Радиация и здоровье. Виды ионизирующих излучений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:41, реферат

Описание работы

Речь идёт только об искусственных источниках радиации (ионизирующего излучения), естественные источники, потому так и называются, что избавиться от них не в нашей воле и человечество зарождалось и прошло свою эволюцию в их присутствии. Естественные источники, в некоторых случаях тоже могут быть ионизирующим излучением, но в нормальных условиях не считаются таковыми и не несут угрозы здоровью.

Содержание работы

1.Радиация и здоровье.
1.1Виды ионизирующих излучений.
1.1.1Альфа-частица
1.1.2 Бетта-излучение
1.1.3Гамма-излучение
2. Проблемы устойчивого развития цивилизации в XXI веке
(сохранения цивилизации.)
2.1Анализ обстановки в мире и перспектив будущего.
2.2 Что же нужно сделать, чтобы цивилизация выжила?

Файлы: 1 файл

Ekologia_tamozhennoe_delo (1).docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

 

      Российский государственный торгово-экономический университет

 

                                                                                                         

                                                                             Факультет_________________________

                                                                             Кафедра__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Контрольная работа

       по__________________________________________________________

                          (название учебной дисциплины)

 

                                          Вариант №____

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил студент_________ курса, _______ группы

                                                              Специальность ________________________________

                                                               _____________________________________________

                                                                                  (фамилия, имя, отчество студента)

 

 

                                                              «_______»______________________________200__г.

 

 

                                                                                                      ___________________

                                                                                                                   (подпись студента)

 

                                                                 Рецензент____________________________________

                                                                                    (должность, фамилия и.о. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Москва

                                                             201_г.

 

   1. Радиация и здоровье. Виды ионизирующих излучений.

   2. Проблемы устойчивого развития цивилизации в XXI веке 
 
План: 
1.Радиация и здоровье.  
1.1Виды ионизирующих излучений. 
1.1.1Альфа-частица 
1.1.2 Бетта-излучение 
1.1.3Гамма-излучение 
2. Проблемы устойчивого развития цивилизации в XXI веке 
(сохранения цивилизации.) 
2.1Анализ обстановки в мире и перспектив будущего. 
2.2 Что же нужно сделать, чтобы цивилизация выжила? 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                1.Радиация и здоровье. 
1.1Искусственная радиация все активнее вторгается в жизнь человечества и поскольку её невозможно ощутить органами чувств, мы зачастую и не предполагаем, где нас может подстерегать очередная доза облучения. Атомная энергетика, с её огромной потенциальной угрозой, – представляет только вершину айсберга. Источники ионизирующего излучения используются в медицине, в геологии, в транспорте, в быту, в других местах и, несмотря на то, что нас пытаются успокоить установлением различных норм радиационной безопасности – природа радиации такова, что несёт только разрушение. Речь идёт только об искусственных источниках радиации (ионизирующего излучения), естественные источники, потому так и называются, что избавиться от них не в нашей воле и человечество зарождалось и прошло свою эволюцию в их присутствии. Естественные источники, в некоторых случаях тоже могут быть ионизирующим излучением, но в нормальных условиях не считаются таковыми и не несут угрозы здоровью.

   Влияние радиации на здоровье человека.

Воздействие радиации на человека называют облучением. Угрозу для здоровья представляет именно Ионизирующее излучение – поток гамма-частиц обладающих большой мощностью, и способных ионизировать (привести к образованию заряженных частиц) вещество с которым взаимодействует. В результате воздействия ионизирующего излучения на клетки человека в них образуются свободные радикалы (частицы с неспаренным электроном), а как известно из химии – атом стремится заполнить свою орбиталь и либо отдаёт лишний электрон, либо забирает его у соседнего атома. Таким образом, запускается цепная реакция в клетках по "обмену электронами". Такой обмен электронами приводит к повреждению сначала мембраны, а потом и самой клетки. Больше других подвержены воздействию активно делящиеся клетки (эмбриональные, стволовые, эпителиальные), изменения вызываемые облучением в организме, называются соматические (телесные).

