Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Гражданская оборона создавалась как составная часть системы общегосударственных оборонных предприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
Гражданская оборона на современном этапе рассматривается как элемент стратегического оборонного потенциала, как составная часть общей системы обеспечения национальной безопасности. Прошли десятилетия, но опыт, добытый старшими поколениями сотрудников Гражданской обороны, не растрачен, он находит свое продолжение и отражение в делах обновленной гражданской обороны.

Содержание работы

Введение стр.
Гражданская оборона в современных условиях……………………. 3
Основная часть
1 вопрос
Гражданская оборона, её основные принципы и задачи
Законодательно-нормативные основы ГО………..………..…..……..4
2 вопрос
Силы гражданской обороны……………………………………………8
Заключение……………………………………………………………..13
Список использованных источников………………………………....15

Файлы: 1 файл

Referat_VAVT_2.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

 

Примерная группировка сил  гражданской обороны:

  1. Силы разведки и наблюдения (центры и учреждения мониторинга и наблюдения; разведывательные подразделения войск гражданской обороны).
  2. Силы I эшелона (соединения и части войск ГО; подразделения ГПС; территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, функционирующие в рамках РСЧС и создаваемые специально на военное время; нештатные  аварийно-спасательные  формирования, создаваемые на объектах);
  3. Силы  II эшелона (привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск; ведомственные аварийно-спасательные формирования).

    В целях привлечения населения к решению задач гражданской обороны в угрожаемый период и в военное время могут создаваться дополнительные формирования гражданской обороны в порядке, определенном  Правительством Российской Федерации.

    Основными задачами сил гражданской обороны являются:

  1. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся  заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;
  2. Проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;
  3. Восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;
  4. Розыск  пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении  в лечебные учреждения;
  5. Участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача средств индивидуальной  защиты, осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).

Силы гражданской обороны  в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных  бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных  аварий и катастроф, ставящих под  угрозу жизнь и здоровье населения  и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 

            В организациях и военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других войск и воинских формирований задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями о местной обороне, разрабатываемыми на основе Федерального закона «О гражданской обороне», и Положения о гражданской обороне. 
Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.  
             Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут зачисляться граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.  
              Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующих территориях:  
- выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;  
- определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований;  
- ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних;  
- организуют подготовку формирований;  
- осуществляют общее руководство деятельностью формирований. Организации, создающие формирования;  
- разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;  
- укомплектовывают формирования личным составом, специальной техникой и имуществом;  
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;  
- поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.  
            Степень надежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач. В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке.  

 

                                           Заключение 
 
              Развитие гражданской обороны в современных условиях во многом определяют частые локальные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, совершенствование обычных средств ведения войны, а также международный терроризм, угрозы которого стали привычным атрибутом современной жизни. В настоящее время сформировалась достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база. 
Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. Сформирована и успешно функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой сейчас входят более 7 тысяч учреждений различных федеральных органов исполнительной власти. В целях стратегического управления рисками чрезвычайных ситуаций активно работает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. 
             В настоящее время силы и средства гражданской обороны России развиваются и укрепляются на основе качественно новых подходов. В частности, оптимизируется их состав и структура, повышается готовность к действиям по предназначению, уровень подготовки войск ГО и подразделений гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение. По-прежнему важной задачей остается подготовка населения и руководящего состава всех категорий к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для этого сейчас широко применяются современные обучающие методики и технические средства. Разрабатываются, кроме того, новые методы и программы обучения. В практику работы повсеместно внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. Регулярно также проводятся учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах МЧС России. 
             Актуальной также остается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики. Данная работа предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики; обеспечение безаварийного функционирования промышленных предприятий, в том числе при отключении электроэнергии. В этом направлении сейчас проводится большая работа, однако, в отдельных регионах России она продвигается пока медленно в силу имеющихся экономических и иных трудностей. 
            В последние годы МЧС России широко сотрудничает в области гражданской обороны с другими государствами, что полезно с практической точки зрения. Перенимая опыт, «чрезвычайные» национальные службы повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, а также развивают действующую систему защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз. В настоящее время продолжается формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ. Российское МЧС активно также участвует в мероприятиях по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО), в миротворческих и гуманитарных операциях, проводимых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Специализированные подразделения МЧС привлекаются к доставке в пострадавшие регионы мира гуманитарных грузов, оказанию помощи пострадавшему населению и разминированию территории. 
              Специалисты МЧС считают, что система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени, а также легко перенастраиваться для работы в условиях переходного периода. В ближайшее время планируется также улучшить финансирование и материально-техническое обеспечение гражданской обороны за счет внедрения современных финансовых механизмов и изыскания дополнительных внебюджетных источников.  
              Характерными особенностями  гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются: 
1. Обеспечение готовности для решения задач военного времени достигается  через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени. 
2. Переход от прикрытия мобильными силами объектов к прикрытию территорий. 
3. Создание двухуровневой системы защиты населения - на федеральном уровне и на местном уровне. 
4. Гражданская оборона стала более социально-направленной системой в отличие от былой строго оборонной направленности. 
5. Более активное участие общественности и населения в целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона - дело каждого гражданина». 
6. Более быстрая адаптация к обстановке и любому изменению хода событий. 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 № 123-ФЗ,от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
  2. Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. «Вопросы гражданской обороны РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2000 № 1622, от 05.08.2002 № 846, от 08.05.2005 № 531)
  3. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  5. Алтунин А.Т. Гражданская оборона. -М.: Воениздат, 1982.
  6. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. -М.:    Высшая Школа, 1986.
  7. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учеб. пособие. –М. Экзамен, 2006.
  8. Николаев Н.С., Дмитриева И.М. Гражданская оборона на объектах АПК. -М.: Агропромиздат, 1990.
  9. http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4205 официальный сайт МЧС РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль и значение гражданской обороны в системе оборонных мероприятий России