Репродуктивное здоровье молодёжи и подростков, как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях в России возрастает социальная значимость здоровья с точки зрения гуманистических идеалов гражданского общества, национальной безопасности и экономической эффективности здравоохранения. Вторая половина XX века характеризуется интересом к проблеме нормальной жизнедеятельности, здоровья человека, профилактике болезней и продвижению здоровья. Это выразилось в росте числа публикаций по данной проблеме не только профильного медицинского характера, но и философского, социологического как в нашей стране, так и за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая (Желтов С. 441группа).docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

      По данным Всемирной организации здравоохранения, стенокардия и инфаркт миокарда встречаются у заядлых курильщиков в 12—13 раз чаще, чем у некурящих, язва желудка — в 10 раз чаще и т. д.

      Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности. Шведские ученые Эриксон, Келлен и Вестерхолм выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, по данным немецкого ученого Кнерра, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей [13].

      Дети, родившиеся от куривших во время беременности матерей, часто имеют измененную реактивность организма, слабую и неустойчивую нервную систему. К году дети курящих матерей догоняют по развитию и массе тела детей некурящих матерей. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что такие дети отстают в росте и развитии от своих сверстников на 7 лет.

      Кроме того, курение позволяет сделать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом. Вот тут сигарета помогает выиграть время, чтобы хоть минуту подумать. Люди нерешительные, дымя сигаретой, кажутся себе «круче», а подростки — взрослее. И, наконец, сигарета успокаивает уже тем, что находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. Точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди или когда ему дают соску, взрослые приходят в себя, взяв в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы: стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).

      Исследования ученых последних лет позволяют со всей определенностью утверждать, что прежние представления о пользе курения не более чем миф. Если раньше считалось, что курение помогает справиться со стрессами, расслабляет, то новые исследования опровергают это мнение. Никотин и другие компоненты табачного дыма действуют на рецепторы головного мозга таким образом, что вызывают ухудшение настроения вплоть до психического расстройства. Курение увеличивает вероятность развития депрессии в четыре раза.

      Алкоголь — это биологический яд. Он поражает все органы и системы, нарушая их функции, значительно снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, к влиянию токсичных и инфекционных агентов.

      Возраст приобщения к спиртному в последние несколько лет резко снизился за счёт того, что в потребление алкоголя включается все больше подростков моложе 13 лет. Подростки воспроизводят нормы женского и мужского алкогольного поведения, принятые в российском обществе, в котором одновременно сосуществуют две «алкогольные культуры»: «мужская», ориентированная на злоупотребление спиртным, и «женская», ориентированная на умеренное потребление [5].

      Существуют ещё и значительные различия в отношении к спиртному молодёжи из разных слоев общества. Так. ученики профессионально-технических училищ (ПТУ), куда чаще поступают подростки из семей с низким социальным и образовательным статусом родителей, пьют намного чаще учеников средних школ и больше склонны сильно напиваться. Кроме того, они чаще «начинают» не с шампанского или сухого вина, как их более социально благополучные сверстники, а с самого тяжелого спиртного напитка — водки [21].

      Анализ мотивов обращения к спиртному учеников школ и ПТУ также указывает на большую степень социальной депривации последних. «Праздники» и «общение» — доминирующие мотивы алкогольного потребления у школьников — у их сверстников из ПТУ встречаются реже, чем ссылки на отрицательные эмоции и скуку («хочется есть», «отнимают деньги, бьют старшие ребята», «холодно в общежитии», «тошно», «не по себе», «ничего не хочется»).

      Таким образом, в то время как для школьников спиртное — в первую очередь атрибут веселья, для учеников ПТУ оно — возможность изменить психическое состояние, «уйти» от проблем, которые они не могут решить. Серия исследований, проводившихся сектором социологии девиантного поведения Института социологии Российской академии наук среди учеников нескольких подмосковных городов, показала, что наиболее «сильно пьющие» работающие несовершеннолетние, Как показал опрос, проведенный в Москве среди молодых людей 14—39 лет, занятых на производстве, 77 % юношей и 51 % девушек выпивают раз в месяц и чаще, при этом среди них соответственно 45,5 % и 30.6 % имеют опыт неоднократного сильного опьянения. Причина этого — высоко алкоголизированное взрослое окружение, в которое попадают работающие молодые люди моложе 20 лет, занятые, как правило, неквалифицированным трудом. Уклониться от потребления спиртного с товарищами по работе им сложно, поскольку в России, как известно, широко распространена практика выпивок на рабочем месте во время рабочего дня. Это позволяет говорить об усиливающейся дифференциации потребления спиртного подростками, выросшими в разной социальной среде [3].

      Все это неизбежно ведет к повышению заболеваемости и смертности лиц, страдающих алкоголизмом. Особенно остро проявляется и тяжело протекает пьянство у девушек и молодых женщин.

      У женщин, употребляющих спиртные напитки, наблюдаются нарушения менструальной и детородной функций, ослабевает половое влечение. Алкоголь пагубно отражается на потомстве. Известно, что частой причиной нарушения нервно-психического и физического развития детей является пьянство их родителей, а иногда даже однократное употребление ими спиртных напитков [11].

      Основная опасность — рождение неполноценного ребенка с пороками развития. Выдающиеся писатели и ученые, такие, как Л. Н. Толстой, В. М. Бехтерев и другие, также подчеркивали, что следствием алкоголизма являются нервные и психические болезни, вырождение потомства [26].

