Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:42, реферат
В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.
1. Введение
Я выбрала тему: «Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности» так как «жизнь» наивысшая ценность. За ее сохранение борется не только человек, общество, но и государство. Культура безопасности жизнедеятельности помогает избежать многие разрушительные последствия.
Так, по оценкам ученых, в первой половине 21 века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.
Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли.
Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека и в нем должны принимать активное участие семья, школы, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации.
Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования культуры безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев искусственно выделяется его органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях. Этим нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Однако гибель людей и материальный ущерб, связанные с иными опасностями, в том числе и несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от ЧС. Так, в России ежегодно погибают в результате: ДТП – более 26 тыс. человек, производственного травматизма – около 25 тыс. человек, отравления алкоголем и передозировки наркотиков – до 300 тыс. человек, суицидов – более 49 тыс. человек, заболеваний, вызванных табакокурением, – более 70 тыс. человек, влияния неблагоприятной окружающей среды – более 28 тыс. человек.
Большая часть этих потерь связана с низкой культурой поведения в ходе трудовой и повседневной деятельности.
В наше время необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа. Одним из наиболее эффективных путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации.
2. Составляющие
культуры безопасности
Для установления
основного содержания понятия «культура
безопасности жизнедеятельности» нужно
рассмотреть понятия «культура»
Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.
Безопасность
– необходимое условие
Объединение понятий
«культура» и «безопасность» впервые
было выполнено Международным
В настоящее
время сложилось понимание
«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.
Можно выделить следующие важнейшие компоненты определения культуры безопасности жизнедеятельности:
мирровоззренческая основа, система ценностей;
традиции, устойчивые правила поведения членов общества;
духовные, интелектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.
Таким образом,
проведя обобщение
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Основные направления деятельности КБЖ:
научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности МЧС России;
научно-методическое обеспечение информационной политики в области безопасности жизнедеятельности;
научное и учебно-методическое сопровождение подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие современных методов обучения населения и подготовки специалистов, в том числе с применением технических средств массовой информации, передовых информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения;
совершенствование организации обучения подрастающего поколения в области безопасной жизнедеятельности;
разработка учебно-методической литературы, мультимедийных пособий, компьютерных обучающих программ;
популяризация
профессии спасателя и
3. Пути
формирования и составные
Итак, можно
назвать такие составные
- на индивидуальном
уровне - это мировоззрение, нормы
поведения, индивидуальные
- на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;
- на общественно-
Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов и средств ее формирования у населения страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему.
- На индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях.
- На коллективном
уровне -развитие системы
- На общественно-
Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Что касается формирования в КБЖ объектом начального (индивидуального) уровня целесообразно рассматривать личность. Ее качества служат определяющими факторами предотвращения угроз и развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. А доминанта безопасного поведения коллективов, социальных групп и общества в целом в значительной степени определяется личностными качествами составляющих их людей.
Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.
На каждом уровне можно выделить наиболее существенные элементы культуры безопасности жизнедеятельности, методы и средства ее формирования. См. Таблица 1.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности | ||
Уровни |
Элементы |
Методы и средства |
Индивидуальный |
Мировоззрение Нормы поведения Индивидуальные ценности Подготовленность в области безопасности |
Воспитание и обучение в: - семье; - учреждениях общего и профессионального образования в рамках общеобязательных курсов ОБЖ и БЖД; - кадетских корпусах, школах, классах; - центрах, полевых лагерях; - общественных организациях и движениях |
Коллективный |
Корпоративные ценности Профессиональные этика и мораль Подготовленность
персонала в области |
Развитие системы корпоративных ценностей Воспитание и обучение Обучение персонала потенциально опасных объектов |
Общественно-государственный |
Нормативно-правовое регулирование Государственное управление Традиции и ценности безопасной жизнедеятельности Подготовленность
населения в области |
Совершенствование нормативно-правовой базы Реализация государственной политики Научно-техническая деятельность в области управления рисками Развитие общенациональной идеологии безопасности Социальная реклама безопасности Система подготовки в области ГО и защиты от ЧС |
Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.
При этом решающий вклад в формирование КБЖ призвано внести Минобрнауки России. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
- ключевым звеном формирования
КБЖ является обучение, которое
наиболее эффективно в детском
и юношеском возрасте. Обучение
неразрывно связано с
- обучение в интересах
формирования КБЖ в
Информация о работе Пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности