Промышленный шпионаж – проблема будущего и настоящего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть задачи, объекты и методы промышленного шпионажа, раскрыть смысл понятия «коммерческая тайна», обосновать необходимость проведения промышленного шпионажа.

Содержание работы

Введение
1. Понятие промышленного шпионажа
2. Промышленный шпионаж – проблема будущего и настоящего
3. Масштабы китайского промышленного шпионажа. Промышленный кибершпионаж.
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

БЖД реферат, пром шпионаж готов.docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Промышленный шпионаж – проблема будущего и настоящего

 

 

Содержание

 

Введение 

1. Понятие промышленного шпионажа

2. Промышленный  шпионаж – проблема будущего  и настоящего

3. Масштабы китайского промышленного шпионажа. Промышленный кибершпионаж.

Заключение

Источники

 

 

 

Введение

 

В современной мире каждый предприниматель должен отдавать себе отчет в том, что от конфиденциальности информации во многом зависит успех бизнеса. Каждый день в любой, даже самой маленькой организации, происходит внешний и внутренний обмен информации. Сотрудники ежедневно оперируют данными не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Порой они не задумываются, что оперативная и, на первый взгляд, неважная информация может представлять для кого-то из внешней среды особую ценность. Поэтому задача предпринимателя сохранить свою информацию, не допустить ее утечки.

В настоящее  время любой бизнесмен, независимо от величины его работающих активов, окружен различными факторами риска, способными разрушить его материальное и финансовое благосостояние. Если проанализировать причины падения результативности предпринимательства, то большинство из них можно свести к одному – это неумение, а порой и просто нежелание заниматься обработкой и анализом имеющейся информации об окружающей его, часто агрессивной, среде. На сегодняшний информации в пространствах интернета очень много, но мало кто из предпринимателей может определить тип необходимой для его предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, пополнение, хранение, систематизацию, избежать дезинформирования, умело использовать информацию при принятии решения и организовать текущий контроль предпринимательского проекта.

В связи  с этим актуальным сегодня является создание стройной системы экономической разведки о рынках сбыта, конкурентах, партнерах, контрагентах, новых технологиях, законодательных актах, и кроме того – знание применяемых в бизнесе способов поиска, получения, использования информации, а также применяемых видов обмана и мошенничества.

Жесточайшая конкурентная борьба за рынки сбыта  продукции, сферы приложения капиталов и стремление к получению максимальных прибылей вынуждают руководство крупных корпораций внимательно следить за деятельностью своих конкурентов. При этом может применяться как экономическая разведка, так и промышленный шпионаж.

Целью данной работы является рассмотреть задачи, объекты и методы промышленного шпионажа, раскрыть смысл понятия «коммерческая тайна», обосновать необходимость проведения промышленного шпионажа.

 

 

 

1. Промышленный шпионаж

 

Термин “шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”, “научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор или  хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.

По западной теории "промышленный шпионаж - это  добывание законным и незаконным путем у конкурирующих фирм (монополий, а также партий, физических или  юридических лиц, правоохранительных органов и т.д.) сведений или информации из области научных исследований, производства продукции по наиболее перспективной технологии, а также  персональных данных в целях их использования  в конкурентной борьбе или даже в  корыстных целях".

Промышленный  шпионаж вначале был известен как коммерческий шпионаж, применявшийся с целью получения сведений, недоступных обычными легальными методами. Если говорить о частном секторе экономики, то многие компании, имеющие грамотный менеджмент, давно шпионят за своими конкурентами, не жалея сил и средств. Но в 80-е годы прошлого столетия словосочетание «промышленный шпионаж» стали применять также по отношению к шпионажу одного государства против другого. В отличие от экономической разведки, которая, главным образом, имеет дело с открытыми источниками информации, промышленный шпионаж предусматривает ведение разведки специальными тайными методами.

Термин  промышленный, коммерческий, научно-технический  шпионаж означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами. Наиболее полное с юридической точки зрения определение дает Интерпол: «Это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики».

