Разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:22, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена вопросам охраны труда в ООО «Пи-Контакт» и аспектам организации рабочего процесса, связанным с безопасностью сотрудников на рабочем месте.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 542.96 Кб (Скачать файл)

Глава 4. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

Данный раздел посвящён вопросам охраны труда в ООО «Пи-Контакт» и аспектам организации рабочего процесса, связанным с безопасностью сотрудников на рабочем месте.

Объектом являются условия труда сотрудников коммерческого отдела ООО «Пи-Контакт».

Предметом выступает уровень воздействия производственных факторов на безопасность трудовой деятельности сотрудников коммерческого отдела ООО «Пи-Контакт».

Исследование, проводимое в  данной части дипломного проекта, направлено на выявление неблагоприятных производственных факторов и их влияние на сотрудников коммерческого отдела ООО «Пи-Контакт», работающих в торговом зале. С этой целью планируется проанализировать условия труда сотрудников коммерческого отдела на рабочих местах.

Согласно ст. 209 Трудового  кодекса РФ, условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ каждый работодатель несет ответственность за нарушение  условий труда. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих  мест согласно условиям труда с последующей  сертификацией организации работ  по охране труда.

Факторами, влияющими на качество трудового процесса, являются:

  • режим труда и отдыха;
  • микроклимат;
  • пожаробезопасность;
  • электробезопасность;
  • эргономичность рабочего места;
  • уровень шума;

освещенность..

4.1. Анализ условий труда работников торгового зала ООО «Пи-Контакт»

В дипломном проекте рассматривается проблема совершенствования конкурентоспособности ООО «Пи-Контакт». Одним из факторов конкурентоспособности организации выступает деятельность персонала организации, а работоспособность и эффективность деятельности персонала напрямую зависит от условий труда и организации рабочего пространства. Поэтому анализ условий труда сотрудников является неотъемлемой частью анализа конкурентоспособности организации.

Режим труда и отдыха.

Режим работы сотрудников  коммерческого отдела (продавцов-консультантов) ООО «Пи-Контакт», работающих в торговом зале, нормированный. Часы работы сотрудников – с (8:30 до 21:30, установленный график работы 2/2 дня. В компании не предусмотрен фиксированный перерыв на обед, а обозначен временной промежуток (с 12.00 до 15.00), в которые сотрудник на выбор может выделить час на обеденный перерыв. Таким образом, продолжительность рабочего дня составляет 12 часов + 1 час на обед, выработка за месяц составляет . Обедают сотрудники в специально оборудованной столовой. Параметры режима труда и отдыха соответствуют Трудовому кодексу РФ.

Характеристики помещения (1 этаж торгового зала):

Площадь: 300 м 2.

Длина: 20м.

Ширина: 15м.

Высота: 4 м.

Объем: 1200 м3.

Площадь пола: 300 м2.

Количество  окон: 2 (2 м х 1,5м), стеклопакет, двойное стекло.

Количество  рабочих мест: 20.

Количество  сотрудников в смене: 20.

Таким образом, на 1 человека приходится площадь – 15 м2, объем – 60 м3.

Объем воздуха, приходящегося  на одного работника: 60 м3.

Тип и цвет покрытия потолка, стен и пола: (цвет потолка - штукатурка, цвет белый, стены – водоэмульсионная краска, цвет «бежевый»), (пол – плитка, «светло-серый»).

Торговый зал является проходным помещением. Имеются 2 двери (одна – входная, одна - сквозная на склад; высота 2,5 м, ширина 1 м).

Продавцы-консультанты проводят большую часть своего рабочего времени в торговом зале, осуществляя консультации по товару. 5 рабочих мест оборудованы ПЭВМ, чтобы оформлять документы на получение товара со склада. Существуют следующие неблагоприятные производственные факторы, связанные с работой продавцов-консультантов:

  • недостаток естественной освещённости помещения;
  • нервно-психические и эмоциональные перегрузки;
  • уровень шума
  • неустойчивые стендовые конструкции

Оценка производственных факторов

Стандарты безопасности труда для торговых предприятий  устанавливаются следующими документами:

    • ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля»
    • ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования»
    • ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования»

 

  1. Эргономика рабочего места

На предприятии организовано 2 типа рабочих мест: в зоне продажи  по образцам и в зоне самообслуживания.