      Наркотики. Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Проблему употребления психоактивных веществ серьезно видоизменил социально-экономический кризис, контингент их приверженцев стал моложе: первые пробы наркотиков происходят уже в 13-14 лет, а иногда и в младшем школьном возрасте [10].

      Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении, — «желание получить удовольствие».

      По-видимому, одна из основных ошибок пропаганды здорового образа жизни среди подростков состоит в том, что потребление спиртного, наркотиков и курение не отделяются друг от друга, и основное внимание уделяется тому, какой вред они наносят здоровью, тогда как подросток, принимая решение о том, попробовать ли ему алкоголь, табак или наркотик, в каждом случае руководствуется разными соображениями [27].

      По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во всём мире идёт вал наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.

      Несомненно, наркомания – тяжёлая болезнь и проблема всего общества. И эту болезнь легче предупредить, чем лечить. Для каждого человека вопрос о трезвой жизни и жизни без наркотиков решается по-разному в зависимости от его характера, интересов, здоровья, жизненных ситуаций.

      Одна из основных черт пагубного действия наркотиков заключается в том, что это болезнь молодого возраста, в значительно большей степени, чем алкоголизм. Одна из главных особенностей современной заболеваемости наркоманиями – снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12 – 15 лет. В этом одна из опасностей наркомании. «Баловство» с наркотиками может привести к трагедии.

      Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что социология здоровья становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.

      В наше время однозначно и убедительно доказана несовместимость беременности и приема алкогольных или наркотических стимуляторов: повышается риск прерывания беременности и рождения больного ребенка. В ранние сроки результатом действия никотина, алкоголя и наркотиков является гибель оплодотворенных яйцеклеток и эмбрионов, задержка роста и развития плода, нарушение формирования органов и систем плода, спонтанные выкидыши, мертворождения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей.

2.1 Рекомендации  для пропаганды репродуктивного  здоровья. 

Школа является единственным общественным институтом, который охватывает всю молодежь, поэтому в учебных заведениях имеется уникальная возможность  охватить ту возрастную группу в популяции, которой больше всего необходимо просвещение по вопросам охраны репродуктивного  здоровья. Задача школы - заложить основы ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, расставить ряд общезначимых ориентиров, избегая  бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно  опережающего характера, но вместе с  тем учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов  в организме в период полового созревания.

Как показывают результаты проведенного исследования, социально-педагогическая деятельность с подростками должна опираться  на следующие факты: 60 % опрошенных (72 % девушек и 46 % юношей) считают допустимыми  сексуальные отношения до брака, если есть настоящее чувство. Значительное число респондентов (27 % девушек и 46 % юношей) убеждены, что сексуальные  отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей, а  брак здесь не при чем. И лишь 2 % опрошенных считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке. При этом 51% девушек и 46 % юношей отметили, что добрачные сексуальные отношения очень широко распространены в среде их общения; 18 % девушек и 39 % юношей, напротив, убеждены, что такие отношения не имеют широкого распространения. Затруднились ответить на данный вопрос 16 % респондентов. Лишь 6 % подростков полагают, что сексуальные отношения до брака не распространены среди молодежи.

Формы организации работы в школе в  области репродуктивного здоровья могут быть разные. Фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как  биология, литература, обществоведение, история.

Факультативные  занятия, для которых необходимы учебно-методические комплексы. Желательно, чтобы учащимся были предложены на выбор различные варианты предметов  для факультативного изучения, разработанные  разными авторами и авторскими коллективами.

Семинары  для родителей, тематика, содержание и организация которых отвечает их запросам. Во время таких бесед  нужно сосредоточить внимание родителей  на том, как они могут помочь своим  детям выработать навыки самостоятельного, ответственного принятия решений. При  этом родители должны учитывать, что принимать ответственные решения, в частности касающиеся своего здоровья, может лишь человек, имеющий чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Именно эти качества необходимы для того, чтобы подростки могли противостоять давлению сверстников, склоняющих их к употреблению алкоголя и наркотиков, к преждевременному началу сексуальных отношений, пренебрежению мерами профилактики ИППП и СПИДа. Умение самостоятельно принять правильное решение станет гарантией того, что полученная в школе и от родителей информация действительно будет эффективно использоваться.

Школа может давать родителям книги, брошюры, другую литературу по вопросам профилактики вступления подростков в добрачные  сексуальные отношения и сохранения репродуктивного здоровья подростков, предлагать списки рекомендованной  литературы по этой теме, указывать, где  родители могут такую литературу достать. Родителей можно привлекать к установлению связей с молодежными  и общественными организациями, с которыми школа могла бы сотрудничать в области сохранения репродуктивного  здоровья подростков.

Консультации  для учащихся и родителей в  центрах здоровья.

Работа  с общественностью. Кроме школы и родителей, на формирование мировоззрения детей и подростков, на их взгляды: привычки и поведение большое влияние оказывает окружающая среда - старшие братья и сестры, знакомые, молодежные компании, особенно компании, более старших и авторитетных молодых людей; молодежные и другие общественные организации, а также то, какие взгляды и моральные ценности пропагандируют телевизионные передачи и другие средства массовой информации, реклама.

Для того чтобы повысить эффективность работы по охране репродуктивного здоровья подрастающего поколения и формированию отношения к нему как ценности, нужно распространять необходимую  информацию в самых широких кругах общественности. Только совместные усилия всех заинтересованных лиц и организаций  могут помочь подростку выбрать  правильную жизненную позицию относительно своего здоровья.

Информация о работе Репродуктивное здоровье молодёжи и подростков, как социальное явление