Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации. Именно освещению этих аспектов и посвящена данная работа.

Содержание работы

Введение 3
Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций 4
Психологические состояния людей при ЧС 10
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях 14
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 421.39 Кб (Скачать файл)

     После трагедии на Чернобыльской АЭС, выявившей потенциальные возможности проявления человеческого фактора, в настоящее время на АЭС приняты все меры, чтобы не допустить ошибочного вмешательства человека за счет многократного дублирования, перепроверок действий человека-оператора, контроля представителей самого высокого уровня, отвечающих за безопасность на атомных электростанциях при выполнении проектных и наладочных работ.

     Учитываются психофизиологические возможности  человека в экстремальных условиях, т.е. при появлении признаков развития аварийной ситуации. В таких условиях от человека требуется предельная собранность, четкость действий, способность принимать своевременные безошибочные решения или решения, вероятность неблагополучных последствий которых была бы близка к нулю.

     Осуществляется  тщательный отбор операторов по их способности к распознанию и локализации аварийной остановки (по определенным методам оценки эффективности работы человека в такой обстановке). Природные возможности человека по распознаванию, локализации и ликвидации ЧС ограничены. Проводится обучение операторов расширению таких возможностей и привитию твердых навыков для действий в условиях острого дефицита времени. С учетом возможностей человека в условиях стрессовых ситуаций должны отрабатываться требования к надежности объекта управления (или обслуживания) и к средствам обеспечения безопасности.

     Деятельность  оператора сопряжена с ошибками, которые могут приводить к снижению эффективности распознавания признаков усложнения ситуации, приближения или возникновения аварийной обстановки, а также к снижению эффективности действий по локализации и парированию неблагоприятного развития аварийной обстановки.

     Ошибки  оператора возникают в процессе восприятия информации (сенсорные ошибки), при принятии решений (логические, эвристические) и при реализации принятых решений (оперативные, моторные).

     Сенсорные ошибки связаны с изменениями  чувствительности анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного) под воздействием различных неблагоприятных факторов, включая ЧС, и ведут к искажению первичной (исходной) информации о состоянии управляемого объекта.

     Основные  причины, приводящие к логическим, эвристическим, оперативным и моторным ошибкам, — острый дефицит времени в процессе Ч С. Это ведет к чрезмерной психической нагрузке оператора. Ошибки, связанные не с аварийной обстановкой, обычно относятся к человеческому фактору.

     Влияние человеческого фактора может быть усилено или ослаблено особенностями компоновки рабочего места оператора, его психофизиологическим состоянием, качеством инструкций, регламентирующих процесс управления объектом, организацией технологической последовательности тренировок, выполнения операций и контролем результатов их выполнения.

     На  безопасность работы объекта влияет степень автоматизации процесса его управления. При постоянном использовании  автоматизированных систем управления оператор теряет свои профессиональные навыки и при отказе автоматики может оказаться психологически и физически не готовым своевременно перейти на ручное управление.

     При возникновении аварийной обстановки деятельность человека сводится к четырем последовательно реализуемым этапам:

     1 — поиск, восприятие и декодирование  информации;

     2 — оценка информации и выделение совокупности информационных признаков;

     3 — формирование концептуальной  модели деятельности и принятие  решения;

     4 — практическая реализация принятого  решения.

     Четвертый этап подводит итог деятельности человека по трем предыдущим этапам, и ошибки, допущенные на данном этапе, могут свести на нет всю работу оператора, выполненную на предыдущих этапах деятельности. Это необходимо учитывать в условиях повышенного стресса.

     Степень профессиональной пригодности человека как соответствующего звена автоматизированных объектов управления должна оцениваться по критериям, учитывающим не только его психофизические особенности (быстроту реакции, особенности памяти, точность отслеживания и т.д.), но и специфическую способность принимать правильные решения в аварийных ситуациях. При этом эффективность работы человека зависит в основном от его психологической подготовки к действиям в ЧС.

 

     

Психология  поведения человека в чрезвычайных ситуациях

 

     Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

     При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется  психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый  действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

     Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

     Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными  и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции  на опасность.

     Наибольшую  опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать  его гибель в результате различных  агрессивных воздействий — это  различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

     Под групповым поведением людей в  ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

     Групповое поведение людей связано с  одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных  факторов, которые связаны с групповым  умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

 

Заключение

     В условиях катастроф и стихийных  бедствий тяжесть нервно-психических  нарушений у населения зависит  от многих факторов: возраст, пол, уровень  исходной социальной адаптации; индивидуальные особенности; дополнительные факторы к моменту катастрофы. Эти факты заставляют нас говорить о том, что вопросы, связанные с оказанием психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, не могут далее оставаться в рамках одного ведомства, а приобретают государственное значение.

     Опыт  показывает, что руководители, принимающие  ответственные государственные решения, порой не знают, не понимают и не учитывают психологических закономерностей и социально-психологических феноменов, сопровождающих развитие событий в экстремальных ситуациях. Подобного рода решения и действия ведут к возрастанию психологических и социальных проблем, поэтому чрезвычайное значение для обеспечения психологической безопасности населения имеет повышение психологической грамотности силовых ведомств и руководящего звена, а так же и самого населения. Учет психологических особенностей людей позволяет принимать наиболее адекватные в той или иной ситуации меры.

     Особое  место в системе психологической  безопасности занимает информационно-психологический аспект, связанный с формированием массового сознания населения.

     В данной работе были рассмотрены психологические  особенности причин чрезвычайных ситуаций, поведения населения в них, аспекты  качественной подготовки к ЧС и психологии поведения населения в чрезвычайных ситуациях. Все это неоспоримо важно и необходимо знать для обеспечения все более и более  психологически безопасного поведения населения в условиях ЧС.

 

Список  литературы

 

     1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

     2. Воздвиженский Ю.М. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных     ситуациях / СПбГУТ. СПб, 1996.

     3. Дзилиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М., 2003

     4. Коган Б.М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 2000.

     5. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных    условиях  Л.:   Красное Знамя, 1998.

     6. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Наука, 2008.

     7.Соколова  Е.Т. Проективные методы исследования  личности. М.: Знание, 2000.

     8. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирования надежности деятельности специалистов экстремального профиля. - СПб., 2000

     9.  Чрезвычайная служба России / Под общей ред. Шойгу С.К. - М., 2000. 


Информация о работе Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях