потерь среди экипажа судна.
2. Оценка масштабов химического заражения территории.
Выполнение расчетов ведется с помощью формул и таблиц, приведенных в Методике прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на объектах морского транспорта (Приложение 1 к «Методическим указаниям по выполнению раздела «Гражданская защита/ оборона» дипломных проектов (работ)»).
2.1. Определение степени вертикальной устойчивости воздуха.
По заданным метеорологическим условиям (время суток - день, скорость ветра 2 м/с, сплошная облачность) с помощью таблицы 1 определяем: на момент возникновения чрезвычайной ситуации степень вертикальной устойчивости воздуха - изотермия.
Таблица 1
Определение степени вертикальной устойчивости воздуха по прогнозу погоды
Скорость ветра, м/с |
Время суток | |||||
день |
ночь | |||||
Наличие облачности | ||||||
Отсутствует |
средняя |
сплошная |
отсутствует |
средняя |
сплошная | |
0,5 ≤ |
Конвекція |
конвекция |
изотермия |
инверсия |
инверсия |
изотермия |
0,6-2,0 |
Конвекція |
конвекция |
изотермия |
инверсия |
инверсия |
изотермия |
2,1 – 4,0 |
Конвекція |
изотермия |
изотермия |
инверсия |
изотермия |
изотермия |
> 4,0 |
Изотермия |
изотермия |
изотермия |
изотермия |
изотермия |
изотермия |
2.2. Расчет эквивалентного количества СДЯВ в первичном облаке.
Количественные характеристики выброса СДЯВ для расчета масштабов заражения определяются по его эквивалентным значениям.
Рассчитываем эквивалентное количество Qэ1 (т) сероводорода в первичном облаке:
Qэ1 = К1·К3·К5·К71·Qо = 0,27· 0,036·0,23·0,9·5 = 0,01 т,
где: К1 = 0,27 – коэффициент, зависящий от условий хранения сероводорода (таблица 2);
К3 = 0,036 – коэффициент, равный отношению пороговой токсодозы хлора к пороговой токсодозе сероводорода (таблица 2);
К5 = 0,23 – коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха для изотермии (п. 3.2. Методики прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на объектах морского транспорта);
К71 = 0,9 – коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха на скорость образования первичного облака (таблица 2);
Qо= 5 – количество разлившегося при аварии сероводорода, т.
Таблица 2
Характеристики СДЯВ и значения вспомогательных коэффициентов
Наиме-нование СДЯВ
|
Плотность СДЯВ, т/ м3 |
Температура кипения, °С |
Пороговая токсодоза, мг·мин/л |
Значения вспомогательных коэффициентов | ||||||||
Изометри-ческое хранение |
К1 |
K2 |
K3 |
K7 для температуры воздуха (°С) | ||||||||
-40 |
-20 |
0 |
10 |
40 | ||||||||
Газ |
Жид-кость | |||||||||||
Сероводород |
0,0015 |
0,964 |
-60,35 |
16,1 |
0,27 |
0,042 |
0,036 |
0,3 1 |
0,5 1 |
0,8 1 |
0,9 1 |
1,2 1 |
Примечание:
1. В таблице приведены значения К7 в числителе - К71 (для первичного облака), в знаменателе - К7 ІІ (для вторичного облака).
2.3. Расчет площади разлива, продолжительности поражающего действия и эквивалентного количества СДЯВ во вторичном облаке.
Площадь разлива Sр (м2) сероводорода равна:
где: – объем разлившегося сероводорода, м3;
ρ = 0,964 - плотность сероводорода, т/м3 (таблица 2);
h = 0,05 – толщина слоя сероводорода (для характера разлива - «свободно»), м.
Продолжительность поражающего действия СДЯВ определяется временем его испарения с площади разлива и временем спада концентрации СДЯВ до безопасного уровня после ухода облака зараженного воздуха от данной точки.
Рассчитываем продолжительность поражающего действия Т (ч) сероводорода:
h · ρ 1 0,05 · 0,964 1
T = ---------------- + --------- = --------------- + ------- = 0,86 + 0,42 = 1,27 ч. = 1 ч.16 мин.,
К2 · К4 · К7ІІ Км · vп 0,042· 1,33 · 1 0,2 · 12
где: К2 = 0,042 – коэффициент, зависящий от физико-химических свойств сероводорода (таблица 2);
К4 = 1,33 – коэффициент, учитывающий скорость ветра (таблица 3);
К7ІІ = 1 – коэффициент, учитывающий влияние температуры окружающего воздуха на скорость образования вторичного облака (таблица 2);
Км = 0,2 – коэффициент, учитывающий влияние местности на скорость распространения облака сероводорода (таблица 4);
vп = 12 – скорость переноса переднего фронта зараженного воздуха, км/ч (таблица 5).