Кто может  стать жертвой промышленного  шпионажа? Ответ прост – практически  любой бизнесмен. Более того, крупной  фирме разглашение информации может нанести существенный, но все же поправимый ущерб. А для небольшого предприятия такое разглашение станет смертельным и приведет к банкротству. Как считают западные специалисты, утечка 20% коммерческой информации в 60-ти случаях из 100 приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже преуспевающая фирма США не просуществует более трех суток, если ее информация, составляющая коммерческую тайну, станет известной. Тот, кто наивно считает, что у него нет информации, которую нужно защищать, очень сильно ошибается. Получение прибыли – это уже предпосылка стать жертвой. Наличие конкурентов – еще одна серьезная предпосылка. Думать, что все будут соблюдать правила джентльменской игры – большая ошибка. Конкуренты попытаются сделать все возможное и невозможное, чтобы захватить весь рынок и стать монополистом. А как это сделать? Очень просто: побольше узнать о сопернике и его достоинства превратить в его же недостатки. В условиях, когда о своей защите никто не заботится, такая работа не составит особого труда. Кстати, интересный факт из практики: на десяток обращений с просьбой собрать информацию о конкурентах приходится примерно одно о защите своей информации от шпионажа. Иногда это доходит до абсурда. Бизнесмен просит провести сбор и анализ информации, а на предложение защиты его информации и проведение контрразведывательных мероприятий говорит: «Да кому я нужен, никто обо мне ничего собирать не будет». Человек хочет знать больше о конкурентах, а допустить у них такое же желание не может.

Бывший директор Главного управления внешней безопасности (DGSE) Франции Клод Сильберзан в своем интервью газете «Le Monde» открыто заявил, что «современный шпионаж является главным образом экономическим, научным, техническим и финансовым». В этом плане весьма показателен крупный международный скандал, разгоревшийся в марте 1993 года. Поводом для него стал полученный посольством США в Париже пакет с секретными документами, в которых содержался стратегический план торговых войн начала 90-х годов. В этом плане четко определялись задачи французской разведки по получению конфиденциальной информации о деятельности американских фирм, банков и брокерских домов. В сферу интересов DGSE были включены маркетинговая стратегия, тактика заключения сделок, планы инвестиций и многое другое.

Промышленный  шпионаж осуществляется с целью  овладения рынками сбыта, подделки товаров, дискредитации или устранения конкурентов, срыва переговоров по контрактам, перепродажи фирменных секретов, шантажа определенных лиц, создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций.

При планировании разведывательной деятельности опираются  на три главных принципа:

– определение целей разведывательной деятельности;

– определение потребности в информации для достижения этих целей;

– определение источников получения необходимой информации.

Промышленный  шпионаж является единственной предпринимательской  отраслью, которая не страдает от возникающих  периодически кризисов экономики. Мало того, по мере роста инфляции, усиления конкуренции и социальной напряженности промышленный шпионаж лишь активизируется.

Практика  свидетельствует, что негосударственные  организации, занимающиеся промышленным шпионажем, проявляют наибольший интерес  к ряду показателей фирм, организаций и банков. Это:

– финансовые отчеты и прогнозы;

– маркетинг и стратегия цен;

– технические параметры существующей и перспективной продукции;

– условия контрактов;

– перспективные планы развития производства;

– финансовое положение компаний;

– условия продажи или слияния фирм;

– организационная структура корпорации;

– элементы систем доступа к информационным сетям и центрам.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5% торгового оборота крупных концернов. Так, в некоторых японских фирмах разведывательной работой постоянно занимаются до 250 человек. По данным журнала «Тайм», из-за хищения производственных секретов американские фирмы терпят убытки примерно в 20 млрд. долларов в год. Эта цифра, видимо, сильно занижена. Образованы специальные службы транснациональных корпораций, сотрудничающие с государственной разведкой, такие, как «Американское сообщество по промышленной безопасности».

Существует  множество способов получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов. Условно их можно разделить на две большие группы: законные и незаконные методы, что, собственно, и подразумевает деление добывания информации на экономическую разведку и промышленный шпионаж.

Незаконные  методы (то есть методы промышленного  шпионажа):

– выведывание интересующей информации у специалистов конкурентов;

– сманивание специалистов для получения от них информации;

– подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента;

– засылка агентов на фирму или в окружение ведущих специалистов;

– похищение чертежей, документов и образцов изделий;

– негласный контроль за деловой корреспонденцией;

– незаконное получение информации у государственных чиновников;

– получение информации с использованием технических средств;

– ложные переговоры и последующий отказ от них после получения необходимой информации и др.

