Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:13, курсовая работа
Эффективность борьбы с пожарами зависит от надежно организованной системы связи. Связь в пожарной охране призвана обеспечивать своевременное получение первичной информации о возникновении пожара, управления оперативными действиями пожарных подразделений при тушении пожара, а также решения других задач противопожарной защиты.
Назначение системы оперативной связи в пожарной охране: призвана обеспечивать своевременное получение первичной информации о возникновении пожара, управление оперативными действиями пожарных подразделений при тушении пожара, а также решение других задач противопожарной защиты.
Введение
Стр.4
1. Разработка структурной схемы и расчет основных характеристик системы оперативной связи гарнизона пожарной охраны
1.1 Разработка структурной схемы системы оперативной связи гарнизона пожарной охраны
Стр.5
2. Выбор и обоснование технических средств системы оперативной связи гарнизона пожарной охраны
2.1 Общие сведения об основных технических средствах связи гарнизона пожарной охраны
Стр.8
2.2 Расчет характеристик устойчивости системы оперативной связи
Стр.17
2.2.1 Оптимизация сети специальной связи по линиям «01» и расчет ее пропускной способности.
Стр.17
2.2.2 Расчет характеристик функционирования радиосети: оперативности и эффективности функционирования радиосвязи
Стр.21
2.2.3 Расчет электромагнитной совместимости радиосредств в сетях оперативной связи
Стр.24
2.2.3.1 Расчет ЭМС двух близко расположенных радиостанций
Стр.25
2.2.3.2 Расчет ЭМС трех радиосетей
Стр.26
2.2.4 Разработка схемы организации связи на пожаре
Стр.27
3. Технико-экономическое обоснование внедрения автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраной (АССОУПО)
3.1 Назначение и основные функции АССОУПО
Стр.30
3.2 Организационно-функциональная структура АССОУПО
Стр.31
3.3 Состав основных подсистем центра АССОУПО
Стр.33
3.4 Особенности организации центра АССОУПО
Стр.34
3.5 Методика расчета эффективности функционирования АССОУПО гарнизона пожарной охраны
Стр.34
3.6 Установка оборудования АССОУПО в ПЧ и ЦУС
Стр.38
3.7 Расчет приведенных затрат на построение и эксплуатацию АССОУПО
Стр.39
Заключение
Стр.42
Литература
На месте пожара должны быть организованы следующие виды связи:
связь управления – между руководителем тушения пожара (РТП), штабом пожаротушения (НШ), начальником тыла (НТ), боевыми участками (БУ) и подразделениями, работающими на пожаре при помощи возимых и носимых радиостанций, полевых телефонных аппаратов и переговорных устройств, громкоговорящих устройств и мегафонов;
связь взаимодействия – между начальниками боевых участков и подразделениями, работающими на пожаре, при помощи радиостанций, полевых телефонных аппаратов и сигнально-переговорных устройств;
связь информации – между оперативным штабом пожаротушения (РТП) и ЦУС с использованием телефонных аппаратов городской телефонной сети или с помощью радиостанции, установленной на автомобиле связи и освещения.
Для организации проводной связи используется коммутатор оперативной связи (КОС), обеспечивающий подключение полевых телефонных аппаратов РТП и начальников боевых участков. Для организации телефонной связи РТП с диспетчером ЦУС в КОС предусмотрена возможность подключения к телефонной сети города через районную АТС.
Схема организации и размещения средств радио и проводной связи на пожаре
Для осуществления громкоговорящего оповещения на месте пожара используется усилитель мощности (УМ), к которому подключаются громкоговорители по числу боевых участков. При этом РТП с помощью выносного микрофона (М) имеет возможность передачи циркулярной информации на все боевые участки.
Вывод: В данной главе производился выбор технических средств связи стационарных и подвижных узлов связи гарнизона, а также линий и каналов связи, предназначенных для обеспечения управления повседневной деятельностью подразделений гарнизона пожарной охраны.
По данным расчета было получено, что для оптимальной работы оперативной связи гарнизона необходимо иметь 4 линий связи «01» и 1 диспетчеров, что обеспечит необходимую пропускную способность сети специальной связи.
При определении высот подъема антенн стационарных радиостанций ЦУС и ПЧ расчетным методом определили произведение высот подъема антенн м2. Из полученного произведения высот выбирали необходимые высоты стационарных антенн ЦУС м и удаленной пожарной части м.