  Повреждение ДНК приводит к мутациям и несёт отдалённые последствия, как для самого организма, так и для следующих поколений, о их результатах можно только предполагать – такие повреждения носят название генетическими. Известно также, что большей мутации подвержены минисателлиты (относительно короткие повторяющиеся фрагменты ДНК длиной 10-60 нуклеотидов).

   Последствия действия радиации (облучения):

  • нарушение обмена веществ и эндокринного равновесия;
  • иммунодепрессия и иммунодефицит;
  • возникновение лейкозов и злокачественных опухолей;
  • нарушение работы некоторых органов (например, щитовидной железы);
  • воздействие на наследственность;
  • нарушение органов зрения (возникновение катаракты);
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • временная или постоянная стерильность;
  • сокращение средней ожидаемой продолжительности жизни;
  • нарушение психики;

1.2 Виды ионизирующих излучений. 
Наиболее разнообразны по видам ионизирующих излучений так называемые радиоактивные излучения, образующиеся в результате самопроизвольного радиоактивного распада атомных ядер элементов с изменением физических и химических свойств последних. Элементы, обладающие способностью радиоактивного распада, называются радиоактивными; они могут быть естественными, такие, как уран, радий, торий и др. (всего около 50 элементов), и искусственными, для которых радиоактивные свойства получены искусственным путем (более 700 элементов).

При радиоактивном распаде имеют место три основных вида ионизирующих излучений:  
1.1.1 Альфа-частица — это положительно заряженные ионы гелия, образующиеся при распаде ядер, как правило, тяжелых естественных элементов (радия, тория и др.). Эти лучи не проникают глубоко в твердые или жидкие среды, поэтому для защиты от внешнего воздействия достаточно защититься любым тонким слоем, даже листком бумаги. 
1.1.2 Бета-излучение представляет собой поток электронов, образующихся при распаде ядер как естественных, так и искусственных радиоактивных элементов. Бета-излучения обладают большей проникающей способностью по сравнению с альфа-лучами, поэтому и для защиты от них требуются более плотные и толстые экраны. Разновидностью бета-излучений, образующихся при распаде некоторых искусственных радиоактивных элементов, являются. позитроны. Они отличаются от электронов лишь положительным зарядом, поэтому при воздействии на поток лучей магнитным полем они отклоняются в противоположную сторону. 
1.1.3 Гамма-излучение, или кванты энергии (фотоны), представляют собой жесткие электромагнитные колебания, образующиеся при распаде ядер многих радиоактивных элементов. Эти лучи обладают гораздо большей проникающей способностью. Поэтому для экранирования от них необходимы специальные устройства из материалов, способных хорошо задерживать эги лучи (свинец, бетон, вода). Ионизирующий эффект действия гамма-излучения обусловлен в основном как непосредственным расходованием собственной энергии, так и ионизирующим действием электронов, выбиваемых из облучаемого вещества. 
 
 
 
 
2.Проблемы устойчивого развития цивилизации в XXI веке  

2.1Анализ обстановки в мире и перспектив будущего. 
Что может грозить нашей цивилизации? В последнее время все больше обсуждают и нарастающее отравление окружающей среды, и расход природных ресурсов, и рост численности населения, и противостояние стран и религиозных конфессий, и возможность столкновения с крупными астероидами. В прошлом веке десятки миллионов жертв унесли две мировые войны, и человечество чуть не скатилось в омут ядерной катастрофы, в результате которой, вообще, могла бы не сохраниться жизнь на планете.

Несмотря на то, что проблемы относятся к разным областям жизни, в целом решение задачи выживания, длительного существования человечества (sustainable development) затрудняют (или вообще делают невозможным?) несоответствие, неадекватность систем поведения, менталитета человеческого сообщества существующим реалиям. Даже, казалось бы, такие существенные изменения в социальной, общественной жизни, как распространение демократии и либерализма, резкое уменьшение в последние века числа тоталитарных, диктаторских режимов мало изменили методы выяснения взаимоотношений сообществ – развязывание войн и кровопролитных сражений.


