Производственный шум и вибрация. Охрана труда на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 01:10, реферат

Описание работы

Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства (например, замена тяжелого физического труда машинами, внедрение роботов, заменяющих человека там, где это опасно для его жизни и здоровья, герметизация технологических процессов на химических предприятиях). Но если техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………...….. 3
1. Основные понятия……………………………………………………………...…… 4
2. Шум …………………………………………………………………….. 5
2.1 Шумовые эффекты ………………………………………………………... 5
2.2 Влияние шума на организм человека …………………………… 6
2.3 Допустимые уровни шума для населения ………………........ 8
2.4 Методы и средства защиты от шума ……………………………. 9
3. Вибрации ………………………………………………………………………......... 11
3.1 Производственная вибрация ………………………………………… 11
3.2 Действие вибрации на организм человека …………………… 11
3.3 Нормирование вибраций ………………………………………………. 14
3.4 Методы и средства защиты от вибраций …………….……….. 16
4.Понятие охраны труда ………………………………………………………… 19
4.1. Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению безопасности и гигиены труда…………………... 20
4.2. Правила и инструкции по охране труда ………………….. 22
4.3.Специальные правила охраны труда на тяжелых, вредных и опасных работах………………………………………………………………………. 24
4.4.Специальные нормы по охране труда женщин,
несовершеннолетних и лиц с пониженной
трудоспособностью…………………............................................................. 27

4.5.Расследование и учет несчастных случаев на производстве 30

Вывод …………………………………………………………………………………. 32

Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Для женщин установлены  предельные нормы переноски и  перемещения тяжестей — 10 кг при чередовании с другой работой, а если работа связана с постоянным в течение смены подъемом и перемещением тяжестей — 7 кг.

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать с рабочей поверхности — 1750 кгм; с пола — 875 кгм. В массу груза включается тара и упаковка. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг (Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» ).

Законодательство  предусматривает необходимость  ограничения труда женщин в ночное время. Такой труд допускается только в тех отраслях народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью (ст. 161 КЗоТ).

Особые гарантии и льготы установлены для беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей. К ним относятся: гарантии при приеме на работу и запрещение увольнения по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, обязательное трудоустройство этих женщин при увольнении их в случае ликвидации организации, а также по окончании срочного трудового договора (ст. 170 КЗоТ); перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 164 КЗоТ).

Для этих женщин установлены льготы и гарантии в  области рабочего времени, отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми (ст.ст. 161-163, 165-169 КЗоТ).

Не допускается  привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до шестнадцати лет) не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа, продолжительностью не менее тридцати минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее часа. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются администрацией совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом с учетом пожеланий матери.

На промышленных предприятиях, в которых широко применяется  женский труд, обеспечивается необходимое  санитарно-бытовое обслуживание женщин (путем оборудования комнат для кормления грудных детей, комнат личной гигиены), организуются детские ясли и сады (ст. 172 КЗоТ). Все вопросы, связанные с улучшением условий труда и быта женщин на таких предприятиях, решаются обычно в коллективных договорах.

Охрана труда  несовершеннолетних. Несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в  правах к совершеннолетним. Наряду с этим для них установлены дополнительные льготы и гарантии трудовых прав.

В интересах  охраны здоровья несовершеннолетних запрещается применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Список таких работ утверждается в порядке, установленном законодательством (ныне действует Список, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1980г.)

Запрещается переноска  и передвижение несовершеннолетними  тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Не разрешается привлекать несовершеннолетних к работам, заключающимся исключительно в переноске или передвижении тяжестей весом свыше 4,1 кг. При переноске вручную тяжесть не должна превышать: для юношей — 16,4 кг., для девушек — 10,25 кг. (Эти нормы утверждены постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. «О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками»).

Лица, моложе 21 года, принимаются на работу лишь после  предварительного обязательного медицинского осмотра. Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Для несовершеннолетних установлены специальные правила  трудоустройства (ст. 181, 182 КЗоТ), дополнительные гарантии при увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст.ст. 43,54,67, 74,177, 178 КЗоТ), оплаты труда (ст. 179, 180 КЗоТ)2.

Охрана труда  лиц с пониженной трудоспособностью. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (ст. 7 Конституции РФ).

В трудовом и  пенсионном законодательстве предусмотрены  льготы и дополнительные гарантии инвалидам и работающим пенсионерам по старости. Одной из таких льгот является выплата пенсий работающим пенсионерам.

Трудовое законодательство предусматривает также специальные  правила о трудоустройстве инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ). Для инвалидов I и II групп установлено сокращенное рабочее время (35 часов в неделю).

Пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп  по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения содержания продолжительностью до двух месяцев.

4.5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

 

Для выявления  и устранения причин и условий, способствующих нарушениям правил охраны труда, для  обеспечения интересов работника, утратившего трудоспособность в результате трудового увечья, важное значение имеют расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Ответственность за организацию и своевременное  расследование и учет несчастных случаев несет работодатель.

Положение о  порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. В соответствии с этим Положением расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Ее состав утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица.

Расследование обстоятельств и причин несчастного  случая должно быть проведено в течение 3 суток.