В качестве возимых радиостанций выбираем " Motorola GM-1280 " и в качестве стационарных радиостанций выбираем "Альтавия-101"
Использовать будем радиостанцию типа “Motorola GP1200”.
3.
Технико-экономическое
3.1 Назначение и основные функции АССОУПО
В условиях осложнения и быстрого изменения оперативной обстановки на объектах противопожарной защиты в каналах оперативно-диспетчерского управления гарнизона резко возрастает информационный поток вызовов-сообщений, что ведет к увеличению суммарной нагрузки на диспетчерский состав дежурной смены ЦУС и ощутимым издержкам во времени обслуживания поступающих сообщений о пожарах.
Издержки возникают за счет потерь времени диспетчером гарнизона на обоснованный выбор имеющихся в наличии гарнизона сил и средств с учетом их состояния, на установление связи, выдачу приказов и контроль их исполнения, на текущую регистрацию (в основном ручную) всех видов поступающей на ЦУС информации. Увеличение суммарной нагрузки на диспетчерский состав в экстремальных условиях, быстрое осложнение оперативной обстановки приводит к резкому возрастанию ошибок как диспетчерского состава ЦУС, так и руководителя тушения пожара – РТП на месте пожара.
Основным назначением АССОУПО является повышение уровня пожарной безопасности, уменьшения материального ущерба и гибели людей от пожаров, уменьшение количества ошибок в действиях диспетчерского состава и служб пожаротушения, повышение эффективности организационной и хозяйственной деятельности гарнизона, эффективное использование средств связи, пожарной техники и личного состава в гарнизонах пожарной охраны.
Основные функции АССОУПО. Функционирование АССОУПО основано на взаимодействии основных ее подсистем и структурных подразделений в процессе решения функциональных задач. В соответствии с основными задачами АССОУПО выполняет следующие функции:
обеспечивает круглосуточное оперативно-диспетчерское управление в гарнизоне пожарной охраны, в том числе во время отказа отдельных подсистем и элементов;
осуществляет сбор, переработку и анализ информации, поступающей по каналам диспетчерского управления на ЦУС и узлы связи гарнизона (сигналов, сообщений, информационных данных, документов и т.п.) о состоянии объекта управления и оперативной обстановке на защищаемой территории;
обеспечивает
выработку управляющих
осуществляет передачу управляющих воздействий (сигналов, приказов, путевок на выезд, документов и т.п.) на исполнение и контроль;
осуществляет реализацию и контроль выполнения управляющих воздействий;
осуществляет
профилактический осмотр и ремонт вычислительной
техники и периферийного
проводит
анализ работы компонентов системы
и технико-экономических
составляет и представляет в срок установленную отчетность по вопросам деятельности центра АССОУПО и использования вычислительной техники в соответствии с действующими нормативными документами;
осуществляет контроль по обеспечению работоспособности комплекса технических средств АССОУПО и его правильной эксплуатации.
3.2 Организационно-функциональная структура АССОУПО
Автоматизированная система связи и оперативного управления пожарной охраной может создаваться как автономная автоматизированная система управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны или как часть комплексной автоматизированной системы управления пожарной охраной крупного административного центра. АССОУПО имеет три модификации, определяющие уровень автоматизации решения задач управления. Выбор модификации АССОУПО для конкретного гарнизона пожарной охраны осуществляется в соответствии с приказами МВД России и МЧС России.
Организационно-функциональная структура АССОУПО определяется географическим расположением объектов охраны, дислокацией подразделений пожарной охраны и выполняемыми ими функциями. АССОУПО включает в себя центр управления силами (ЦУС) Государственной противопожарной службы - УГПС (ОГПС), пункты связи пожарных частей, службы взаимодействия, объекты защиты.
В общем виде состоит из следующих взаимосвязанных составных частей (систем), представленных на рис.3.1:
система оперативно-диспетчерского управления (СОДУ);
система оперативно-диспетчерской связи (СОДС);
система организационного и правового обеспечения (СОПО);
информационно-управляющая вычислительная система (ИВС).
СОДУ разделяется на центральную СОДУ (СОДУ-Ц), размещаемую на ЦУС гарнизона, и комплекс аппаратуры телемеханики и связи (КАТМиС), который размещается в каждой пожарной части.
В состав КАТМиС входят комплекс устройств связи (КУС) и комплекс телемеханики (КТ), органы, управления которых должны выводиться на рабочее место диспетчера (РМД) пожарной части.