Рабочее место продавца-консультанта по образцам (5 мест)  предполагает наличие специального оборудования для организации процесса приема и оформления заказа и выдачи клиентам документов для оплаты и получения товара на складе. Это ПЭВМ с установленным на нём программным обеспечением (ПО), принтер (МФУ), монитор, сканер штрих-кодов.

Такой арсенал технических  средств обеспечивает все виды деятельности продавца-консультанта по образцам:

- сканирование штрих-кода  товара с последующим занесением  в базу данных информации об  отпуске товара

- оформление документов  для оплаты и получения товара  на складе;

- оформление товарного  чека

- занесение информации  о заказе и покупателе, если  товар отсутствует на складе  и для покупки требуется доставка  товара от поставщика.

Рабочее место продавца-консультанта в зоне самообслуживания предполагает наличие места для сидения (стул, ДСП; 0,5 х 0,5м х 0,8м), а также специальное оборудование для выкладки товара – лестница-стремянка.

 

 Таким образом, в торговом зале имеется 20 рабочих мест, которые соответственно оборудованы:

 

10 стульев  (ДСП; 0,5 х 0,5м х 0,5 м)

5 компьютерных  столов (0,7 х 1 х 0,8 м)

5 лестниц-стремянок

Каждая ПЭВМ оснащена печатающим устройством.

5 ПЭВМ, клавиатуры и компьютерные мыши помещаются на выдвинутых, на 20 см вперед полках (ДСП; 0,6м х 0,3м по 4 шт.).

В помещении производится работа с применением ПЭВМ и манипуляции  с пластиковыми картами и ключами, климат определяется для работ средней  тяжести категории  IIа -  энергозатраты 175-232 Вт (151-200 ккал/ч) работы, связанные с постоянной  ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения.

Параметры микроклимата отображены в таблице 11.

Таблица 4.2

Микроклимат в помещении  с ПЭВМ.

Таблица 11. Параметры микроклимата

Период года

Температура воздуха, °С, средняя

Относительная влажность воздуха,%, средняя

Скорость движения воздуха, м/с

факт

норма

факт

норма

факт

норма

Холодный

20-22

22-24

30-50

40-60

0,1

0,1

Теплый

23-25

23-25

40-60

40-60

0,1

0,1


 

Как видно из таблицы, в  торговом зале не всегда выполняются  нормы по микроклимату - в холодный период в помещении наблюдается  пониженная температура и влажность  воздуха.

2.Шум

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" в помещениях при выполнении основной работы на ПЭВМ уровень шума не должен превышать 50 дБА. Шумящее оборудование (АЦПУ, принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения с ПЭВМ. В помещениях, где работают сотрудники, уровень шума не превышает нормы. Рассчитаем уровень звука для отдела.

В зоне рецепции находится  5 компьютеров с уровнем звука 30 дБА,  а также 5 печатающих устройств с уровнем звука 40 дБА. Для расчетов возьмем следующую формулу:

              (Формула 4.1)

где L∑ - суммарный уровень звука от всех одновременно работающих источников.

L – уровень звука создаваемый I-ым источником;

n1, n2 – число источников с данным уровнем звука.

L∑=10*lg(5*10^(30/10) + 5*10^(40/10))

L∑= 47 (дБа)

Так как уровень шума при  работе с ПЭВМ не должен превышать 50дБА, из расчетов видно, что уровень звукового  давления в зале равен 47, дБА и соответствует норме. Однако здесь не учтён уровень шума, создаваемый покупательским потоком, поэтому общий уровень шума следует считать приблизительно равным 60 дб.

  1. Электробезопасность

В помещении имеется следующий тип электросети: TN-S (соединение открытых проводящих частей (ОПЧ) с заземленной нейтралью источника трехфазного тока посредством РЕ-проводника, с заземленным выводом источника однофазного тока – посредством РЕ-проводника).

Значения напряжения сети, при которых срабатывает система  аварийного отключения: максимум – 270 В, минимум – 130 В.

Предельно допустимое значение силы тока для системы аварийного отключения, реагирующие на дифференциальный ток с номинальным отключающим  дифференциальным током: 300 мА.