При расследовании  групповых несчастных случаев и  несчастных случаев с тяжкими последствиями (смертью, возможной инвалидностью) в комиссию включаются также государственный инспектор по охране труда и представитель органа исполнительной власти субъекта федерации. При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включаются также представители соответствующих органов федерации. Расследование в этих случаях производится в течение 15 дней.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот. Каждый несчастный случай,  вызвавший  нетрудоспособность работника по своей основной работе не менее чем на один рабочий день, оформляется специальным актом (форма Н-1) в 2 экземплярах на каждого пострадавшего. Один из них выдается пострадавшему или родственникам погибшего по их требованию не позднее трех дней после окончания расследования. Второй экземпляр вместе с материалами расследования хранится по месту работы в течение 45 лет.

При несчастных случаях групповых и с указанными выше тяжкими последствиями оформляются  также материалы расследования (в том числе протоколы опросов и объяснения пострадавших и других лиц, экспертные заключения специалистов, медицинское заключение и др.). На их основе составляется акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со смертельным исходом по установленной форме. Этот акт вместе с материалами расследования и актом по форме Н-1 Направляется в 3-дневный срок после оформления работодателем в прокуратуру, в государственную инспекцию труда субъекта федерации, а также в орган государственного надзора (по его требованию), если несчастный случай произошел на подконтрольном ему объекте. Кроме того акт расследования (без материалов) и копия акта по форме Н-1 — направляются в федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев рассматриваются органами Федеральной инспекции труда или судом.

Акты по форме Н-1 регистрируются в специальном журнале, а несчастные случаи, оформленные такими актами, включаются в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод 
 
     Влияние шума и вибрации на человека и его организм в последние десятилетия стало одной из актуальнейших проблем во всех странах мира. Шум воздействует на человека на производстве (имеются в виду промышленные предприятия и некоторые шумовые объекты), улице и в доме.  
     От неудовлетворительного состояния дел с безопасностью жизнедеятельности страна ежегодно несет большие человеческие, финансово-экономические, материальные и моральные потери. Обеспечение безопасности производства и охраны труда работников – одна из самых главных проблем национальной безопасности страны. На данный момент в нашей стране на многих предприятиях не соблюдается техника безопасности, а условия труда благоприятными не назовешь.  
     Под влиянием интенсивного шума и вибрации наступают повышенная утомляемость и раздражительность, плохой сон, головная боль, ослабление памяти, внимания и остроты зрения, что ведет к снижению производительности труда (в среднем на 10-15 %) и часто является причиной травматизма. Вибрация и шум влияют на сердечнососудистую, эндокринную и нервную системы, нарушают координацию движений. Адаптация человека к шуму невозможна.

     Исполнение  администрацией обязанности обеспечить  здоровые и безопасные условия  труда требует от нее активных  действий, проведения организационно-технических мероприятий. Это необходимо в частности, при изменении технологии, в связи с амортизацией станков, механизмов, сооружений, а также средств техники безопасности и т.д. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний. Повседневная текущая работа должна проводиться по обеспечению нормального функционирования вентиляции, отопительных систем, по снабжению рабочих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, водой, мылом, по проведению инструктажей по технике безопасности и производственной санитарии.

Все это требует  организации работы в области  охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляет федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

Для организации  работы по охране труда на предприятии, в учреждении, организации создаются в случае необходимости соответствующие службы или привлекаются специалисты на договорной основе.

Структура и  численность работников такой службы определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

На предприятии  с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателя, профсоюзных и иных уполномоченных работниками органов.

Для проведения работы по охране труда необходимы денежные средства, которые выделяются в установленном законом порядке и могут расходоваться в соответствии с планами мероприятий по охране труда строго по назначению. Планирование и финансирование таких мероприятий являются составными частями экономического механизма обеспечения охраны труда (ст. 16 Основ законодательства об охране труда).

Финансирование  охраны труда осуществляется за счет бюджетных ассигнований, а также  из фондов охраны труда. Такие фонды  создаются на федеральном, территориальном уровнях и на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые  средства в объемах, определяемых коллективными  договорами или соглашениями. Средства, направляемые в фонд охраны труда, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий труда.

Организации, использующие средства фонда охраны труда не по назначению, должны полностью возместить затраченные средства в указанный  фонд и уплатить штраф в федеральный  фонд охраны труда в размере 100% средств, затраченных не по назначению.

На предприятиях могут разрабатываться и утверждаться после обсуждения и одобрения трудовыми коллективами комплексные планы улучшения условий работы, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Конкретный перечень мероприятий по охране труда включается в коллективный договор с учетом состояния условий труда, имеющихся денежных средств и материальных ресурсов, а также предложений работников, органов государственного надзора и органов по труду федерации и ее субъектов.

Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных в коллективном договоре, осуществляет администрация организации при активном участии и под контролем трудового коллектива и профсоюза.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Ковригин К.Н., Михеев А.П. Влияние уровня шума на производительность труда.- М.: Гигиена и санитария, 1965
  2. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник. - М.: Икар, 2002.

Информация о работе Производственный шум и вибрация. Охрана труда на производстве