2.2 Что же нужно сделать, чтобы цивилизация выжила? 
Практически единственный способ человечеству сохраниться – остановить череду глобальных войн и устранять возникающие кризисы переговорами и компромиссными решениями. Прежде всего, пойти на ряд радикальных преобразований – систем воспитания, направленности масс-медиа, задающих в значительной степени наши системы поведения. Возможный вариант - разработка и реализация нескольких глобальных программ (проектов) – назовем их сознание, разоружение, технология, экономика и геополитика. В основу организации проектов может быть положен опыт успешно реализованных масштабных национальных и международных программ недавнего прошлого - Манхэттен, советских атомных и ракетных программ, лунной программы Аполлон, создания Европейского Союза. Но теперь потребуется подняться еще на ступень по объему, сложности и длительности работ.

Хотя эти предложения и являются в некотором смысле продолжением давнишней, утопической линии о построении справедливого человеческого общества, теперь у нас нет другого выхода, как найти вариант мирного сосуществования, создания на планете другой системы жизни. Один из главных пунктов – это прекращение военных расходов и перевод денежных потоков на решение мирных задач - на обеспечение устойчивого развития. Сегодня весь мир тратит в год на военные цели около триллиона долларов, и эти средства должны быть перенацелены на решение обсуждаемой проблемы.

 Примерное содержание предлагаемых программ:

1. Изменение  глобального менталитета (проект  Сознание). Пропаганда и образование, направленные на внедрение толерантности, миролюбия и равноправия. На устранение  агрессивности, национальной и религиозной  вражды, на ограничение чрезмерного  потребления. Использование для изменения менталитета быстро прогрессирующей технологии – глобальных информационных сетей и дистанционного образования.

2. Разоружение. Разоружение и устранение армий. Сохранение только полицейских  сил поддержания безопасности. Прекращение  разработки и крупномасштабного  производства оружия.

3. Технология. Разработка технологий сохранения  окружающей среды и высокого  уровня жизни, доступных всем  гражданам планеты. Гуманитарных  технологий, обеспечивающих преобразование  менталитета.

4. Экономика. Подъем экономики развивающихся  стран. Создание социально справедливых, устойчивых политических, социальных систем. Ликвидация разрыва в уровне жизни.

5. Геополитика. Создание объединений государств  по образцу Европейского союза. Возможно, в перспективе создание единого мирового сообщества.

На проведение этих программ потребуются десятки лет и многие триллионы долларов. Уже сейчас можно назвать несколько возможных источников финансирования:                   - Сокращение и затем прекращение затрат на вооружение и содержание армий.

 

- Имеющиеся  резервы и избытки средств  у наиболее богатых государств, компаний и лиц.

 

- Рост средней  производительности труда в мире  за счет научно-технического прогресса. Широкое использование робототехники; компьютеризация производства.

 

- Обучение  и повышение квалификации населения  развивающихся стран.

 

- Переход  к более умеренному потреблению  в богатых странах.

 

- Освоение  внеземных ресурсов.

Необходима качественно новая модель развития цивилизации – не в виде стихийного движения, а в форме глобально–управляемой коэволюции общества и природы. Для осуществления предлагаемых программ потребуются привлечение лучших специалистов, подбор и воспитание молодых талантливых людей, детализация предлагаемых действий, разделение на этапы, оперативная корректировка и другие организационные мероприятия. Опасность нарастающего кризиса по-видимому очевидна и правящим кругам (по крайней мере, развитых стран), однако пока что принята политика замалчивания, – возможно, из-за боязни утратить свое сегодняшнее, привилегированное положение, а частично и из-за отсутствия простых решений.

«Мы уже и так значительно отстаем. Для предупреждения завтрашнего кризиса нам необходимо было измениться еще вчера» (профессор Э. Ласло).

При осуществлении предлагаемых программ развитие цивилизации сможет развитие по благоприятному варианту «регулируемое развитие». 

 

Список используемой литературы:  
1.Евгений Абрамов. "Цивилизация в 21 веке. Анализ ситуации в мире и перспектив будущего" 
2. Семенникова, Л.Н. Россия в мировом сообществе цивилизации – 2003. 
3.   Цивилизация Руси- России 2007.  
4. http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/PHIZ/STAT/ATOM/atom.html 
5. http://stch-chat.chat.ru/Index.html

 

 


Информация о работе Радиация и здоровье. Виды ионизирующих излучений