Оборудование снабжается электроэнергией через сеть напряжением 220 В. Норма электробезопасности  обеспечивается безопасным расположением  токоведущих частей, изоляцией, а  также присутствием системы аварийного отключения.

В помещении нет сырости  или токопроводящей пыли, поддерживается температура, соответствующая норме, отсутствует химически активная или органическая среда. Помещение  сухое, так как относительная  влажность не превышает либо равно 60%. Поэтому в отношении опасности  поражения людей электрическим  током рассматриваемое помещение  является «помещением  без повышенной опасности» (см. ГОСТ 12.1.019-79 «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»).

  1. ПЭВМ

Рабочее место продавца-консультанта в секции продаж по образцам устроено таким образом, что большую часть дня сотрудник сидит за столом и работает с компьютером, а также консультирует клиентов и проверяет товарный вид образцов.

Его рабочее место состоит  из ПЭВМ с печатающим устройством и стула. Рассмотрим их параметры (указано фактическое значение; в скобках указано значение, исходя из требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):

Рабочий стул:

  •       ширина - 500 мм (от 400 мм);
  •       глубина - 500 мм (от 400 мм);
  •        высота -500 мм;
  •       угол наклона - 0 градусов (вперед до 20, назад до 5 градусов);

Рабочий стол:

  • высота рабочей поверхности - 800 мм (725 мм);
  • глубина - 700 мм (от 600 мм);
  • ширина - 1000 мм (от 1200 мм).

Пространство для ног:

  • высота - 750 мм (от 600 мм);
  • ширина - 700 мм (от 500 мм);
  • глубина на уровне колен - 500 мм (от 450 мм);
  • глубина на уровне вытянутых ног - 700 мм (от 650 мм).

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, площадь на одно рабочее место  пользователей ПЭВМ  должна составлять не менее 6 м2, а объем не менее 20 м3. Так как количество рабочих мест= 5, а зона торговли по образцам занимает площадь S=80 кв. м. (от общей площади 300 кв. м.) и V=320 м3 , следовательно, этот фактор удовлетворяет требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03

Монитор установлен выше уровня глаз, угол наблюдения экрана относительно горизонтальной линии взгляда - 50 градусов, что удовлетворяет требованиям  СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (не более 60 градусов).

В рассматриваемом помещении  используется ЖК монитор Benq диагональю 17". Рассмотрим его соответствие ГОСТ Р 52324-2005.

Рассмотрим параметры  ЖК дисплея (указано фактическое     значение; в скобках указано значение, исходя из требований ГОСТ

 Р 52324-2005):

  • проектное расстояние наблюдения – 550мм (не менее 400мм)
  • освещенность экрана - 550 лк (250-750 лк);
  • расстояние от глаз пользователя до экрана - 60 см;
  • направление визирования и углы поворота головы - требование выполняется (пользователь имеет возможность наблюдать экран с углом визирования от 0° до 45° и углом поворота головы от 0° до 20°)
  • минимальная высота знаков - 3,5 мм (от 2,7 мм для расстояния 60 см);
  • отношение ширины знака к высоте - 0,6:1 (0,5:1 - 1:1);
  • коэффициент заполнения - более 0,3 (не менее 0,3)
  • интервал между знаками - не менее ширины одного пикселя (не менее ширины одного пикселя (см. ГОСТ Р ИСО 9241-3))
  • интервал между словами - требование выполняется (не менее ширины одного знака прописной буквы Н)
  • интервал между строками - не менее ширины одного пикселя (не менее ширины одного пикселя (см. ГОСТ Р ИСО 9241-3))
  • частота обновления экрана - 60 Гц (изображения свободно от мелькания);
  • разрешение экрана - 1920х1080;
  • яркость - 300 кд/м2 (превышает минимальное значение, необходимое для получения визуальной резкости);
  • величина зерна – 0.265 мм;
  • контрастность - 1000:1;
  • угол обзора по вертикали - 178 градусов;
  • угол обзора по горизонтали - 178 градусов;
  • время формирования изображения - 6 мс (до 55 мс).

Информация о работе Разработка мероприятий по обеспечению безопасных условий труда