Система
оперативно-диспетчерской
Система
организационного и правового обеспечения
(СОПО) включает в себя нормативно-правовую
и организационно-техническую
Организационно-функциональная структура АССОУПО определяется географическим расположением объектов охраны, дислокацией подразделений пожарной охраны и выполняемыми ими функциями. Организационно-функциональная структура АССОУПО включает в себя центр АССОУПО, стационарные и подвижные УС гарнизона, службы взаимодействия, объекты защиты. Структура АССОУПО не должна нарушать структуру системы оперативно-диспетчерской связи гарнизона, организованную по принципу централизованного управления.
Конкретные
технические и организационные
решения по созданию СОДС, СОДУ, СОПО
и ИВС устанавливаются в
3.3 Состав основных подсистем центра АССОУПО
В основу построения АССОУПО в гарнизоне должны быть положены типовые решения, однако для каждого конкретного гарнизона пожарной охраны могут быть свои особенности. На этапе проектных изысканий следует детально проанализировать существующую СОДС гарнизона, исследовать ее характеристики, определить степень ее пригодности для функционирования АССОУПО. Кроме того, необходимо провести детальное технико-экономическое обоснование целесообразности автоматизации функций той или иной подсистемы АССОУПО.
В состав
структуры АССОУПО входит совокупность
взаимосвязанных технических
3.4 Особенности организации
Для обеспечения функционирования АССОУПО в гарнизоне пожарной охраны создается центр АССОУПО и ПСЧ ПЧ или ПСО. В процессе выполнения своих функций центр АССОУПО взаимодействует с УГПС, ОГПС, дежурной службой пожаротушения, а также службами жизнеобеспечения. Центр АССОУПО обеспечивает, круглосуточную, непрерывную оперативно-диспетчерскую службу в гарнизоне пожарной охраны.
Функционирование центра АССОУПО осуществляется под руководством начальника центра, дежурной части и технической части под руководством заместителя начальника центра АССОУПО. Функционирование центра и работа его персонала осуществляется на основе положения о центре АССОУПО, должностных и технологических инструкций, которые разрабатываются УГПС на базе типовых положений и инструкций, входящих в состав проектной документации АССОУПО.
3.5 Методика расчета
Обобщенный показатель экономической эффективности функционирования АССОУПО. В качестве обобщенного показателя эффективности функционирования АССОУПО принято отношение оценки результата ее применения в реальных условиях (Э) к приведенным затратам на построение и эксплуатацию системы (Собщ):
Экономический эффект АССОУПО. Оценкой результата применения АССОУПО является экономический эффект Э, получаемый за счет предотвращенных с помощью АССОУПО убытков от пожаров. Экономический эффект можно представить как разность между суммарными потерями от пожаров при базовом варианте (т.е. до внедрения системы) и суммарными потерями от пожаров при новом варианте, т.е. после внедрения системы:
, руб.
где: - среднее число крупных пожаров за исследуемый промежуток времени; и , руб. - средние значения материальных убытков, образующихся до начала тушения пожара, соответственно до внедрения АССОУПО и после внедрения ее; и , руб. - средние значения материальных убытков, образующихся в период тушения пожара, до внедрения АССОУПО и после ее внедрения; и , руб. - средние значения косвенных материальных убытков от пожаров, соответственно до внедрения АССОУПО и после ее внедрения.
Стоимость убытков , образующихся на конкретном этапе тушения пожара зависит от условий возникновения и характера развития пожара, времени его обнаружения, времени выработки управленческого решения диспетчером (выбора состава техники и формирования приказа на выезд), транспортного времени, времени разведки пожара и ввода достаточного количества сил и средств на всех направлениях боевых действий, а также от удельной стоимости горючей нагрузки (горючих материалов) на объекте пожара. В общем виде средний размер ущерба то пожара до начала его тушения вычисляется по формуле:
, руб.
где: , м2 - площадь горения (пожара) в момент начала тушения;
, руб./м2 - коэффициент удельной стоимости горючей нагрузки (материалов) на единицу площади горения.
Увеличение площади горения рассчитывается исходя из формы пожара в зависимости от времени свободного развития пожара - .
Время свободного развития пожара рассчитывается по формуле:
мин.,
где: , мин. - время от начала возникновения пожара до момента его обнаружения;
, мин. - время обработки сообщения (заявки) с учетом времени переговора диспетчера ЦУС с заявителем о пожаре и выработки диспетчером управленческого решения на высылку пожарных подразделений для тушения пожара;