Таблица 3
Значение коэффициента К4 в зависимости от скорости ветра
Скорость ветра (u), м/с |
1≤ |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
К4 |
1 |
1,33 |
1,67 |
2,0 |
2,34 |
2,67 |
3,0 |
3,34 |
3,67 |
4,0 |
Таблица 4
Значение коэффициента Км в зависимости от влияния характера местности
Рельеф местности, вид растительности и застройки |
Вертикальная устойчивость воздуха | ||
конвекция |
изотермия |
инверсия | |
Водная поверхность, открытая местность |
1 |
1 |
1 |
Равнинный, редкие деревья |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
Равнинный, густой лес |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Холмистый, редкие деревья |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Холмистый, густой лес |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Предгорья, редкие деревья |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Предгорья, густой лес |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Редкие здания |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
Городская (промышленная) застройка |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
Территория порта |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
Таблица 5
Скорость (км/ч) переноса vп переднего фронта облака зараженного воздуха
в зависимости от скорости ветра
Степень вертикальной устойчивости воздуха |
Скорость ветра (u), м/с | |||||||||
1≤ |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Инверсия |
5 |
10 |
16 |
21 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Изотермия |
6 |
12 |
18 |
24 |
29 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
Конвекция |
7 |
14 |
21 |
28 |
Рассчитываем эквивалентное количество сероводорода Qэ2 (т) во вторичном облаке:
Qо
Qэ2
= (1-К1)·К2·К3·К4·К5·К6·К7
ІІ · ----- = (1-0,27)·0,042·0,036·1,33·0,
h · ρ 0,05·0,964
где: К6 = N 0,8 = 1 0,8 = 1– коэффициент, зависящий от времени N, прошедшего с момента начала аварии (по условию задачи N= 1 ч);
К7ІІ = 1 – коэффициент, учитывающий влияние температуры окружающего воздуха на скорость образования вторичного облака (таблица 2).
2.4. Определение глубины и площади зоны заражения.
Определение глубины зоны заражения первичным (вторичным) облаком СДЯВ при авариях на технологических емкостях, хранилищах и транспорте ведется с использованием таблицы 6.
Таблица 6
Глубина (км) зоны заражения
Скорость ветра, м/с |
Эквивалентное количество СДЯВ, т | ||||||||
0,01 |
0,05 |
0,1 |
0,5 |
1 |
3 |
5 |
10 |
20 | |
1 и менее |
0,38 |
0,85 |
1,25 |
3,16 |
4,75 |
9,18 |
12,53 |
19,20 |
29,56 |
2 |
0,26 |
0,59 |
0,84 |
1,92 |
2,84 |
5,35 |
7,20 |
10,83 |
16,44 |
3 |
0,22 |
0,48 |
0,68 |
1,53 |
2,17 |
3,99 |
5,34 |
7,96 |
11,94 |
4 |
0,19 |
0,42 |
0,59 |
1,33 |
1,88 |
3,28 |
4,36 |
6,46 |
9,62 |
5 |
0,17 |
0,38 |
0,53 |
1,19 |
1,68 |
2,91 |
3,75 |
5,53 |
8,19 |
6 |
0,15 |
0,34 |
0,48 |
1,09 |
1,53 |
2,66 |
3,43 |
4,88 |
7,20 |
7 |
0,14 |
0,32 |
0,45 |
1,00 |
1,42 |
2,46 |
3,17 |
4,49 |
6,48 |
8 |
0,13 |
0,30 |
0,42 |
0,94 |
1,33 |
2,30 |
2,97 |
4,20 |
5,92 |
9 |
0,12 |
0,28 |
0,40 |
0,88 |
1,25 |
2,17 |
2,80 |
3,96 |
5,60 |
10 |
0,12 |
0,26 |
0,38 |
0,84 |
1,19 |
2,06 |
2,66 |
3,76 |
5,31 |
Информация о работе Прогнозирование последствий чрезвычайной ситуации на объекте морского транспорта