Для осуществления  промышленного шпионажа используется ряд специально разработанных средств. Среди них можно назвать:

– специальная звукозаписывающая аппаратура;

– приборы для съема информации с телефонных линий связи;

– мини-радиозакладки;

– аппаратура для съема информации с окон с помощью лазерных излучателей;

– направленные микрофоны;

– специальные системы наблюдения и передачи видеоизображения;

– специальная фотоаппаратура;

– приборы наблюдения;

– приборы ночного видения;

– аппаратура для выявления радиоактивного и иного излучения.

Информация  о конкурентах, полученная как законными, так и незаконными методами имеет свойство устаревать. По опубликованным данным, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10% в день (например, в случаях предупреждения вымогательства, краткосрочного кредитования, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца). Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10% в месяц (сведения о крупных клиентах и торговых партнерах, преступных группировках и т.д.). Информация о неизменных объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы) теряет ценность примерно по 15% в год.

 

2. Промышленный шпионаж – проблема  будущего и настоящего

Промышленный  шпионаж в последнее время  становится большим бизнесом и затрагивает многие важные секторы - компьютерный бизнес, автомобилестроение, телекоммуникации. Любая компания, продукция которой связана с высокими технологиями, находится под угрозой. Исполнительный директор одной из крупнейших в мире компаний, действующих в аэрокосмической и оборонной сфере, подтверждает, что в его отрасли «промышленный шпионаж уже является проблемой и станет еще большей проблемой в будущем.

Сбор  корпоративной информации ведется  преимущественно в рамках закона, основываясь на таких традиционных действиях, как сбор обрывочной информации о конкурентах во время посещения  торговых выставок. Но мало кто сомневается, что незаконная деятельность в этой сфере играет все большую роль.

Способы, которые используют для поиска секретов, разнообразны. Один из наиболее широко используемых - когда сотрудник меняет место работы, унося с собой конфиденциальную информацию. Андреа Риелло, гендиректор Riello (крупной итальянской компании - производителя станков), говорит: «В нашей компании три раза за последние пять лет были украдены технические секреты, а затем использованы в продуктах, выпущенных конкурентами. В каждом случае есть подозрения, что бывшие сотрудники передали данные другим компаниям». Сбор доказательств затруднен, добавляет Риелло, а потому его компания не пыталась юридическими методами бороться с кражей технологий.

Принимая  во внимание все виды промышленного  шпионажа, представители американской разведки предположительно оценивают  потери в продажах из-за незаконного  присвоения технологий и бизнес-идей в $100-250 млрд в год. General Motors, Ford, General Electric, Intel и Boeing входят в число американских компаний, пострадавших от промышленного шпионажа, хотя никто не хочет лишний раз обсуждать детали. В Европе озабоченность по поводу потери технических ноу-хау привела к тому, что от комиссии ЕС в Брюсселе потребовали создать группу для мониторинга иностранной инвестиционной активности.

 

3. Масштабы китайского промышленного шпионажа. Промышленный кибершпионаж.

У России, Франции и Израиля также есть государственные и частные программы, направленные на получение соответствующих  технологий от иностранных компаний, но методический подход Китая в корпоративной индустрии безопасности называют уникальным. Один менеджер, много лет занимавшийся корпоративной безопасностью крупных многонациональных компаний в Китае, говорит, что США рассматривают эту страну как источник наибольшей угрозы, если говорить об охоте за коммерческой конфиденциальной информацией. Найджел Инкстер, директор лондонского Международного института стратегических исследований, предупреждает, что коммерческий шпионаж в настоящее время стал «большим бизнесом», а такие страны, как Китай, заняты им «в промышленных масштабах».

В следующем  месяце исполняется 25 лет с того момента, как Дэн Сяопин утвердил правительственную программу, известную  как «проект 863» (она названа так  по дате - третий месяц 1986 г.). «Проект 863»  по-прежнему существует, финансируется  и управляется китайским правительством.

Информация о работе Промышленный шпионаж – проблема будущего и настоящего