Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

Файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

1. Введение

 

Я выбрала тему: «Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности» так как «жизнь»  наивысшая ценность. За ее сохранение борется не только человек, общество, но и государство. Культура безопасности жизнедеятельности помогает избежать многие разрушительные последствия.

Так, по оценкам  ученых, в первой половине 21 века может  произойти эволюционный кризис всего  человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Современный стиль  жизни населения планеты, ведущий  к недопустимому уровню расхода  природных ресурсов и выброса  веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.

Есть понимание  и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни  человека и в нем должны принимать  активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.

Вместе с  тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и  направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные  с иными опасностями, в том  числе и несоблюдением норм здорового  образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.

Большая часть  этих потерь связана с низкой культурой  поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.

В наше время  необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.

 

 

2. Составляющие  культуры безопасности жизнедеятельности

 

Для установления основного содержания понятия «культура  безопасности жизнедеятельности» нужно  рассмотреть понятия «культура», «безопасность», «жизнедеятельность»  и сопоставить эти понятия.

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Безопасность  – необходимое условие дальнейшего  развития общества, государства и  цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности не возможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение понятий  «культура» и «безопасность» впервые  было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В настоящее  время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и  деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:

мирровоззренческая  основа, система ценностей;

традиции, устойчивые правила поведения членов общества;

духовные, интелектуальные  и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение:

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние  развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

 

Основные направления  деятельности КБЖ:

научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

патриотическое  и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС  России;

научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;

научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие современных  методов обучения населения и  подготовки специалистов, в том числе  с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование организации обучения подрастающего  поколения в области безопасной жизнедеятельности;

разработка  учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;

популяризация профессии спасателя и пожарного.

 

3. Пути  формирования и составные элементы  культуры безопасности жизнедеятельности

 

Итак, можно  назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

- на индивидуальном  уровне - это мировоззрение, нормы  поведения, индивидуальные ценности  и подготовленность человека  в области безопасности жизнедеятельности  ;

- на коллективном  уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

- на общественно-государственном  уровне - традиции безопасного поведения,  общественные ценности, подготовленность  всего населения в сфере безопасности  жизнедеятельности.

Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов и средств ее формирования у населения страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему.

- На индивидуальном  уровне - семейное воспитание, обучение  и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях.

- На коллективном  уровне -развитие системы корпоративных  ценностей, профессиональной этики  и морали, подготовка персонала  потенциально опасных и других  объектов.

- На общественно-государственном  уровне - проведение государственной  политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать  личность. Ее качества служат определяющими  факторами предотвращения угроз  и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.

Высший уровень  формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

На каждом уровне можно выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования. См. Таблица 1.

 

Формирование  культуры безопасности жизнедеятельности

Уровни

Элементы

Методы и  средства

Индивидуальный

Мировоззрение

Нормы поведения

Индивидуальные  ценности

Подготовленность  в области безопасности

Воспитание  и обучение в:

- семье;

- учреждениях  общего

и профессионального  образования в рамках общеобязательных курсов ОБЖ и БЖД;

- кадетских  корпусах, школах, классах;

- центрах, полевых  лагерях;

- общественных  организациях и движениях

Коллективный

Корпоративные ценности

Профессиональные этика и мораль

Подготовленность  персонала в области безопасности

Развитие системы  корпоративных

ценностей

Воспитание  и обучение

Обучение персонала  потенциально опасных объектов

Общественно-государственный

Нормативно-правовое регулирование Государственное управление

Традиции и  ценности безопасной жизнедеятельности

Подготовленность  населения в области безопасности

Совершенствование нормативно-правовой базы

Реализация  государственной политики

Научно-техническая  деятельность в области управления рисками

Развитие общенациональной идеологии безопасности Социальная реклама безопасности

Система подготовки в области ГО и защиты от ЧС


 

Ведущую роль по организации  формирования КБЖ в соответствующих  сферах должны взять на себя федеральные  органы исполнительной власти. МЧС России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

При этом решающий вклад  в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- ключевым звеном формирования  КБЖ является обучение, которое  наиболее эффективно в детском  и юношеском возрасте. Обучение  неразрывно связано с воспитанием,  и проводятся они наиболее  интенсивно и всеохватывающе  в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых в конечном счете подведомственна Минобрнауки России;

- обучение в интересах  формирования КБЖ в образовательных  учреждениях уже сейчас осуществляется  в рамках курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

Информация о работе Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности